Рабочая программа учебного предмета «Труд (технология)» для обучающихся 1-4 классов

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к основной образовательной программе
начального общего образования МАОУ СОШ № 17 имени А.Н. Быкова,
утв. приказом ОО № 55 от 15.05.2024г
(в редакции приказа ОО от 26.06.2025 г. №126)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 6717537)
учебного предмета «Труд (технология)»
для обучающихся 1 – 4 классов

г. Сухой Лог, 2025 год

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Труд
(технология)» (предметная область «Технология») (далее соответственно –
программа по труду (технологии), труд (технология) включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы труду (технологии), тематическое планирование,
поурочное планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
учебного предмета, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе
завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных,
коммуникативных и регулятивных), которые возможно формировать
средствами технологии с учетом возрастных особенностей обучающихся на
уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по труду (технологии)
включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения
на уровне начального общего образования, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по труду (технологии) на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования
ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Основной целью программы по труду (технологии) является успешная
социализация обучающихся, формирование у них функциональной
грамотности на базе освоения культурологических и конструкторскотехнологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его
создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих
им практических умений, приобретение практических умений, необходимых
для разумной организации собственной жизни, воспитание ориентации на
будущую трудовую деятельность, выбор профессии в процессе
практического знакомства с историей ремесел и технологий.
Программа по труду (технологии) направлена на решение системы
задач:

формирование общих представлений о технологической культуре и
организации трудовой деятельности как важной части общей культуры
человека;
становление элементарных базовых знаний и представлений о
предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его
взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания,
исторически развивающихся и современных производствах и профессиях;
формирование основ чертежно-графической грамотности, умения
работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертеж,
эскиз, схема);
формирование элементарных знаний и представлений о различных
материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений;
развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации,
глазомера через формирование практических умений;
расширение культурного кругозора, развитие способности творческого
использования полученных знаний и умений в практической деятельности;
развитие познавательных психических процессов и приемов умственной
деятельности в ходе выполнения практических заданий;
развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к
конструкторской и к изобретательской деятельности;
воспитание уважительного отношения к труду, людям труда,
культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур,
отраженных в материальном мире;
воспитание понимания социального значения разных профессий,
важности ответственного отношения каждого за результаты труда;
воспитание готовности участия в трудовых делах школьного
коллектива;
развитие социально ценных личностных качеств: организованности,
аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе,
взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности;
воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной
созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к
творческой самореализации;
становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого
отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного
мира с миром природы;
воспитание положительного отношения к коллективному труду,
применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и
мнению других людей.

Содержание
программы
по
труду
(технологии)
включает
характеристику основных структурных единиц (модулей), которые являются
общими для каждого года обучения:
труд, технологии, профессии и производства;
технологии ручной обработки материалов: работы с бумагой и
картоном, с пластичными материалами, с природным материалом, с
текстильными материалами и другими доступными материалами (например,
пластик, поролон, фольга, солома);
конструирование и моделирование: работа с конструктором (с учетом
возможностей материально-технической базы образовательной организации),
конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных
материалов, природных и текстильных материалов, робототехника (с учетом
возможностей материально-технической базы образовательной организации);
ИКТ (с учетом возможностей материально-технической базы
образовательной организации).
В процессе освоения программы по труду (технологии) обучающиеся
овладевают основами проектной деятельности, которая направлена на
развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства
ответственности, умения искать и использовать информацию.
В программе по труду (технологии) осуществляется реализация
межпредметных связей с учебными предметами: «Математика»
(моделирование, выполнение расчетов, вычислений, построение форм с
учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами,
именованными числами), «Изобразительное искусство» (использование
средств художественной выразительности, законов и правил декоративноприкладного искусства и дизайна), «Окружающий мир» (природные формы и
конструкции как универсальный источник инженерно-художественных идей
для мастера; природа как источник сырья, этнокультурные традиции),
«Родной язык» (использование важнейших видов речевой деятельности и
основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения
результатов практической деятельности), «Литературное чтение» (работа с
текстами для создания образа, реализуемого в изделии).
Общее число часов, рекомендованных для изучения труда (технологии),
– 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час
в неделю), в 3 классе –- 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в
неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Технологии, профессии и производства
Природное и техническое окружение человека. Природа как источник
сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Красота и разнообразие
природных форм, их передача в изделиях из различных материалов.
Наблюдения природы и фантазия мастера – условия создания изделия.
Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых материалах,
их происхождении, разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее место, его
организация в зависимости от вида работы. Рациональное размещение на
рабочем месте материалов и инструментов, поддержание порядка во время
работы, уборка по окончании работы. Рациональное и безопасное
использование и хранение инструментов.
Мир профессий. Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные
с изучаемыми материалами и производствами. Профессии сферы
обслуживания.
Традиции и праздники народов России, ремесла, обычаи.
Технологии ручной обработки материалов
Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых
материалов. Использование конструктивных особенностей материалов при
изготовлении изделий.
Общее представление об основных технологических операциях ручной
обработки
материалов:
разметка
деталей,
выделение
деталей,
формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия или его деталей.
Способы разметки деталей: «на глаз» и «от руки», по шаблону, по
линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров) и
изготовление изделий с использованием рисунков, графических инструкций,
простейших схем. Чтение условных графических изображений (знание
операций, способов и приемов работы, последовательности изготовления
изделий). Правила экономной и аккуратной разметки. Рациональная разметка
и вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги. Способы соединения
деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и
другие. Приемы и правила аккуратной работы с клеем. Отделка изделия или
его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и другие).
Подбор соответствующих инструментов и способов обработки
материалов в зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и
приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и другие),
их правильное, рациональное и безопасное использование.

Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и другие). Приемы
изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка «на
глаз», отделение части (стекой, отрыванием), придание формы.
Наиболее распространенные виды бумаги, их общие свойства.
Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и
складывание, сминание, обрывание, склеивание и другие. Резание бумаги
ножницами. Правила безопасного использования ножниц.
Виды природных материалов (плоские – листья и объемные – орехи,
шишки, семена, ветки). Приемы работы с природными материалами: подбор
материалов в соответствии с замыслом, составление композиции, соединение
деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки, соединение с
помощью пластилина).
Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах.
Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и другие).
Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка.
Использование дополнительных отделочных материалов.
Конструирование и моделирование
Простые и объемные конструкции из разных материалов (пластические
массы, бумага, текстиль и другие) и способы их создания. Общее
представление о конструкции изделия, детали и части изделия, их взаимное
расположение в общей конструкции. Способы соединения деталей в
изделиях из разных материалов. Образец, анализ конструкции образцов
изделий, изготовление изделий по образцу, рисунку. Конструирование по
модели (на плоскости). Взаимосвязь выполняемого действия и результата.
Элементарное прогнозирование порядка действий в зависимости от
желаемого (необходимого) результата, выбор способа работы в зависимости
от требуемого результата (замысла).
ИКТ
Демонстрация
учителем
подготовленных
материалов
на
информационных носителях.
Информация. Виды информации.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ
УРОВЕНЬ)
Изучение труда (технологии) в 1 классе способствует освоению на
пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий:
познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных
действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:

ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах
изученного);
воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную,
графическую);
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку,
выделять основные и второстепенные составляющие конструкции;
сравнивать отдельные изделия (конструкции), находить сходство и
различия в их устройстве.
Работа с информацией:
воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или
в учебнике), использовать ее в работе;
понимать и анализировать простейшую знаково-символическую
информацию (схема, рисунок) и строить работу в соответствии с ней.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное
мнение, отвечать на вопросы, выполнять правила этики общения:
уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого
человека;
строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (по
содержанию изученных тем).
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную
учебную задачу;
действовать по плану, предложенному учителем, работать с
использованием графических инструкций учебника, принимать участие в
коллективном построении простого плана действий;
понимать и принимать критерии оценки качества работы,
руководствоваться ими в процессе анализа и оценки выполненных работ;
организовывать свою деятельность: производить подготовку к уроку
рабочего места, поддерживать на нем порядок в течение урока, производить
необходимую уборку по окончании работы;
выполнять несложные действия контроля и оценки по предложенным
критериям.
Совместная деятельность:
проявлять положительное отношение к включению в совместную
работу, к простым видам сотрудничества;

Отформатировано: русский

Отформатировано: русский

принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в
процессе изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество.
2 КЛАСС
Технологии, профессии и производства
Рукотворный мир – результат труда человека. Элементарные
представления об основном принципе создания мира вещей: прочность
конструкции, удобство использования, эстетическая выразительность.
Средства художественной выразительности (композиция, цвет, тон и другие).
Изготовление изделий с учетом данного принципа. Общее представление о
технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия,
выстраивание последовательности практических действий и технологических
операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка,
обработка с целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка изделия,
проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и
изменений. Изготовление изделий из различных материалов с соблюдением
этапов технологического процесса.
Традиции и современность. Новая жизнь древних профессий.
Совершенствование их технологических процессов. Мир профессий. Мастера
и их профессии, правила мастера. Культурные традиции. Техника на службе
человеку.
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла,
его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые
проекты.
Технологии ручной обработки материалов
Многообразие материалов, их свойств и их практическое применение в
жизни. Исследование и сравнение элементарных физических, механических
и технологических свойств различных материалов. Выбор материалов по их
декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Знание и выполнение основных технологических операций ручной
обработки материалов в процессе изготовления изделия: разметка деталей (с
помощью линейки (угольника, циркуля), формообразование деталей
(сгибание, складывание тонкого картона и плотных видов бумаги и другие),
сборка изделия (сшивание). Подвижное соединение деталей изделия.
Использование соответствующих способов обработки материалов в
зависимости от вида и назначения изделия.
Виды условных графических изображений: рисунок, простейший
чертеж, эскиз, схема. Чертежные инструменты – линейка (угольник,
циркуль). Их функциональное назначение, конструкция. Приемы безопасной
работы колющими инструментами (циркуль).

Отформатировано: русский

Технология обработки бумаги и картона. Назначение линий чертежа
(контур, линия разреза, сгиба, выносная, размерная). Чтение условных
графических изображений. Построение прямоугольника от двух прямых
углов (от одного прямого угла). Разметка деталей с использованием
простейших чертежей, эскизов. Изготовление изделий по рисунку,
простейшему чертежу или эскизу, схеме. Использование измерений,
вычислений и построений для решения практических задач. Сгибание и
складывание тонкого картона и плотных видов бумаги (биговка). Подвижное
соединение деталей на проволоку, толстую нитку.
Технология обработки текстильных материалов. Строение ткани
(поперечное и продольное направление нитей). Ткани и нитки растительного
происхождения (полученные на основе натурального сырья). Виды ниток
(швейные, мулине). Трикотаж, нетканые материалы (общее представление),
его строение и основные свойства. Строчка прямого стежка и ее варианты
(перевивы, наборы) и (или) строчка косого стежка и ее варианты (крестик,
стебельчатая, елочка). Лекало. Разметка с помощью лекала (простейшей
выкройки). Технологическая последовательность изготовления несложного
швейного изделия (разметка деталей, выкраивание деталей, отделка деталей,
сшивание деталей).
Использование дополнительных материалов (например, проволока,
пряжа, бусины и другие).
Конструирование и моделирование
Основные и дополнительные детали. Общее представление о правилах
создания гармоничной композиции. Симметрия, способы разметки и
конструирования симметричных форм.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов
по простейшему чертежу или эскизу. Подвижное соединение деталей
конструкции. Внесение элементарных конструктивных изменений и
дополнений в изделие.
ИКТ
Демонстрация
учителем
подготовленных
материалов
на
информационных носителях.
Поиск информации. Интернет как источник информации.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение труда (технологии) во 2 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах
изученного);
выполнять работу в соответствии с образцом, устной или письменной
инструкцией;
выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, группировки с
учетом указанных критериев;
строить рассуждения, проводить умозаключения, проверять их в
практической работе;
воспроизводить порядок действий при решении учебной (практической)
задачи;
осуществлять
решение
простых
задач
в
умственной
и
материализованной формах.
Работа с информацией:
получать информацию из учебника и других дидактических материалов,
использовать ее в работе;
понимать и анализировать знаково-символическую информацию
(чертеж, эскиз, рисунок, схема) и строить работу в соответствии с ней.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
выполнять правила участия в учебном диалоге: задавать вопросы,
дополнять ответы других обучающихся, высказывать свое мнение, отвечать
на вопросы, проявлять уважительное отношение к одноклассникам,
внимание к мнению другого человека;
делиться впечатлениями о прослушанном (прочитанном) тексте,
рассказе учителя, о выполненной работе, созданном изделии.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
понимать и принимать учебную задачу;
организовывать свою деятельность;
понимать предлагаемый план действий, действовать по плану;
прогнозировать необходимые действия для получения практического
результата, планировать работу;
выполнять действия контроля и оценки;
воспринимать советы, оценку учителя и других обучающихся, стараться
учитывать их в работе.
Совместная деятельность:

