Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.Н. Быкова» (МАОУ СОШ №17 имени А.Н. Быкова) ПРИЛОЖЕНИЕ №2 к адаптированной основной образовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 30.08.2016 г. №121, в редакции приказа ОО № 84 от «12» августа 2024 г Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству, 5 класс 1 Пояснительная записка Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Основные задачи изучения предмета: Воспитание интереса к изобразительному искусству; Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека; Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса; Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора; Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них. Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка. Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках. Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке). Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности. Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению. Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции. Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»). Адаптированная рабочая программа предназначена для учащихся с умственной отсталостью и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем: ― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; ― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия; 2 ― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации. ― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения. Общая характеристика учебного предмета. Изобразительное искусство, как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельного, дифференцированного, компетентного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач. Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества. В основу программы по изобразительному искусству взят традиционный тематический принцип группировки материала. На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе предусмотрено 1 учебный час в неделю в течение учебного года обучения, всего 34 урока. Данную рабочую программу обеспечивает УМК: М.Ю. Рау, М.А Зыкова. Изобразительное искусство. 5 класс. - Москва Просвещение, 2020 г. Планируемые результаты изучения учебного предмета. Метапредметные результаты. Формирование следующих универсальных действий: Регулятивные БУД: – адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить изза парты и т. д.); – принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; – активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; – соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри-териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные БУД: – выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; – устанавливать видо-родовые отношения предметов; – делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; – пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; – читать и выражать свои мысли вслух; – наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; 3 – работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). Коммуникативные БУД: – вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); –использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; – обращаться за помощью и принимать помощь; – слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; – сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; – договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Изобразительное искусство Минимальный уровень: знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.; знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»; пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.; организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой; применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета; узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. Достаточный уровень: 4 знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.); знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.); знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.; знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.; знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради; следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; применение разных способов лепки; рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению; различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу; различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративноприкладного искусства; различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение. Содержание учебного предмета. Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства». Программой предусматриваются следующие виды работы: рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование. лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции; выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации; проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства. Рисование с натуры. Совершенствование умения обучающихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании 5 предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску. Декоративное рисование. Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения). Рисование на темы. Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе - дальше). Передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; Выбирать в прочитанном наиболее существенное то, что можно показать в рисунке, работать акварельными и гуашевыми красками. Беседы об изобразительном искусстве. Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развитие чувства формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно прикладного искусства. Содержание № Тема урока 1 2 Беседа Рисование с натуры Содержание проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства. Совершенствование умения обучающихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску. Реализация рабочей программы воспитания Формирование умений находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Формирование эстетического отношения к окружающему. Воспитание художественного вкуса, дружеских взаимоотношений процессе совместной деятельности. Формирование умений и навыков организации самостоятельной работы учащихся, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места. 6 3 Рисование на тему Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе дальше). Передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; Выбирать в прочитанном наиболее существенное то, что можно показать в рисунке, работать акварельными и гуашевыми красками. 4 Декоративное рисование Тема Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения). Планируемые результаты знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.); знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.); ЦОР http://www.n-shkola.ru/ Рисование с натуры знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.; http://schoolcollection.edu.ru/ Рисование на тему знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); http://www.uchportal.ru/ Декоративное нахождение необходимой для выполнения работы http://school- Беседа 7 рисование информации в материалах учебника, рабочей тетради; следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; collection.edu.ru/ Календарно – тематическое планирование 5 класс – 34 часа (1 час в неделю). Тема и содержание занятия Кол-во Дата часов Рисование узора в полосе из повторяющихся 1 элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья). Самостоятельное составление узора в полосе 1 из растительных элементов. Рисование простого натюрморта (яблоко и 1 керамический стакан). http://schoolcollection.edu.ru/ 4 Рисование геометрического орнамента в круге (круг по шаблону). 1 http://schoolcollection.edu.ru/ 5 Рисование симметричного узора по образцу. 1 http://schoolcollection.edu.ru/ 6 Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая). 1 http://schoolcollection.edu.ru/ 7 Рисование на тему: «Осень за моим окном». 1 http://www.uchportal.ru/ 8 Иллюстрирование отрывка из литературного произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Рисование на тему: «Цвета осенних листьев». 1 http://schoolcollection.edu.ru/ 1 http://schoolcollection.edu.ru/ Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов». (Палех). Рисование на тему: «Деревня. Деревянный мир». 1 http://schoolcollection.edu.ru/ 1 http://schoolcollection.edu.ru/ Рисование с натуры цветочного горшка с растением. Рисование симметрических форм (насекомое-бабочка). 1 http://www.uchportal.ru/ 1 http://schoolcollection.edu.ru/ 14 Рисование на тему: «Лес зимой». 1 http://schoolcollection.edu.ru/ 15 Декоративное рисование открытки «С новым годом!». 1 http://schoolcollection.edu.ru/ № 1 2 3 9 10 11 12 13 ЦОР http://www.uchportal.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ 8 16 Рисование карнавальных новогодних очков. 1 http://schoolcollection.edu.ru/ 17 Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов». (Жостово). Иллюстрирование отрывка из литературного произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Рисование фигуры человека (туловище, голова). 1 http://schoolcollection.edu.ru/ 1 http://www.uchportal.ru/ 1 http://schoolcollection.edu.ru/ 20 Рисование фигуры человека (руки, ноги). 1 http://schoolcollection.edu.ru/ 21 Узор в круге из стилизованных природных форм (круг по шаблону диаметр 12 см). Декоративное рисование открытки «8 МАРТА». 1 http://www.uchportal.ru/ 1 http://schoolcollection.edu.ru/ 23 Рисование на тему: «Зимние развлечения». 1 http://schoolcollection.edu.ru/ 24 Беседа на тему: «Мама. Материнство». 1 http://schoolcollection.edu.ru/ 25 Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов». (Гжель). Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов». (Хохлома). Иллюстрирование отрывка из литературного произведения А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке». Рисование на тему: «Моя любимая книга». 1 http://schoolcollection.edu.ru/ 1 http://www.uchportal.ru/ 1 http://schoolcollection.edu.ru/ 1 http://schoolcollection.edu.ru/ Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник). Рисование симметричных форм: насекомые – бабочка. 1 http://www.uchportal.ru/ 1 http://schoolcollection.edu.ru/ Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов». (Городец). Декоративное рисование открытки «День Победы!» Рисование на тему: «Весна красна!» 1 http://schoolcollection.edu.ru/ 1 http://www.uchportal.ru/ 1 http://schoolcollection.edu.ru/ 18 19 22 26 27 28 29 30 31 32 33 9 34 Рисование на тему: «Мы за мир!». 1 Итого: http://www.uchportal.ru/ 34 10