Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству, 5 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.Н. Быкова»
(МАОУ СОШ №17 имени А.Н. Быкова)
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
к адаптированной основной образовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
от 30.08.2016 г. №121,
в редакции приказа ОО
№ 84 от «12» августа 2024 г

Адаптированная рабочая программа
по изобразительному искусству, 5 класс

1

Пояснительная записка
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности
обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и
искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и
специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации),
развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения
в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие
умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:

Воспитание интереса к изобразительному искусству;

Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;

Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира,
художественного вкуса;

Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства
искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;

Развитие эмоционального восприятия
произведений искусства, умения
анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.

Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.

Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных
материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в
нетрадиционных техниках.

Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации,
лепке).

Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и
др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.

Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по
образцу, по памяти, представлению и воображению.

Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.

Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах,
выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной
деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).
Адаптированная рабочая программа предназначена для учащихся с умственной
отсталостью и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития
учащихся, уровня их знаний и умений.
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках
изобразительного искусства заключается в следующем:
― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы,
строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в
изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между
предметами;
― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование
умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно
выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

2

― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем
использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением
разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления,
представления и воображения.
Общая характеристика учебного предмета.
Изобразительное искусство, как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке
оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную
сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него
положительных навыков и привычек.
Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельного,
дифференцированного, компетентного и культурно-ориентированного подходов в обучении и
воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на
основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала)
ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих
применять эти знания для решения практических жизненных задач.
Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано
с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в
условиях современного общества.
В основу программы по изобразительному искусству взят традиционный тематический
принцип группировки материала.
На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе предусмотрено 1
учебный час в неделю в течение учебного года обучения, всего 34 урока.
Данную рабочую программу обеспечивает УМК:
М.Ю. Рау, М.А Зыкова. Изобразительное искусство. 5 класс. - Москва Просвещение, 2020 г.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Метапредметные результаты.
Формирование следующих универсальных действий:
Регулятивные БУД:
– адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить изза парты и т. д.);
– принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе;
– активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия
одноклассников;
– соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри-териев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные БУД:
– выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых
предметов;
– устанавливать видо-родовые отношения предметов;
– делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
– пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
– читать и выражать свои
мысли вслух;
– наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности;
3

– работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст,
устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на
бумажных и электронных и других носителях).
Коммуникативные БУД:
– вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс,
учитель−класс);
–использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
– обращаться за помощью и принимать помощь;
– слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
– сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно
относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
– договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства
в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их
применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о
переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при
оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Изобразительное искусство
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств,
назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с
ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная
поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих
игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей
изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и
заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода
практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и
аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов
несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в
соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью
передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы
предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета,
получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных
предметов и действий.
Достаточный уровень:
4

знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель,
Городец, Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и
аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная
поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации
формы предмета и др.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника,
рабочей тетради;
следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям,
представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво,
некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех
признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе,
человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративноприкладного искусства;
различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное
изображение.
Содержание учебного предмета.
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения»,
«Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму
предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование
умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
Программой предусматриваются следующие виды работы:
 рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти,
представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное
рисование.
 лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по
образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
 выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на
изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на
изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу,
представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной
аппликации;
 проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников,
книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного
искусства.
Рисование с натуры.
Совершенствование умения обучающихся анализировать объекты изображения (определять
форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом
изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения
рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании
5

предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема
предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления
воды в краску.
Декоративное рисование.
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге,
применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при
рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и
гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура
изображения).
Рисование на темы.
Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать
сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг
друга (ближе - дальше). Передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе
прочитанного; Выбирать в прочитанном наиболее существенное то, что можно показать в
рисунке, работать акварельными и гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве.
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений
изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах,
развитие чувства формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых
произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное
состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно прикладного искусства.
Содержание
№ Тема урока
1

2

Беседа

Рисование с
натуры

Содержание
проведение беседы о содержании
рассматриваемых репродукций с
картины художников, книжной
иллюстрации, картинки, произведения
народного и декоративно-прикладного
искусства.
Совершенствование
умения
обучающихся анализировать объекты
изображения (определять форму, цвет,
сравнивать величину составных частей),
сравнивать свой рисунок с объектом
изображения и части рисунка между
собой,
установление
последовательности
выполнения
рисунка, передача в рисунке формы,
строения,
пропорции
и
цвета
предметов; при рисовании предметов
симметричной формы использование
средней (осевой) линии; передача
объема предметов доступными детям
средствами, ослабление интенсивности
цвета путем добавления воды в краску.

Реализация рабочей программы
воспитания

Формирование умений
находить орнаментальные
украшения в предметном
окружении человека, в
предметах, созданных
человеком.
Формирование эстетического
отношения к окружающему.
Воспитание художественного
вкуса, дружеских
взаимоотношений процессе
совместной деятельности.
Формирование умений и
навыков организации
самостоятельной работы
учащихся, соблюдение техники
безопасности и гигиенических
правил, связанных с осанкой и
организацией рабочего места.
6

3

Рисование на тему Развитие у учащихся умения отражать
свои наблюдения в рисунке, передавать
сравнительные размеры изображаемых
предметов, правильно располагая их
относительно друг друга (ближе дальше).
Передавать
в
рисунке
зрительные
представления,
возникающие на основе прочитанного;
Выбирать в прочитанном наиболее
существенное то, что можно показать в
рисунке, работать акварельными и
гуашевыми красками.