выполнять элементарную совместную деятельность в процессе
изготовления изделий, осуществлять взаимопомощь;
выполнять правила совместной работы: справедливо распределять
работу, договариваться, выполнять ответственно свою часть работы,
уважительно относиться к чужому мнению.
3 КЛАСС
Технологии, профессии и производства
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и
создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как
движущие силы прогресса.
Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных
условиях. Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника,
предметы быта и декоративно-прикладного искусства. Мир профессий.
Современные производства и профессии, связанные с обработкой
материалов, аналогичных используемым на уроках труда (технологии).
Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие
формы, размеров, материала и внешнего оформления изделия его
назначению. Стилевая гармония в предметном ансамбле, гармония
предметной и окружающей среды (общее представление).
Мир современной техники. Информационно-коммуникационные
технологии в жизни современного человека. Решение человеком инженерных
задач на основе изучения природных законов – жесткость конструкции
(трубчатые сооружения, треугольник как устойчивая геометрическая форма и
другие).
Бережное и внимательное отношение к природе как источнику
сырьевых ресурсов и идей для технологий будущего.
Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные,
групповые и индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики.
Совместная работа в малых группах, осуществление сотрудничества,
распределение работы, выполнение социальных ролей (руководитель (лидер)
и подчиненный).
Технологии ручной обработки материалов
Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и
синтетических материалов. Разнообразие технологий и способов обработки
материалов в различных видах изделий, сравнительный анализ технологий
при использовании того или иного материала (например, аппликация из
бумаги и ткани, коллаж и другие). Выбор материалов по их декоративнохудожественным
и
технологическим
свойствам,
использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от
назначения изделия.

Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож,
шило и другие), знание приемов их рационального и безопасного
использования.
Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ
устройства и назначения изделия, выстраивание последовательности
практических действий и технологических операций, подбор материалов и
инструментов, экономная разметка материалов, обработка с целью получения
деталей, сборка, отделка изделия, проверка изделия в действии, внесение
необходимых дополнений и изменений). Рицовка. Изготовление объемных
изделий из разверток. Преобразование разверток несложных форм.
Технология обработки бумаги и картона. Виды картона
(гофрированный, толстый, тонкий, цветной и другой). Чтение и построение
простого чертежа (эскиза) развертки изделия. Разметка деталей с
использованием простейших чертежей, эскизов. Решение задач на внесение
необходимых дополнений и изменений в схему, чертеж, эскиз. Выполнение
измерений, расчетов, несложных построений.
Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа,
выполнение отверстий шилом.
Технология обработки текстильных материалов. Использование
трикотажа и нетканых материалов для изготовления изделий. Использование
вариантов строчки косого стежка (крестик, стебельчатая и другие) и (или)
петельной строчки для соединения деталей изделия и отделки. Пришивание
пуговиц (с двумя-четырьмя отверстиями). Изготовление швейных изделий из
нескольких деталей.
Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных
материалов в одном изделии.
Конструирование и моделирование
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в
том числе с использованием конструктора, по заданным условиям (техникотехнологическим,
функциональным,
декоративно-художественным).
Способы подвижного и неподвижного соединения деталей набора
конструктора, их использование в изделиях, жесткость и устойчивость
конструкции.
Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений,
технических устройств, бытовых конструкций. Выполнение заданий на
доработку конструкций (отдельных узлов, соединений) с учетом
дополнительных условий (требований). Использование измерений и
построений для решения практических задач. Решение задач на мысленную
трансформацию трехмерной конструкции в развертку (и наоборот).
ИКТ

Информационная среда, основные источники (органы восприятия)
информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации.
Информационные технологии. Источники информации, используемые
человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный
компьютер и другие. Современный информационный мир. Персональный
компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования ПК для сохранения
здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и
обработки информации. Работа с доступной информацией (книги, музеи,
беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет, видео, DVD). Работа с
текстовым редактором Microsoft Word или другим.

Отформатировано: русский
Отформатировано: русский
Отформатировано: русский

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение труда (технологии) в 3 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать
их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного);
осуществлять анализ предложенных образцов с выделением
существенных и несущественных признаков;
выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или
письменной, а также графически представленной в схеме, таблице;
определять способы доработки конструкций с учетом предложенных
условий;
классифицировать изделия по самостоятельно предложенному
существенному признаку (используемый материал, форма, размер,
назначение, способ сборки);
читать и воспроизводить простой чертеж (эскиз) развертки изделия;
восстанавливать нарушенную последовательность выполнения изделия.
Работа с информацией:
анализировать и использовать знаково-символические средства
представления информации для создания моделей и макетов изучаемых
объектов;
на основе анализа информации производить выбор наиболее
эффективных способов работы;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы;

использовать средства информационно-коммуникационных технологий
для решения учебных и практических задач, в том числе Интернет, под
руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
коммуникации;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и способах создания;
описывать предметы рукотворного мира, оценивать их достоинства;
формулировать собственное мнение, аргументировать выбор вариантов
и способов выполнения задания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств
для ее решения;
прогнозировать необходимые действия для получения практического
результата, предлагать план действий в соответствии с поставленной задачей,
действовать по плану;
выполнять действия контроля и оценки, выявлять ошибки и недочеты по
результатам работы, устанавливать их причины и искать способы
устранения;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
Совместная деятельность:
выбирать себе партнеров по совместной деятельности не только по
симпатии, но и по деловым качествам;
справедливо распределять работу, договариваться, приходить к общему
решению, отвечать за общий результат работы;
выполнять роли лидера, подчиненного, соблюдать равноправие и
дружелюбие;
осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при
выполнении своей части работы.
4 КЛАСС
Технологии, профессии и производства
Профессии и технологии современного мира. Использование
достижений науки в развитии технического прогресса. Изобретение и
использование синтетических материалов с определенными заданными
свойствами в различных отраслях и профессиях. Нефть как универсальное

