ПРИЛОЖЕНИЕ к адаптированной образовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 03.08.2015 г. №121, в редакции приказа ОО № 84 от «12» августа 2024 г Учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Сухой Лог, 2024 год. 1 Пояснительная записка к учебному плану образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Учебный план, как механизм реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – учебный план), фиксирует общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающих областей по классам (годам обучения). Нормативные основания разработки учебного плана: 1) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2) Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599); 3) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 28.08.2020 N 442 (рег. № 60252 от 06.10.2020); 1) Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28; 2) Санитарные правила и нормы 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 2 (рег. 62296 от 29.01.2021). Учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработан в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и с учетом примерной адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22 декабря 2015 г. № 4/15). В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в МАОУ СОШ №17 учебные планы разработаны на варианты 1 (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) и 2 (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями 2 развития). Определение одного из вариантов осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Вариант 1. (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционноразвивающую область. В учебном плане представлены семь предметных областей (Язык и речевая практика, Математика, Естествознание, Человек и общество, Искусство, Технология, Физическая культура) (п. 2.9.3. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) и коррекционно-развивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме того, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входят и коррекционно-развивающая область. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Содержание коррекционноразвивающей области в учебном плане (6 часов) представлено коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными), ритмикой и занятиями по восполнению учебных дефицитов по русскому языку и математике. Режим работы школы – 5-дневная учебная неделя. Продолжительность учебного года на уровне начального общего образования – 34 учебных недели, в 1 классе – 33 учебных недели. Продолжительность каникул составляет не менее 7 календарных дней (п. 3.4.16. санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" от 28 сентября 2020 года N 28). Продолжительность урока – не более 40 минут. Обучение ведется на русском языке. Учебная нагрузка в 1 классах составляет 21 час, в 2 – 4 классах, при 5-ти дневной учебной неделе - 23 часа (раздел «Требования к организации образовательного процесса», таблица 6.6. Санитарных правил и норм 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28 января 2021 года N 2). Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований (п. 3.4.16. санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" от 28 сентября 2020 года N 28): - учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену, 3 обучение в первом полугодии: в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе - мае - по 4 урока в день по 40 минут каждый, в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут, предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при четвертном режиме обучения. Обязательная часть АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет не менее 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, не более 30% от общего объема АООП. (п.2.6. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))). Суммарный объем обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, реализуется в рамках максимального общего объема недельной образовательной нагрузки (п. 3.4.16. санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" от 28 сентября 2020 года N 28). Формы промежуточной аттестации учащихся Промежуточная аттестация является формой контроля знаний обучающихся 1 - 4-х классов, а также важным средством диагностики состояния образовательного процесса и мониторинга основных результатов учебной деятельности школы за четверть и учебный год. Успешное прохождение учащимися промежуточной аттестации является основанием для перевода в следующий класс. Решения по данным вопросам принимаются педагогическим советом школы. Сроки промежуточной аттестации определены календарным учебным графиком. Результаты текущей и промежуточной аттестации обучающихся доводятся до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) в 5-ти балльной системе оценивания. Промежуточная аттестация в 1 - 4 классах проводится в формах: диагностической контрольной работы; проверочной работы; сдачи учебных нормативов (физическая культура); собеседования. Количество учебных занятий по предметным областям для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) за 9 учебных лет составляет 7903 часов (на уровне начального общего образования – 2937 часов, на уровне основного общего образования – 4970 часов), что не более 8 377 часов (п.2.9.3. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)). Количество часов, выделенных на реализацию коррекционно-развивающей области учебного плана для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составляет за 9 учебных лет 1825 часов (на уровне начального общего образования – 810 часов, на уровне основного общего образования – 1015 часов), что не более 1 830 часов (п.2.9.3. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)). Вариант 2. (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития). 4 Учебный план для учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития) включает две части: 1) обязательная часть (шесть образовательных областей, представленных 10 учебными предметами, коррекционно-развивающие занятия); 2) часть, формируемая участниками образовательного процесса (коррекционные курсы, проводимые различными специалистами, внеурочные мероприятия). Образовательные области: Язык и речевая практика, математика, окружающий мир, искусство, технология, физическая культура. Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: "Сенсорное развитие", "Предметнопрактические действия", "Двигательное развитие", "Альтернативная коммуникация", "Коррекционно-развивающие занятия". Коррекционные курсы реализуются в форме коррекционных занятий продолжительностью 25 минут. Обязательная часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми и множественными нарушениями развития составляет за 9 лет обучения – 7106 часов, это 60,2% от общего объема часов, что не менее 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений составляет 4690 часов, что не более 40% от общего объема часов программы (11796 часов) (п.2.6. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 вариант). Формы промежуточной аттестации обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми и множественными нарушениями развития – в соответствии с СИПР. 5 Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) Недельный/годовой учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): I-IV классы (вариант 1) Предметные области Классы Количество часов в год Всего Учебные предметы I II III IV Обязательная часть 1. Язык практика и речевая 2. Математика 3. Естествознание 4. Искусство 5. Физическая культура 6. Технологии 1.1.Русский язык 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика 2.1.Математика 3.1.Мир природы и человека 4.1. Музыка 4.2. Изобразительное искусство 5.1. Адаптивная физическая культура 6.1. Труд (технология) Итого Часть, формируемая образовательных отношений Речь и культура общения участниками 3/99 3/99 2/66 3/99 2/66 3/102 4/136 2/68 4/136 2/68 3/102 4/136 2/68 4/136 2/68 3/102 4/136 2/68 4/136 2/68 405 507 270 507 270 2/66 1/33 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 168 135 2/99 3/102 3/102 3/102 405 2/66 2/68 2/68 2/68 270 21/693 22/748 1/34 22/748 1/34 22/748 1/34 2937 102 - 1/34 1/34 1/34 102 Учебная нагрузка (годовая, при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область 21/693 23/782 23/782 23/782 3039 6/198 6/204 6/204 6/204 810 1) коррекционно-развивающие занятия: 4/132 4/136 4/136 4/136 540 - логопедические занятия 2/66 2/68 2/68 2/68 270 - психокоррекционные занятия 2/66 2/68 2/68 2/68 270 2) ритмика 1/33 1/34 1/34 1/34 135 0,5/17 0,5/17 0,5/17 0,5/17 68 0,5/16 0,5/17 0,5/17 0,5/17 67 4/136 33/1122 4/136 33/1122 3) восполнение учебных дефицитов по русскому языку 4) восполнение учебных дефицитов по математике Внеурочная деятельность Всего к финансированию 4/132 31/1023 6 4/136 33/1122 540 4389 Недельный/годовой учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): V-IX классы (вариант 1) Предметные Классы Количество часов в год области V VI VII VIII IX Всего Учебные предметы Обязательная часть 4/136 4/136 4/136 4/136 4/136 1. Язык и 1.1. Русский язык 680 4/136 4/136 4/136 4/136 4/136 речевая 1.2. Чтение 680 практика (Литературное чтение) 4/136 4/136 3/102 3/102 3/102 2. Математика 2.1. Математика 578 1/34 1/34 1/34 2.2. Информатика 102 2/68 2/68 3. 