Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.Н. Быкова» (МАОУ СОШ №17 имени А.Н. Быкова) ПРИЛОЖЕНИЕ №2 к адаптированной основной образовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 30.08.2016 г. №121, в редакции приказа ОО № 84 от «12» августа 2024 г Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству, 6 класс, Пояснительная записка Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жиз ни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Цели обучения в предлагаемом курсе изобразительного искусства, сформулированы как линии развития личности ученика средствами предмета: – создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при решении учебно -познавательных и интегрированных жизненно-практических задач; – формирование умения использовать художественные представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами; – содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; последовательного выполнения рисунка; улучшению зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий, применением разнообразного изобразительного материала; -- коррекция недостатков познавательной деятельности учащегося путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у него правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики рук, образного мышления Задачи курса изобразительного искусства в 6 классе, состоят в том, чтобы: – сформировать у обучающегося элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности; – сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в будущей профессии; – использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития учащегося и коррекции недостатков его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей ученика. - развивать у обучающегося эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое; оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры. Место учебного предмета в учебном плане В соответствии с учебным планом школы на 2022-2023 учебный год для изучения курса в 6 классе выделено 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство». Программный материал дан в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения художественных представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени выраженнос ти и структуры дефекта обучающегося, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках . Основные формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа. Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Для решения задач, поставленных программой, предусмотрены четыре вида занятий: - рисование с натуры - декоративное рисование; - рисование на тему; -беседы об изобразительном искусстве. Каждый урок изобразительного искусства оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. - Обучающие DVD диски - Наглядные пособия: - макеты «Овощи» -макеты «Фрукты» -макеты «Геометрические фигуры» - игрушки - Репродукции картин художников Содержание учебного материала 6 класс (1 ч в неделю) Рисование с натуры Закрепление умений и навыков, полученных учащимися в 5 классе; развитие у школьников эстетического восприятия окружающей жизн и, путем показа красоты формы предметов; совершенствование процессов анализа, синтеза, сравнения; обучение детей последовательному анализу предмета, определяя его общую форму (округлая, прямоугольная и т. д.); пропорции, связь частей между собой, цвет; развитие умения в опредёленной последовательности (От общего к частному) строить изображение, предварительно планируя свою работу; пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка; передавать в рисунке объемную форму предметов доступн ыми учащимся средствами, подбирая цвет в соответствии с натурой. Декоративное рисование Закрепление умений и навыков, полученных ранее; раскрытие практического и общественно полезного значения работ декоративного характера; формирование понятия о построении сетчатого узора с помощью механических средств; развитие у детей художественного вкуса и умения стилизовать природные формы; формирование элементарных представлений о приемах выполнения простейшего шрифта по клетка м; совершенствование умения и навыка пользования материалами в процессе рисования, подбора гармонических сочетаний цветов. Рисование на темы Развитие и совершенствование у учащихся способности отражать свои наблюдения в рисунке; обучение умению продумывать и осущест влять пространственную композицию рисунка, чтобы элементы рисунка сочетались между собой и уравновешивали друг друга, передавал связное содержание; развитие умения отражать в рисунке свое представление об образах литературного произведения; развитие творческого воображения; совершенствование умения работать акварельными и гуашевыми красками. Беседы об изобразительном искусстве Развитие у учащегося активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; выработка умения высказываться по содержанию рассматриваемого произведения, выявляя основную мысль художника и отмечал изобразительные средства, которыми он пользовался; формирование представлений о своеобразии скульптуры как вида изобразительного искусства; ознакомление учащегося с широко известными скульптурными произведениями; продолжение знакомства с народным декоративно-прикладным искусством; развитие восприятия цвета и гармоничных цветовых сочетаний. Учащийся должен уметь: пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка; подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму; уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании; передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы; сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки; делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности; найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров. Тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 6 классе № ур ок а 1 Тема урока Колво часо в Беседа на тему «Декоративноприкладное искусство» (народные игрушки- глина, дерево) 1 2 Составление сетчатого узора для детской ткани 1 3 Рисование натюрморта из фруктовяблоко и груша 1 Тип урока Урок изучения и первичного закрепления знаний Урок изучения и первичного закрепления знаний Урок изучения и первичного Виды деятельности Рисование на тему Вид контроля. Материалы и средства Беседа, практическая Примеры декоративного работа искусства разных эпох. Художественное Беседа, практическая Карандаш, фломастер, конструирование работа гуашь, акварель, бумага и дизайн Рисование с натуры Беседа, практическая Карандаш, гуашь, работа акварель, бумага 4 Рисование натюрморта из фруктовяблоко и груша 1 5 Рисование натюрморта из овощейморковь, лук,огурец 1 6 Рисование натюрморта из овощейморковь, лук,огурец 1 7 Декоративное рисование- составление симметрического узора 1 8 Декоративное рисование- эскиз значка «За хорошую учебу» 1 9 Беседа об изобразительном искусстве: «Живопись». 