сырье. Материалы, получаемые из нефти (пластик, стеклоткань, пенопласт и
другие).
Мир профессий. Профессии, связанные с опасностями (пожарные,
космонавты, химики и другие).
Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность
людей. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности
человека на окружающую среду, способы ее защиты.
Сохранение и развитие традиций прошлого в творчестве современных
мастеров. Бережное и уважительное отношение людей к культурным
традициям. Изготовление изделий с учетом традиционных правил и
современных технологий (лепка, вязание, шитье, вышивка и другие).
Элементарная творческая и проектная деятельность (реализация
заданного или собственного замысла, поиск оптимальных конструктивных и
технологических решений). Коллективные, групповые и индивидуальные
проекты на основе содержания материала, изучаемого в течение учебного
года. Использование комбинированных техник создания конструкций по
заданным условиям в выполнении учебных проектов.
Технологии ручной обработки материалов
Синтетические материалы – ткани, полимеры (пластик, поролон). Их
свойства. Создание синтетических материалов с заданными свойствами.
Использование измерений, вычислений и построений для решения
практических задач. Внесение дополнений и изменений в условные
графические изображения в соответствии с дополнительными (измененными)
требованиями к изделию.
Технология обработки бумаги и картона. Подбор материалов в
соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия. Определение
оптимальных способов разметки деталей, сборки изделия. Выбор способов
отделки. Комбинирование разных материалов в одном изделии.
Совершенствование умений выполнять разные способы разметки с
помощью чертежных инструментов. Освоение доступных художественных
техник.
Технология обработки текстильных материалов. Обобщенное
представление о видах тканей (натуральные, искусственные, синтетические),
их свойствах и областях использования. Дизайн одежды в зависимости от ее
назначения, моды, времени. Подбор текстильных материалов в соответствии
с замыслом, особенностями конструкции изделия. Раскрой деталей по
готовым лекалам (выкройкам), собственным несложным. Строчка петельного
стежка и ее варианты («тамбур» и другие), ее назначение (соединение и
отделка деталей) и (или) строчки петлеобразного и крестообразного стежков

(соединительные и отделочные). Подбор ручных строчек для сшивания и
отделки изделий. Простейший ремонт изделий.
Технология обработки синтетических материалов. Пластик, поролон,
полиэтилен. Общее знакомство, сравнение свойств. Самостоятельное
определение технологий их обработки в сравнении с освоенными
материалами.
Комбинированное использование разных материалов.
Конструирование и моделирование
Современные требования к техническим устройствам (экологичность,
безопасность, эргономичность и другие).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в
том числе конструктора, по проектному заданию или собственному замыслу.
Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторскотехнологических проблем на всех этапах аналитического и технологического
процесса при выполнении индивидуальных творческих и коллективных
проектных работ.
Робототехника. Конструктивные, соединительные элементы и основные
узлы робота. Инструменты и детали для создания робота. Конструирование
робота. Составление алгоритма действий робота. Программирование,
тестирование робота. Преобразование конструкции робота. Презентация
робота.
ИКТ
Работа с доступной информацией в Интернете и на цифровых носителях
информации.
Электронные и медиаресурсы в художественно-конструкторской,
проектной, предметной преобразующей деятельности. Работа с
подготовленными цифровыми материалами. Поиск дополнительной
информации по тематике творческих и проектных работ, использование
рисунков из ресурса компьютера в оформлении изделий и другие. Создание
презентаций в программе PowerPoint или другой.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение труда (технологии) в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать
их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного);

Отформатировано: русский

анализировать конструкции предложенных образцов изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по
образцу, рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме с использованием
общепринятых условных обозначений и по заданным условиям;
выстраивать
последовательность
практических
действий
и
технологических операций, подбирать материал и инструменты, выполнять
экономную разметку, сборку, отделку изделия;
решать простые задачи на преобразование конструкции;
выполнять работу в соответствии с инструкцией (устной или
письменной);
соотносить результат работы с заданным алгоритмом, проверять
изделия в действии, вносить необходимые дополнения и изменения;
классифицировать изделия по самостоятельно предложенному
существенному признаку (используемый материал, форма, размер,
назначение, способ сборки);
выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, классификации
предметов (изделий) с учетом данных критериев;
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку,
выделять основные и второстепенные составляющие конструкции.
Работа с информацией:
находить необходимую для выполнения работы информацию, пользуясь
различными источниками, анализировать ее и отбирать в соответствии с
решаемой задачей;
на основе анализа информации производить выбор наиболее
эффективных способов работы;
использовать знаково-символические средства для решения задач в
умственной или материализованной форме, выполнять действия
моделирования, работать с моделями;
осуществлять поиск дополнительной информации по тематике
творческих и проектных работ;
использовать рисунки из ресурса компьютера в оформлении изделий и
другие;
использовать средства ИКТ для решения учебных и практических задач,
в том числе Интернет, под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
соблюдать правила участия в диалоге: ставить вопросы,
аргументировать и доказывать свою точку зрения, уважительно относиться к
чужому мнению;

описывать факты из истории развития ремесел в России, высказывать
свое отношение к предметам декоративно-прикладного искусства разных
народов Российской Федерации;
создавать
тексты-рассуждения:
раскрывать
последовательность
операций при работе с разными материалами;
осознавать культурно-исторический смысл и назначение праздников, их
роль в жизни каждого человека, ориентироваться в традициях организации и
оформления праздников.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
понимать и принимать учебную задачу, самостоятельно определять
цели учебно-познавательной деятельности;
планировать практическую работу в соответствии с поставленной целью
и выполнять ее в соответствии с планом;
на основе анализа причинно-следственных связей между действиями и
их результатами прогнозировать практические «шаги» для получения
необходимого результата;
выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки, процесса и
результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в
выполняемые действия;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
Совместная деятельность:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе:
распределять роли, выполнять функции руководителя или подчиненного,
осуществлять продуктивное сотрудничество, взаимопомощь;
проявлять интерес к деятельности своих товарищей и результатам их
работы, в доброжелательной форме комментировать и оценивать их
достижения;
в процессе анализа и оценки совместной деятельности высказывать свои
предложения и пожелания, выслушивать и принимать к сведению мнение
других обучающихся, их советы и пожелания, с уважением относиться к
разной оценке своих достижений.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ТЕХНОЛОГИИ
НА
УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по труду (технологии) на
уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
первоначальные представления о созидательном и нравственном
значении труда в жизни человека и общества, уважительное отношение к
труду и творчеству мастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении
гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы,
ответственное отношение к сохранению окружающей среды;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в
предметном мире, чувство сопричастности к культуре своего народа,
уважительное отношение к культурным традициям других народов;
проявление способности к эстетической оценке окружающей
предметной среды, эстетические чувства – эмоционально-положительное
восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов,
образцов мировой и отечественной художественной культуры;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам
творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой
самореализации, мотивация к творческому труду, работе на результат,
способность к различным видам практической преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качеств и способность к
саморегуляции:
организованность,
аккуратность,
трудолюбие,
ответственность, умение справляться с доступными проблемами;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учетом этики
общения, проявление уважения и доброжелательности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в
пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих
устных и письменных высказываниях;
осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и
несущественных признаков;
сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и
различия;
проводить обобщения (технико-технологического и декоративнохудожественного характера) по изучаемой тематике;
использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной
практической творческой деятельности;
комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении
изделий в соответствии с технической, технологической или декоративнохудожественной задачей;
понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения
объектов и законов природы, доступного исторического и современного
опыта технологической деятельности.
Работа с информацией:
осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации
в учебнике и других доступных источниках, анализировать ее и отбирать в
соответствии с решаемой задачей;
анализировать и использовать знаково-символические средства
представления информации для решения задач в умственной и
материализованной форме, выполнять действия моделирования, работать с
моделями;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий
для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с
контролируемым выходом), оценивать объективность информации и
возможности ее использования для решения конкретных учебных задач;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или
представленным в других информационных источниках.
Коммуникативные универсальные учебные действия