3.1. Природоведен 136 Естествознание ие 2/68 2/68 2/68 3.2. Биология 204 2/68 2/68 2/68 2/68 3.3. География 272 2/68 4. Человек 4.1. Мир истории 68 4.2. Основы 1/34 1/34 2/68 2/68 2/68 социальной жизни 272 4.3. История 2/68 2/68 2/68 отечества 204 5. Искусство 5.1. Изобразитель 1/34 34 ное искусство 5.2. Музыка 1/34 34 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 6. Физическая 6.1. Адаптивная 340 культура физическая культура 6/204 6/204 7/238 8/272 8/272 1190 7. Технологии 7.1. Труд (технология) 25/850 27/918 29/986 30/1020 30/1020 Итого 4935 Часть, формируемая участниками 4/136 3/102 3/102 3/102 3/102 560 образовательных отношений Изучаем алгоритмику. Мой КуМир 1/34 История 2/68 68 34 1/34 68 Основы духовно-нравственной народов России культуры Практикум решения математических задач Изобразительное искусство Музыка 1/34 1/34 1/34 1/34 102 1/34 1/34 1/34 0,5 /17 119 1/34 1/34 1/34 0,5 /17 119 1/34 34 Русская словесность Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область 29/986 30/1020 32/1088 33/1122 33/1122 5338 6/204 6/204 6/204 6/204 5/170 986 1) коррекционно-развивающие занятия: 4/136 4/136 4/136 4/136 4/136 680 - логопедические занятия 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 340 - психокоррекционные занятия 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 340 7 2) ритмика 1/34 1/34 1/34 3) восполнение учебных дефицитов по русскому языку 4) восполнение учебных дефицитов по математике 0,5/17 0,5/17 0,5/17 0,5/17 68 0,5/17 0,5/17 0,5/17 0,5/17 68 Внеурочная деятельность: 4/136 4/136 4/136 4/136 5/170 714 Всего к финансированию 39/1326 40/1360 42/1428 43/1462 43/1462 207/7038 8 1/34 170 1/34 Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2) Недельный/годовой учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): I-IV классы (вариант 2) Итого за 4 года Предметные области Классы Количество часов в год обучения Учебные предметы I II III IV 1. Обязательная часть 1. Язык и речевая практика 2. Математика Речь и альтернативная коммуникация Математическае представления Окружающий природный мир Человек Домоводство 3/99 3/102 2/68 2/68 337 2/66 2/68 2/68 2/68 270 2/66 2/68 2/68 2/68 270 3/99 - 3/102 - 2/68 3/102 2/68 3/102 337 204 1/33 1/34 2/68 2/68 203 4. Искусство Окружающий социальный мир Музыка и движение Изобразительная деятельность 2/66 3/99 2/68 3/102 2/68 3/102 2/68 3/102 270 405 5. Физическая культура 6. Технологии Адаптивная физическая культура Труд (технология) 2/66 2/68 2/68 2/68 270 3. Окружающий мир Коррекционно-развивающие занятия 2/66 2/68 2/68 2/68 Учебная нагрузка (годовая, при 5-дневной учебной 20/660 20/680 22/748 22/748 неделе) 2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Коррекционные курсы: 10/330 10/340 10/340 10/340 1) Сенсорное развитие 3/99 3/102 3/102 3/102 2) Предметно-практические действия 3/99 3/102 3/102 3/102 270 2836 1350 405 405 3) Двигательное развитие 2/66 2/68 2/68 2/68 270 4) Альтернативная коммуникация 2/66 2/68 2/68 2/68 270 Внеурочная деятельность Всего к финансированию 4/132 4/136 4/136 4/136 540 34/1122 34/1156 36/1224 36/1224 4726 9 Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2) Недельный/годовой учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): V- IX классы (вариант 2) Предметные Классы Количество часов в год 9 области Учебные предметы 5 6 7 8 1. Итого Обязательная часть 1. Язык и речевая практика 2. Математика 3. Окружающий мир 4. Искусство 5. Физическая культура 6. Технологии Речь и альтернативная коммуникация Математические представления Окружающий природный мир Человек 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 350 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 350 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 350 2/68 1|34 1|34 1|34 - 175 Домоводство 3/102 5|170 5|170 5|170 5|170 805 Окружающий социальный мир Музыка и движение 2/68 2/68 2/68 3/102 3|102 420 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 350 Изобразительная деятельность 3/102 3/102 3/102 - - 315 Адаптивная физическая культура Труд (технология) 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 350 - 2/68 2/68 4/136 5/170 455 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 350 Коррекционно-развивающие занятия Учебная нагрузка (годовая, при 5-дневной 22/748 25/850 25/850 25/850 25/850 учебной неделе) 2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Коррекционные курсы (варьирование по 10/340 8/272 8/272 8/272 8/272 122/4148 1428 количеству часов конкретного коррекционного курса индивидуально, в соответствии с рекомендациями МПМК и особенностями развития учащегося, закрепляется в СИПР) 5) Сенсорное развитие 3/102 2/68 2/68 2/68 2/68 374 6) Предметно-практические действия 3/102 2/68 2/68 2/68 2/68 374 7) Двигательное развитие 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 340 8) Альтернативная коммуникация 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 340 Внеурочная деятельность 6/210 8/280 8/280 8/280 8/280 1292 Всего к финансированию 38/1156 41/1394 41/1394 41/1394 41/1394 6868 10 11