1 10 Рисование с натуры любимой игрушки 1 11 Рисование с натуры постройки из 1 закрепления знаний Урок изучения и первичного закрепления знаний Урок изучения и первичного закрепления знаний Урок изучения и первичного закрепления знаний Урок изучения и первичного закрепления знаний Урок изучения и первичного закрепления знаний Урок изучения и первичного закрепления знаний Урок изучения и первичного закрепления знаний Урок изучения и Рисование с натуры Беседа, практическая Карандаш, гуашь, работа акварель, бумага Рисование с натуры Беседа, практическая Карандаш, гуашь, работа акварель, бумага Рисование с натуры Беседа, практическая Карандаш, гуашь, работа акварель, бумага Декоративное рисование Беседа, практическая Карандаш, фломастер, работа гуашь, акварель, бумага Декоративное рисование Беседа, практическая Карандаш, фломастер, работа гуашь, акварель, бумага Иллюстрировани Беседа е. Рисование с натуры Репродукции картин В.Фирсова «Юный живописец», В.Серова «Девочка с персиками», П.Кончаловского «Сирень». Беседа, практическая Карандаш, фломастер, работа гуашь, акварель, бумага Рисование с Беседа, практическая Карандаш, фломастер, элементов строительного материала первичного закрепления знаний Урок изучения знаний натуры работа Рисование по памяти или по представлению. Беседа, практическая Карандаш, фломастер, работа гуашь, акварель, бумага Репродукции картин с изображением стройки Рисование по памяти или по представлению. Беседа, практическая Карандаш, фломастер, работа гуашь, акварель, бумага Репродукции картин с изображением стройки 12 Рисование на тему «Что мы видели на стройке». 1 13 Рисование на тему «Что мы видели на стройке». 1 Урок первичного закрепления знаний 14 Беседа об изобразительном искусстве: «Скульптура как вид изобразительного искусства» 1 Урок изучения и первичного закрепления знаний 15 Рисование новогодней открытки 1 16 Изготовление новогодних карнавальных масок 1 17 Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированная кастрюля и кружка) 1 Урок изучения и первичного закрепления знаний Урок изучения и первичного закрепления знаний Урок изучения и первичного закрепления знаний гуашь, акварель, бумага Беседа Рисование по памяти Репродукции картин с изображением скульптур Э.Фальконе «Медный всадник», Ф.Фивейский «Сильнее смерти», Вучетич»Статуя воинаосвободителя» в Тептовпарке в Берлине) Беседа, практическая Карандаш, фломастер, работа гуашь, акварель, бумага Художественное Беседа, практическая Карандаш, фломастер, конструирование работа гуашь, акварель, бумага. и дизайн. ножницы, клей Рисование с натуры Беседа, практическая Карандаш, фломастер, работа гуашь, акварель, бумага Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированная кастрюля и кружка) Рисование на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи» 1 20 Рисование с натуры кофейникаобъемного предмета конической формы . 1 21 Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной ) формы и его декоративное оформлениеваза для цветов. Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной ) формы и его декоративное оформлениеваза для цветов. Рисование с натуры объемного предмета комбинированной формы и его декоративное оформлениеподсвечник со свечой. Рисование «ленточного» шрифта по клеткам 1 Иллюстрирование отрывка из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина 1 18 19 22 23 24 25 1 1 1 1 Урок изучения и первичного закрепления знаний Урок изучения и первичного закрепления знаний Рисование с натуры Беседа, практическая Карандаш, фломастер, работа гуашь, акварель, бумага Рисование на тему Урок изучения и первичного закрепления знаний Урок изучения и первичного закрепления знаний Урок изучения и первичного закрепления знаний Урок изучения и первичного закрепления знаний Урок изучения и первичного закрепления знаний Урок изучения и первичного Рисование с натуры Беседа, практическая Репродукции картин работа великих художников А.Бубнов «Утро на Куликовом поле», В.Васнецов «Богатыри», В.Суриков»Переход Суворова через Альпы») Беседа, практическая Карандаш, фломастер, работа гуашь, акварель, бумага Рисование с натуры Беседа, практическая Карандаш, фломастер, работа гуашь, акварель, бумага Рисование с натуры Беседа, практическая Карандаш, фломастер, работа гуашь, акварель, бумага Рисование с натуры Беседа, практическая Карандаш, фломастер, работа гуашь, акварель, бумага Декоративное рисование Беседа, практическая Карандаш, фломастер, работа гуашь, акварель, бумага Иллюстрировани Беседа, практическая Карандаш, фломастер, е работа гуашь, акварель, бумага 26 Иллюстрирование отрывка из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина 1 27 Рисование по памяти по представлению (домашнее животное-кот, собака, корова, лошадь и т.п.) 1 28 Рисование с натуры птиц (чучело скворца, грача, вороны, чайки. галки- по выбору) 1 29 Рисование на тему «Птицы- наши друзья» 1 30 Рисование предмета шаровидной формы- глобус 1 31 Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне 1 32 Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне 1 закрепления знаний Урок изучения и первичного закрепления знаний Урок изучения и первичного закрепления знаний Урок изучения и первичного закрепления знаний Урок изучения и первичного закрепления знаний Урок изучения и первичного закрепления знаний Урок изучения и первичного закрепления знаний Урок изучения и первичного закрепления знаний Иллюстрировани Беседа, практическая Карандаш, фломастер, е работа гуашь, акварель, бумага Рисование по памяти Беседа, практическая Карандаш, фломастер, работа гуашь, акварель, бумага Рисование с натуры Беседа, практическая Чучела птиц работа Рисование на тему Беседа, практическая Карандаш, фломастер, работа гуашь, акварель, бумага Рисование с натуры или по памяти Беседа, практическая Карандаш, фломастер, работа гуашь, акварель, бумага Беседа Беседа, практическая В.Корецкий «Воин работа красной армии, спаси!», Д.Шмаринов»НЕ забудем, не простим», Беседа, практическая Ф.Богородский «Слава работа павшим героям», Кукрыниксы «Конец» Беседа 33 Декоративное оформление почтового конверта 1 Урок изучения и первичного закрепления знаний Художественное Беседа, практическая Образцы декоративного конструирование работа искусства и дизайн. Карандаш, фломастер, гуашь, акварель, бумага 34 Рисование предмета шаровидной формы- кукла- неваляшка. 1 Урок изучения и первичного закрепления знаний Рисование с натуры или по памяти Беседа, практическая Карандаш, фломастер, работа гуашь, акварель, бумага