Общение:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать
реплики-уточнения и дополнения, формулировать собственное мнение и
идеи, аргументированно их излагать, выслушивать разные мнения, учитывать
их в диалоге;
создавать тексты-описания на основе рассматривания изделий
декоративно-прикладного искусства народов России;
строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые
суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и
способах создания;
объяснять последовательность совершаемых действий при создании
изделия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места,
поддержание и наведение порядка, уборка после работы);
выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми
действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения
необходимых результатов;
выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета
характера сделанных ошибок;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
Совместная деятельность:
организовывать под руководством учителя и самостоятельно
совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли,
выполнять функции руководителя (лидера) и подчиненного, осуществлять
продуктивное сотрудничество;
проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме
комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения
и пожелания, оказывать при необходимости помощь;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные
идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать
конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его
практического воплощения, предъявлять аргументы для защиты продукта
проектной деятельности.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по труду
(технологии):
правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и
убирать рабочее место, поддерживать порядок на нем в процессе труда;
применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной
работы с клеем;
действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами
рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала,
экономия материала при разметке);
определять названия и назначение основных инструментов и
приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла,
шаблон, стека и другие), использовать их в практической работе;
определять наименования отдельных материалов (например, бумага,
картон, фольга, пластилин, природные, текстильные материалы) и способы
их обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и другие),
выполнять доступные технологические приемы ручной обработки
материалов при изготовлении изделий;
ориентироваться в наименованиях основных технологических операций:
разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия;
выполнять разметку деталей сгибанием, по шаблону, «на глаз», «от
руки», выделение деталей способами обрывания, вырезания и другими,
сборку изделий с помощью клея, ниток и других;
оформлять изделия строчкой прямого стежка;
понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия», «образец»,
«заготовка»,
«материал»,
«инструмент»,
«приспособление»,
«конструирование», «аппликация»;
выполнять задания с использованием подготовленного плана;
обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем
месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их, соблюдать
правила гигиены труда;
рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по
вопросам учителя), анализировать простейшую конструкцию изделия:
выделять основные и дополнительные детали, называть их форму,
определять взаимное расположение, виды соединения, способы
изготовления;
распознавать изученные виды материалов (природные, пластические,
бумага, тонкий картон, текстильные, клей и другие), их свойства (цвет,
фактура, форма, гибкость и другие);

называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и
приспособления (шаблон, стека, булавки и другие), безопасно хранить и
работать ими;
различать материалы и инструменты по их назначению;
называть и выполнять последовательность изготовления несложных
изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
качественно выполнять операции и приемы по изготовлению
несложных изделий: экономно выполнять разметку деталей «на глаз», «от
руки», по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без
откладывания размеров), точно резать ножницами по линиям разметки,
придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием,
вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой и другими способами,
собирать изделия с помощью клея, пластических масс и других, эстетично и
аккуратно выполнять отделку раскрашиванием, аппликацией, строчкой
прямого стежка;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
с помощью учителя выполнять практическую работу и осуществлять
самоконтроль с использованием инструкционной карты, образца, шаблона;
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
понимать простейшие виды технической документации (рисунок,
схема), конструировать и моделировать изделия из различных материалов по
образцу, рисунку;
осуществлять
элементарное
сотрудничество,
участвовать
в
коллективных работах под руководством учителя;
выполнять несложные коллективные работы проектного характера;
называть профессии, связанные с изучаемыми материалами и
производствами, их социальное значение.
К концу обучения во 2 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по труду
(технологии):
понимать смысл понятий «инструкционная» («технологическая») карта,
«чертеж», «эскиз», «линии чертежа», «развертка», «макет», «модель»,
«технология», «технологические операции», «способы обработки» и
использовать их в практической деятельности;
выполнять задания по самостоятельно составленному плану;
распознавать элементарные общие правила создания рукотворного мира
(прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия,
асимметрия, равновесие), наблюдать гармонию предметов и окружающей
среды, называть характерные особенности изученных видов декоративноприкладного искусства;

выделять, называть и применять изученные общие правила создания
рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
самостоятельно подготавливать рабочее место в соответствии с видом
деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее
место;
анализировать задание (образец) по предложенным вопросам, памятке
или инструкции, самостоятельно выполнять доступные задания с
использованием инструкционной (технологической) карты;
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы,
исследовать свойства новых изучаемых материалов (толстый картон,
натуральные ткани, нитки, проволока и другие);
читать простейшие чертежи (эскизы), называть линии чертежа (линия
контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба, линия
симметрии);
выполнять экономную разметку прямоугольника (от двух прямых углов
и одного прямого угла) с помощью чертежных инструментов (линейки,
угольника) с использованием простейшего чертежа (эскиза), чертить
окружность с помощью циркуля;
выполнять биговку;
выполнять построение простейшего лекала (выкройки) правильной
геометрической формы и разметку деталей кроя на ткани по нему/ней;
оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными
строчками;
понимать смысл понятия «развертка» (трехмерного предмета),
соотносить объемную конструкцию с изображениями ее развертки;
отличать макет от модели, строить трехмерный макет из готовой
развертки;
определять неподвижный и подвижный способ соединения деталей и
выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по
модели, простейшему чертежу или эскизу;
решать несложные конструкторско-технологические задачи;
применять освоенные знания и практические умения (технологические,
графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и
практической деятельности;
выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под
руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых
группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его
в продукте, демонстрировать готовый продукт;
знать профессии людей, работающих в сфере обслуживания.

