География 6 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.Н. Быкова»
(МАОУ СОШ №17 имени А.Н. Быкова)
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
к адаптированной основной образовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
от 30.08.2016 г. №121,
в редакции приказа ОО
№ 84 от «12» августа 2024 г

Рабочая программа
ГЕОГРАФИЯ
7 класс

г. Сухой Лог, 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе «Примерных программ специальных (коррек ционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: География/ Под ред. И. М. Бгажноковой. - М.: Просвещение, 2010».
География, являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррек ционной) образовательной школе VIII вида, располагает большими коррекционнообразовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.
Данная программа направлена на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с географическими объектами своей родины и мира в целом, необ ходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимосвязи человека с живой и неживой при родой, влияние на нее, а также охрана природы.
Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, что
выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию недостатков и опирается на
субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Цель рабочей программы: создание условий, способствующих развитию личности учащихся с отклонениями в здоровье и усвоению образовательной программы.
Задачи рабочей программы:
Осуществлять образование с учетом психофизических особенностей ребенка;
Развивать потенциальные возможности учащегося, механизмов обработки информации,
которые позволяли бы адаптироваться в социуме;
Приобщать учащихся к социальным нормам и эталонам, принятым в обществе;
Формировать коммуникативные качества.
Для реализации компетентностного подхода в обучении содержание образования раскрывается через содержательные линии:
Информационная культура через индивидуальную работу, через создание на уроке условий для усвоения основных понятий.
Социально-экономическая и правовая культура через умение строить отношения с другими людьми.
Экологическая культура через содержание учебных, тренировочных задач курса, через
воспитательные моменты урока.
Культура здоровья и охраны жизнедеятельности через организацию учебновоспитательного процесса.
В целях реабилитации личности умственно отсталого ребенка на уроках проводится
коррекционная работа:
совершенствование движений и сенсомоторного развития;
коррекция отдельных сторон психической деятельности;
развитие основных мыслительных операций;
развитие различных видов мышления;
коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
развитие речи, овладение техникой речи;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
3

2

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Методическая сторона урока
Разнообразие методов и приемов; частая смена видов деятельности;
Методика изучения нового материала: опора на имеющиеся у школьников знания,
разнообразие методов и приемов обобщения;
Обучающий характер урока: цель на каждый вид деятельности, помощь в организации
мышления, речи, наблюдения;
Организация обратной связи;
Развитие коммуникативной культуры: организация связных высказываний учащегося с
использованием опор, текста, образца высказывания;
Развитие логического мышления на уроке;
Наглядность обучения: эстетичность, грамотность, методика применения, правильность
использования классной доски;
Способы индивидуализации и дифференцирования заданий в зависимости от их личностных и возрастных особенностей и подготовки;
Развитие самостоятельности при применении учащимися знаний, навыков, умений, их
осмысленность, применение умений в новых ситуациях.
Содержательная сторона урока
Соотношение включенного в урок материала программным требованиям, теме, возрасту, связь с предыдущим и последующим материалом;
Объем изучаемого материала, какие формировались представления, понятия;
Связь учебного материала с современным окружением, жизненным опытом учащихся,
межпредметные и внутрепредметные связи;
Достаточность использования содержания материала в воспитательных целях, форми рования трудолюбия, развитие нравственных и эстетических чувств;
Реализация возможностей содержания материала для коррекции познавательной деятельности учащихся.
Организационная сторона урока
Мобилизирующее начало урока;
Организация учащихся на каждый вид деятельности;
Поведение учащихся на уроке (внимание, активность, интерес);
Правильность оценки знаний учащихся (осознанность, прочность, глубина);
Подготовленность учащихся к выполнению домашнего задания (наличие индивидуа лизации и дифференциации д/з, объем д/з);
Соблюдение санитарно-гигиенических требований;
Результативность;
Достижение целей, выполнение плана урока;
Объем и качество знаний;
Коррекционно-воспитывающее и коррекционно-развивающее значение урока.