4

Декоративное
рисование

Тема

Составление узоров из геометрических
и растительных элементов в полосе,
квадрате, круге, применяя осевые
линии;
совершенствование умения
соблюдать последовательность при
рисовании
узоров;
нахождение
гармонически сочетающихся цветов в
работе акварельными и гуашевыми
красками (ровная закраска элементов
орнамента с соблюдением конкура
изображения).

Планируемые результаты
знание названий жанров изобразительного
искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
знание названий некоторых народных и
национальных промыслов (Дымково, Гжель,
Городец, Хохлома и др.);

ЦОР
http://www.n-shkola.ru/

Рисование с
натуры

знание основных особенностей некоторых
материалов, используемых в рисовании, лепке и
аппликации;
знание выразительных средств изобразительного
искусства: «изобразительная поверхность»,
«точка», «линия», «штриховка», «контур»,
«пятно», «цвет», объем и др.;

http://schoolcollection.edu.ru/

Рисование на тему

знание правил цветоведения, светотени,
перспективы; построения орнамента, стилизации
формы предмета и др.;знание видов аппликации
(предметная, сюжетная, декоративная);

http://www.uchportal.ru/

Декоративное

нахождение необходимой для выполнения работы

http://school-

Беседа

7

рисование

информации в материалах учебника, рабочей
тетради;
следование при выполнении работы инструкциям
учителя или инструкциям, представленным в
других информационных источниках;

collection.edu.ru/

Календарно – тематическое планирование
5 класс – 34 часа (1 час в неделю).
Тема и содержание занятия
Кол-во
Дата
часов
Рисование узора в полосе из повторяющихся
1
элементов (стилизованные ягоды, ветки,
листья).
Самостоятельное составление узора в полосе
1
из растительных элементов.
Рисование простого натюрморта (яблоко и
1
керамический стакан).

http://schoolcollection.edu.ru/

4

Рисование геометрического орнамента в
круге (круг по шаблону).

1

http://schoolcollection.edu.ru/

5

Рисование симметричного узора по образцу.

1

http://schoolcollection.edu.ru/

6

Рисование с натуры объемного предмета
симметричной формы (ваза керамическая).

1

http://schoolcollection.edu.ru/

7

Рисование на тему: «Осень за моим окном».

1

http://www.uchportal.ru/

8

Иллюстрирование отрывка из литературного
произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе
Салтане».
Рисование на тему: «Цвета осенних листьев».

1

http://schoolcollection.edu.ru/

1

http://schoolcollection.edu.ru/

Беседа на тему: «Произведения мастеров
народных художественных промыслов».
(Палех).
Рисование на тему: «Деревня. Деревянный
мир».

1

http://schoolcollection.edu.ru/

1

http://schoolcollection.edu.ru/

Рисование с натуры цветочного горшка с
растением.
Рисование симметрических форм
(насекомое-бабочка).

1

http://www.uchportal.ru/

1

http://schoolcollection.edu.ru/

14

Рисование на тему: «Лес зимой».

1

http://schoolcollection.edu.ru/

15

Декоративное рисование открытки «С
новым годом!».

1

http://schoolcollection.edu.ru/

№
1

2
3

9
10

11
12
13

ЦОР

http://www.uchportal.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/

8

16

Рисование карнавальных новогодних очков.

1

http://schoolcollection.edu.ru/

17

Беседа на тему: «Произведения мастеров
народных художественных промыслов».
(Жостово).
Иллюстрирование отрывка из литературного
произведения А.С. Пушкина «Сказка о
рыбаке и рыбке».
Рисование фигуры человека (туловище,
голова).

1

http://schoolcollection.edu.ru/

1

http://www.uchportal.ru/

1

http://schoolcollection.edu.ru/

20

Рисование фигуры человека (руки, ноги).

1

http://schoolcollection.edu.ru/

21

Узор в круге из стилизованных природных
форм (круг по шаблону диаметр 12 см).
Декоративное рисование открытки «8
МАРТА».

1

http://www.uchportal.ru/

1

http://schoolcollection.edu.ru/

23

Рисование на тему: «Зимние развлечения».

1

http://schoolcollection.edu.ru/

24

Беседа на тему: «Мама. Материнство».

1

http://schoolcollection.edu.ru/

25

Беседа на тему: «Произведения мастеров
народных художественных промыслов».
(Гжель).
Беседа на тему: «Произведения мастеров
народных художественных промыслов».
(Хохлома).
Иллюстрирование отрывка из литературного
произведения А.С. Пушкина «Сказка о
золотом петушке».
Рисование на тему: «Моя любимая книга».

1

http://schoolcollection.edu.ru/

1

http://www.uchportal.ru/

1

http://schoolcollection.edu.ru/

1

http://schoolcollection.edu.ru/

Рисование с натуры объемного предмета,
расположенного выше уровня зрения
(скворечник).
Рисование симметричных форм: насекомые –
бабочка.

1

http://www.uchportal.ru/

1

http://schoolcollection.edu.ru/

Беседа на тему: «Произведения мастеров
народных художественных промыслов».
(Городец).
Декоративное рисование открытки «День
Победы!»
Рисование на тему: «Весна красна!»

1

http://schoolcollection.edu.ru/

1

http://www.uchportal.ru/

1

http://schoolcollection.edu.ru/

18

19

22

26

27

28
29

30
31

32
33

9

34

Рисование на тему: «Мы за мир!».

1
Итого:

http://www.uchportal.ru/

34

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».