К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по труду
(технологии):
понимать смысл понятий «чертеж развертки», «канцелярский нож»,
«шило», «искусственный материал»;
выделять и называть характерные особенности изученных видов
декоративно-прикладного искусства, профессии мастеров прикладного
искусства (в рамках изученного);
узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по
описанию изученные и распространенные в крае ремесла;
называть и описывать свойства наиболее распространенных изучаемых
искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль и
другие);
читать чертеж развертки и выполнять разметку разверток с помощью
чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль);
узнавать и называть линии чертежа (осевая и центровая);
безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом;
выполнять рицовку;
выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными ручными
строчками;
решать простейшие задачи технико-технологического характера по
изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание
новых свойств конструкции в соответствии с новыми (дополненными)
требованиями, использовать комбинированные техники при изготовлении
изделий в соответствии с технической или декоративно-художественной
задачей;
понимать технологический и практический смысл различных видов
соединений в технических объектах, простейшие способы достижения
прочности конструкций, использовать их при решении простейших
конструкторских задач;
конструировать и моделировать изделия из разных материалов и с
использованием конструктора по заданным техническим, технологическим и
декоративно-художественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости
от требований конструкции;
знать
несколько
видов
информационных
технологий
и
соответствующих способов передачи информации (из опыта обучающихся);
понимать назначение основных устройств персонального компьютера
для ввода, вывода и обработки информации;
выполнять основные правила безопасной работы на компьютере;

использовать возможности компьютера и ИКТ для поиска необходимой
информации при выполнении обучающих, творческих и проектных заданий;
выполнять проектные задания в соответствии с содержанием
изученного материала на основе полученных знаний и умений;
называть профессии, связанные с изучаемыми материалами и
производствами, их социальное значение.
К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по труду
(технологии):
формировать общее представление о мире профессий, их социальном
значении, о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в
области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых
окружающих производствах;
самостоятельно организовывать рабочее место в зависимости от вида
работы, осуществлять планирование трудового процесса на основе анализа
задания;
самостоятельно планировать и выполнять практическое задание
(практическую работу) с использованием инструкционной (технологической)
карты или творческого замысла, при необходимости вносить коррективы в
выполняемые действия;
понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять
доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего
труда;
выполнять более сложные виды работ и приемы обработки различных
материалов (например, плетение, шитье и вышивание, тиснение по фольге),
комбинировать различные способы в зависимости и от поставленной задачи,
оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками;
выполнять символические действия моделирования, понимать и
создавать простейшие виды технической документации (чертеж развертки,
эскиз, технический рисунок, схему) и выполнять по ней работу;
решать простейшие задачи рационализаторского характера по
изменению конструкции изделия: на достраивание, придание новых свойств
конструкции в связи с изменением функционального назначения изделия;
решать простейшие художественно-конструкторские задачи по
созданию изделий с заданной функцией на основе усвоенных правил
дизайна;
создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации с
использованием изображений на экране компьютера, оформлять текст
(выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца);
работать с доступной информацией, работать в программах текстового
редактора Word, PowerPoint;

решать творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать
проектный замысел, осуществлять выбор средств и способов его
практического воплощения, аргументированно представлять продукт
проектной деятельности;
осуществлять сотрудничество в различных видах совместной
деятельности, предлагать идеи для обсуждения, уважительно относиться к
мнению товарищей, договариваться, участвовать в распределении ролей,
координировать собственную работу в общем процессе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Раздел 1. Технологии, профессии и производства
Природное и техническое окружение
человека. Мир профессий. Профессии,
1.1
связанные с изучаемыми материалами
и производствами
Итого по разделу

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

4

4

Раздел 2. Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и моделирование
Природные материалы. Свойства.
2.1
Технологии обработки. Способы
4
соединения природных материалов
2.2

Композиция в художественнодекоративных изделиях

2

2.3

Пластические массы. Свойства.
Технология обработки. Получение
различных форм деталей изделия из
пластилина. Мир профессий

4

2.4

Бумага. Ее основные свойства. Виды
бумаги. Мир профессий

1

2.5

Картон. Его основные свойства. Виды
картона.

1

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

2.6

Сгибание и складывание бумаги

3

2.7

Ножницы – режущий инструмент.
Резание бумаги и тонкого картона
ножницами. Понятие «конструкция».
Мир профессий

3

2.8

Шаблон – приспособление. Разметка
бумажных деталей по шаблону

5

2.9

Общее представление о тканях и
нитках. Мир профессий

1

2.10

Швейные иглы и приспособления

1

2.11

Варианты строчки прямого стежка
(перевивы). Вышивка

3

2.12

Выставка работ. Итоговое занятие

1

Итого по разделу

29

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

33

0

0

2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Раздел 1. Технологии, профессии и производства.
Средства художественной
выразительности (композиция, цвет,
1.1
форма, размер, тон, светотень,
симметрия) в работах мастеров. Мир
профессий. Мастера и их профессии
Итого по разделу

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

5

5

Раздел 2. Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и моделирование.
Технология и технологические
2.1
операции ручной обработки
4
материалов
2.2

Технология и технологические
операции ручной обработки
материалов (общее представление)

1

2.3

Элементы графической грамоты. Мир
профессий

2

2.4

Разметка прямоугольных деталей от
двух прямых углов по линейке

3

2.5

Угольник – чертежный (контрольноизмерительный) инструмент. Разметка
прямоугольных деталей по угольнику

1

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

2.6

Циркуль – чертежный (контрольноизмерительный) инструмент. Разметка
круглых деталей циркулем

2

2.7

Подвижное и неподвижное
соединение деталей. Соединение
деталей изделия

5

2.8

Машины на службе у человека. Мир
профессий

2

2.9

Технология обработки текстильных
материалов. Натуральные ткани.
Основные свойства натуральных
тканей. Мир профессий

2

2.10

Технология изготовления швейных
изделий. Лекало. Строчка косого
стежка и ее варианты

6

Итого по разделу
Раздел 3. Итоговый контроль за год
3.1
Проверочная работа

28

1

Итого по разделу

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

1

1

0

3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Раздел 1. Технологии, профессии и производства.
Современные производства и
1.1
профессии, связанные с
2
обработкой материалов
Итого по разделу

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

2

Раздел 2. Информационно-коммуникационные технологии
Современный информационный
2.1
мир. Персональный компьютер
3
(ПК) и его назначение
Итого по разделу

Практические
работы

Дата
изучения

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

3

Раздел 3. Технологии ручной обработки материалов
Способы получения объемных
рельефных форм и изображений.
3.1
(технология обработки
4
пластических масс, креповой
бумаги, фольги). Мир профессий

3.2

Способы получения объемных
рельефных форм и изображений
Фольга. Технология обработки
фольги. Мир профессий

1

3.3

Архитектура и строительство.