3

Раздел 2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Результаты освоения с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) программы оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования. Освоение обучающимися программы предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным резуль татам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных)
компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру,
овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения адаптированной программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения относятся:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодей ствия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
S принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие соци ально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися
знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в
следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых дости жений.
Адаптированная программа определяет два уровня овладения предметными результата ми: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не
является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с ум ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы. В том случае если обучающийся не

4

достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с
согласия родителей (законных представителей) ОО может перевести обучающегося на обучение
по индивидуальному плану.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным
учебным предметам на конец обучения:

5

Раздел 3. Содержание учебного предмета
Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) (5 ч)
Географическое положение России на карте мира. Европейская и азиатская части России.
Административное деление России. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, их основные
месторождения. Климат России. Водные ресурсы России, их использование. Население России.
Народы России. Промышленность- основа хозяйства, ее отрасли. Сельское хозяйство, его
отрасли. Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России.
Природные зоны России (30 ч)
Размещение природных зон на территории России. Карта природных зон России.
Зона арктических пустынь (5 ч)
Положение на карте. Климат. Растительный и животный мир. Население и его основные
занятия. Северный морской путь.
Зона тундры (8 ч)
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Водоемы тундры. Расти тельный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города: Мурманск,
Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы Севера. Охрана природы
тундры.
Лесная зона (18 ч)
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки, озера, каналы. Растительный мир. Хвойные леса (тайга). Смешанные и лиственные леса. Животный мир. Пушные
звери. Значение леса. Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и
сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной России. Особенности развития
хозяйства Северо-Западной России. Города Северо-Западной России: Санкт- Петербург, Архангельск, Новгород, Псков, Калининград. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Обобщающий урок по лесной зоне.
Зона степей (8 ч)
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки. Растительный мир. Животный
мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города лесостепной и степной зон: Воро неж, Курск, Оренбург, Омск, Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на- Дону, Ставрополь, Краснодар. Охрана природы зоны степей.
Зона полупустынь и пустынь (6 ч)
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Реки. Растительный мир.
Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города зоны полупустынь и пустынь.
Зона субтропиков(2 ч)
Положение на карте. Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города курорты (Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик ). Город Новороссийск.
Высотная поясность в горах (6 ч)
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Особенности природы и
хозяйства Северного Кавказа. Города и экологические проблемы Урала. Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. Горы Восточной Си бири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.
Обобщающий урок по географии России.

6

Раздел 4. Тематическое планирование
№
п/п

Тема урока

Колво
часов

Требования к уровню подготовки
обучающихся

Элементы
содержания

Вид контроля

Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) (5 ч)

1

2

3

Географическое положение
России на карте мира.
Европейская и Азиатская
части России. Административное деление России.

Разнообразие рельефа.
Полезные ископаемые, их
основные месторождения.
Климат России

Водные ресурсы России, их
использование.

1

Формирование понятий «географическое
положение», умение работать с картой,
самостоятельно выделять главную мысль из
прочитанного в учебнике. Познакомить с
административным делением России на
области, округи и республики. Продолжить
работу над формированием навыков
самостоятельно работать с картой, развивать
внимание при работе с картой.

Знать, в каком полушарии находится
основная России. На каком материке
расположено наше государство, называть и
Вопросы со свободным
показывать какие государства граничат с
ответом Беседа по
Россией.
вопросам учителя.
Уметь показывать на карте территорию
России. Называть, где проходит граница
между Европой и Азией.

1

Познакомить с формами рельефа, полезными
Знать, какие равнины находятся на терископаемыми и их основным местом
ритории России. Знать, какие факторы
расположения. Раскрыть особенности климата
влияют на климат, почему на территории
Беседа по иллюРоссии, факторы, влияющие на формирование
России находится несколько климатических страциям. Выборочный
климата, различие климата в разных районах
поясов, чем климат Западной Сибири
пересказ.
страны. Продолжить формирование
отличается от климата Восточной Сибири
самостоятельных навыков при работе с
Дальнего Востока.
картой.

1

Формировать понятие «водные ресурсы».
Знать, что такое водные ресурсы. Уметь
Раскрыть особенности водных ресурсов
называть, показывать крупные реки и
России, их значение. Продолжить формиотмечать их на контурной карте, знать, как
рование самостоятельных навыков при работе
люди используют подземные воды.
с картой.

7

Беседа по таблице.

4

5

Население России. Народы
России.