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

Библиотека ЦОК

Гофрокартон. Его строение
свойства, сферы использования.
Мир профессий

https://lesson.edu.ru/20/03

3.4

Объемные формы деталей и
изделий. Развертка. Чертеж
развертки. Мир профессий

6

3.5

Технологии обработки
текстильных материалов

4

3.6

Пришивание пуговиц. Ремонт
одежды

2

3.7

Современные производства и
профессии (история швейной
машины или другое). Мир
профессий

4

Итого по разделу
Раздел 4. Конструирование и моделирование
Конструирование изделий из
разных материалов, в том числе
4.1
наборов «Конструктор» по
заданным условиям. Мир
профессий
Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

22

Библиотека ЦОК

6

https://lesson.edu.ru/20/03

6

Раздел 5. Итоговый контроль за год
5.1

Проверочная работа

Итого по разделу

1
1

1

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

1

0

4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Раздел 1. Технологии, профессии и производства
Технологии, профессии и
1.1
производства. Современные
2
производства и профессии
Итого по разделу

Раздел 3. Конструирование и моделирование
Конструирование
3.1
робототехнических моделей
Итого по разделу

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04

2

Раздел 2. Информационно-коммуникационные технологии
Информационно2.1
3
коммуникационные технологии
Итого по разделу

Дата
изучения

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04

3

5

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04

5

Раздел 4. Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и моделирование
Конструирование сложных изделий
4.1
4
из бумаги и картона
4.2

Конструирование объемных
изделий из разверток

3

4.3

Интерьеры разных времен. Декор
интерьера. Мир профессий

3

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04

4.4

Синтетические материалы. Мир
профессий

5

4.5

История одежды и текстильных
материалов. Мир профессий

5

4.6

Конструирование и моделирование.
Конструирование изделий из разных
материалов, в том числе наборов
«Конструктор» по заданным
условиям

3

Итого по разделу
Раздел 5. Итоговый контроль за год
Подготовка портфолио.
5.1
Проверочная работа

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04

23

1

Итого по разделу

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Библиотека ЦОК

1

1

https://lesson.edu.ru/20/04

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Мир вокруг нас (природный и
рукотворный)

1

2

Техника на службе человека (в
воздухе, на земле и на воде)

1

3

Традиции и праздники народов
России, ремёсла, обычаи

1

4

Профессии, связанные с изучаемыми
материалами и производствами.
Профессии сферы обслуживания

1

5

Природа и творчество. Природные
материалы. Сбор листьев и способы их
засушивания

1

6

Семена разных растений. Составление
композиций из семян

1

7

Объемные природные материалы
(шишки, жёлуди, каштаны).
Конструирование объемных изделий
из них

1

8

Способы соединения природных
материалов

1

9

Понятие «композиция». Центровая

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

композиция. Точечное наклеивание
листьев.
10

«Орнамент». Разновидности
композиций, Композиция в полосе

1

11

Материалы для лепки (пластилин,
пластические массы). Свойства
пластических масс

1

12

Изделие. Основа и детали изделия.
Понятие «технология»

1

13

Формообразование деталей изделия из
пластилина

1

14

Объемная композиция. Групповая
творческая работа – проект

1

15

Бумага. Ее основные свойства. Виды
бумаги

1

16

Картон. Его основные свойства. Виды
картона

1

17

Сгибание и складывание бумаги.
(Cоставление композиций из
несложной сложенной детали)

1

18

Сгибание и складывание бумаги
(Основные формы оригами и их
преобразование)

1

19

Складывание бумажной детали
гармошкой

1

20

Режущий инструмент ножницы. Их
назначение, конструкция. Правила
пользования

1

21

Приемы резания ножницами по
прямой, кривой и ломаной линиям

1

22

Резаная аппликация

1

23

Шаблон – приспособление для
разметки деталей. Разметка по
шаблону

1

24

Разметка по шаблону и вырезание
нескольких деталей из бумаги

1

25

Преобразование правильных форм в
неправильные

1

26

Составление композиций из деталей
разных форм

1

27

Изготовление деталей по шаблону из
тонкого картона

1

28

Общее представление о тканях и
нитках

1

29

Швейные иглы и приспособления.
Назначение. Правила обращения.
Строчка прямого стежка

1

30

Вышивка – способ отделки изделий.
Мережка (осыпание края заготовки из
ткани)

1

31

Строчка прямого стежка, ее варианты
– перевивы

1

32

Отделка швейного изделия (салфетки,
закладки) строчками прямого стежка

1

33

Выставка работ. Итоговое занятие

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

33

0

0

2 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Мастера и их профессии. Повторение и
обобщение пройденного в первом
классе

1

2

Средства художественной
выразительности: цвет, форма, размер.
Общее представление

1

3

Средства художественной
выразительности: цвет в композиции

1

4

Виды цветочных композиций
(центральная, вертикальная,
горизонтальная)

1

5

Светотень. Способы ее получения
формообразованием белых бумажных
деталей

1

6

Биговка – способ сгибания тонкого
картона и плотных видов бумаги

1

7

Биговка по кривым линиям

1

8

Изготовление сложных выпуклых форм
на деталях из тонкого картона и
плотных видов бумаги

1

9

Конструирование складной открытки
со вставкой

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

10

Технология и технологические
операции ручной обработки материалов
(общее представление)

1

11

Линейка – чертежный (контрольноизмерительный) инструмент. Понятие
«чертеж». Линии чертежа (основная
толстая, тонкая, штрих и два пунктира)

1

12

Понятие «чертеж». Линии чертежа
(основная толстая, тонкая, штрих и два
пунктира)

1

13

Разметка прямоугольных деталей от
двух прямых углов по линейке

1

14

Конструирование усложненных
изделий из бумаги

1

15

Конструирование усложненных
изделий из бумаги

1

16

Угольник – чертежный (контрольноизмерительный) инструмент. Разметка
прямоугольных деталей по угольнику

1

17

Циркуль. Его назначение, конструкция,
приемы работы. Круг, окружность,
радиус

1

18

Чертеж круга. Деление круглых
деталей на части. Получение секторов
из круга

1

19

Подвижное и соединение деталей.
Шарнир. Соединение деталей на
шпильку

1

20

Подвижное соединение деталей
шарнирна проволоку

1

21

Шарнирный механизм по типу
игрушки-дергунчик

1

22

«Щелевой замок» - способ разъемного
соединения деталей

1

23

Разъемное соединение вращающихся
деталей

1

24

Транспорт и машины специального
назначения

1

25

Макет автомобиля

1

26

Натуральные ткани, трикотажное
полотно, нетканые материалы

1

27

Виды ниток. Их назначение,
использование

1

28

Строчка косого стежка. Назначение.
Безузелковое закрепление нитки на
ткани. Зашивания разреза

1

29

Разметка и выкраивание
прямоугольного швейного изделия.
Отделка вышивкой

1

30

Сборка, сшивание швейного изделия

1

31

Лекало. Разметка и выкраивание
деталей швейного изделия по лекалу

1

32

Изготовление швейного изделия с
отделкой вышивкой

1

33

Изготовление швейного изделия с
отделкой вышивкой

1

34

Итоговый контроль за год (проверочная
работа)

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

1

34

1

0

3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Технологии, профессии и
производства. Повторение и
обобщение пройденного во
втором классе

1

2

Современные производства и
профессии, связанные с
обработкой материалов

1

3

Знакомимся с компьютером.
Назначение, основные устройства

1

4

Компьютер – твой помощник.
Запоминающие устройства –
носители информации

1

5

Работа с текстовой программой

1

6

Как работает скульптор.
Скульптуры разных времен и
народов

1

7

Рельеф. Придание поверхности
фактуры и объема

1

8

Как работает художникдекоратор. Материалы
художника, художественные

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/713ab6b7

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/89c519cc

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/067b4226

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/140524a8

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1d0065f8

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5d9725c

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/589b0115

технологии
9

Свойства креповой бумаги.
Способы получение объемных
форм

1

10

Способы получения объемных
рельефных форм и изображений
Фольга. Технология обработки
фольги

1

11

Архитектура и строительство.
Гофрокартон. Его строение
свойства, сферы использования

1

12

Плоские и объемные формы
деталей и изделий. Развертка.
Чертеж развертки. Рицовка

1

13

Плоские и объемные формы
деталей и изделий. Развертка.
Чертеж развертки. Рицовка

1

14

Развертка коробки с крышкой

1

15

Оклеивание деталей коробки с
крышкой

1

16

Конструирование сложных
разверток

1

17

Конструирование сложных
разверток

1

18

Строчка косого стежка (крестик,
стебельчатая). Узелковое
закрепление нитки на ткани.
Изготовление швейного изделия

1

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1a92e981

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/302e0704

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c2e5fd16

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8302f69b

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/63a3f74d

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/19caeea5

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a41333b7

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/5c174679

19

Строчка косого стежка (крестик,
стебельчатая). Узелковое
закрепление нитки на ткани.
Изготовление швейного изделия

1

20

Строчка петельного стежка и ее
варианты. Изготовление
многодетального швейного
изделия

1

21

Строчка петельного стежка и ее
варианты. Изготовление
многодетального швейного
изделия

1

22

Пришивание пуговиц. Ремонт
одежды. Конструирование и
изготовление изделия (из
нетканого полотна) с отделкой
пуговицей

1

23

Проект. Коллективное
дидактическое пособие для
обучения счету (с застежками на
пуговицы)

1

24

История швейной машины.
Способ изготовления изделий из
тонкого трикотажа стяжкой

1

25

История швейной машины.
Способ изготовления изделий из
тонкого трикотажа стяжкой

1

26

Пришивание бусины на швейное
изделие

1

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8c98d179

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b3c19427

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f94dc1a1

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/430736bb

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3ad2a050

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d76e609c

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7ff3b68a

27

Пришивание бусины на швейное
изделие

1

28

Подвижное и неподвижное
соединение деталей из деталей
наборов конструктора.
Профессии технической,
инженерной направленности

1

29

Конструирование моделей с
подвижным и неподвижным
соединением из деталей набора
конструктора или из разных
материалов

1

30

Простые механизмы. Рычаг.
Конструирование моделей
качелей из деталей наборов
конструктора или из разных
материалов

1

31

Простые механизмы. Ножничный
механизм. Конструирование
моделей с ножничным
механизмом из деталей набора
конструктора или из разных
материалов

1

32

Конструирование модели робота
из деталей набора конструктора
или из разных материалов

1

33

Конструирование модели
транспортного робота из деталей
набора конструктора или из

1

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c9d99bec

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f4472846

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/9cad9a08

разных материалов
34

Итоговый контроль за год
(проверочная работа)

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

1

34

1

0

4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Повторение изученного в 3
классе. Современные
синтетические материалы

1

2

Современные производства и
профессии

1

3

Информация. Сеть Интернет

1

4

Графический редактор

1

5

Групповой проект в рамках
изучаемой тематики

1

6

Робототехника. Виды роботов

1

7

Конструирование робота

1

8

Электронные устройства.
Контроллер, двигатель

1

9

Программирование робота

1

10

Испытания и презентация робота

1

11

Конструирование сложной
открытки

1

12

Конструирование сложных
изделий из бумаги и картона

1

13

Конструирование объемного
изделия военной тематики

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ec351bda

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a74007cd

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e2322cd2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/11599dcf

14

Конструирование объемного
изделия – подарок женщине,
девочке

1

15

Изменение форм деталей
объемных изделий. Изменение
размеров деталей развертки

1

16

Построение развертки с помощью
линейки и циркуля

1

17

Построение развертки
многогранной пирамиды
циркулем

1

18

Декор интерьера. Художественная
техника декупаж

1

19

Природные мотивы в декоре
интерьера

1

20

Конструирование и
моделирование изделий из
различных материалов.
Подвижное соединение деталей
на проволоку (толстую нитку)

1

21

Полимеры. Виды полимерных
материалов, их свойства

1

22

Технология обработки
полимерных материалов (на
выбор)

1

23

Конструирование сложных форм
из пластиковых трубочек

1

24

Конструирование объемных

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/9976e9e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/341c8aaf

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ceccf420

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/52a8a4f9

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c3d5b73e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d4ef9152

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d51dd163

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/90a79dd6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/0af65b52

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/6929ee2c

Библиотека ЦОК

геометрических конструкций из
разных материалов

https://m.edsoo.ru/26725911

25

Синтетические ткани, их свойства

1

26

Мода, одежда и ткани разных
времен. Ткани натурального и
искусственного происхождения

1

27

Способ драпировки тканей.
Исторический костюм

1

28

Одежда народов России.
Составные части костюмов и
платьев, их конструктивные и
декоративные особенности

1

29

Строчка крестообразного стежка.
Строчка петлеобразного стежка.
Аксессуары в одежде

1

30

Строчка крестообразного стежка.
Строчка петлеобразного стежка.
Аксессуары в одежде

1

31

Конструкция «пружина» из полос
картона или металлических
деталей наборов конструктора

1

32

Конструкции с ножничным
механизмом

1

33

Конструкция с рычажным
механизмом

1

34

Подготовка портфолио.
Проверочная работа

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ea8eeadb

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f05deee5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/6888977

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a75d3c7f

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dccd97ad

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/23d6c953

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

1

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации для учителей при реализации учебного
предмета «Труд (технология)» https://uchitel.club/fgos/fgos-tehnologiya.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».