Промышленность - основа
хозяйства. Ее отрасли
Сельское хозяйство, его
отрасли

1

Раскрыть особенности России, как многонационального государства. Познакомить с Знать, какое государство называют мнонародами, национальностями, проживающими гонациональным, какие народы живут в
на территории России.
России, где находятся самые густонаселенные районы в России, чем отличается
занятие городского и сельского населения

1

Знать, какую продукцию выпускают
Формировать знания о промышленности
предприятия тяжелей промышленности, что
России: деление на отрасли. Раскрыть
такое легкая промышленность, какие
особенности отраслей промышленности.
Вопросы со свободным
отрасли относятся к пищевой промышРаскрыть особенности сельского хозяйства
ответом Беседа по
ленности. Называть отрасли с\х, главную
России, деление с\х на отрасли. Продолжить
вопросам учителя.
зерновую культуру нашей страны, знать
формирование самостоятельных навыков при
отрасли животноводства, как природа влияет
работе с картой.
на климат и развитие с\х.

Беседа по иллюстрациям.

Природные зоны России (30 ч)

6

7

Размещение природных зон
на территории России. Карта
природных зон

Зона арктических пустынь.
Растительный и животный
мир. Население и его
основные
занятия.

1

Объяснить, что наша страна занимает
Уметь объяснить различие в климате в
большую территорию, и поэтому природные разных районах нашей страны, называть
Вопросы со свободным
условия
неодинаковы.
Изучить
зако- города, в которых климат теплее и холоднее,
ответом. Беседа по
номерности природных зон России. Про- чем в нашем населенном пункте. Знать,
вопросам учителя.
должить формирование самостоятельных какое значение имеют почвы для жизни
навыков при работе с картой, учебником
людей.

1

Познакомить учащихся с особенностями
Знать климатические условии зоны аркрастительного и животного мира Арктики.
тических пустынь. Уметь описать полярный
Продолжить формирование самостоятельных
день и полярную ночь, доказать, что зима навыков при работе с картой, учебником.
трудное время в арктической пустыне. Уметь Выборочный пересказ.
Познакомить учащихся с особенностями
объяснить, почему на островах Северного
Беседа по таблице.
населения Арктики и его основными
Ледовитого океана нет постоянного
занятиями.
Продолжить
формирование
населения, знать, чем занимаются ученые в
самостоятельных навыков при работе с
Арктике.
картой, учебником.

8

8

9

Зона тундры. Положение на
карте. Рельеф и полезные
ископаемые Климат и
водоемы тундры

Животный мир. Растительный мир. Население и
его основные
занятия.

Города тундры: Мурманск,
Архангельск Города тундры:
Нарьян - Мар, Норильск,
10
Анадырь
Экологические
проблемы севера. Охрана
природы тундры.

1

1

1

Сформировать представление о природной
зоне тундры, ознакомить с г. п., дать понятие
“острова, полуострова, выявить особенности
поверхности и полезных ископаемых.
Продолжить формирование самостоятельных
навыков при работе с картой, учебником.
Сформировать представление о климате и
водоемах тундры. Продолжить формирование
самостоятельных навыков при работе с
картой, учебником.

Раскрыть особенности природы тундры и
растительного мира в условиях вечной
мерзлоты. Познакомить с национальностями
зоны тундры и его основными занятиями.
Продолжить формирование самостоятельных
навыков при работе с картой, учебником.
Развивать внимание, географическую зоркость.
Познакомить учащихся с особенностями
населения зоны тундры и его городов.
Продолжить формирование самостоятельных
навыков при работе с картой, учебником.
Познакомить учащихся с особенностями
населения зоны тундры и его городов.
Продолжить формирование самостоятельных
навыков при работе с картой, учебником.
Закрепить особенности природы зоны тундры.
Выявить опасности, которые грозят природе.
Мероприятия, проводимые для охраны
природы зоны
тундры.

9

Уметь работать с картой, знать с какими
природными зонами граничит тундра, какие
Вопросы со свободным
полезные ископаемые там добывают. Знать,
ответом Беседа по
какой климат характерен для зоны тундры,
вопросам учителя.
уметь сравнивать зиму и лето зоны тундры с
другими зонами.

Уметь объяснить, почему в тундре не растут
высокие деревья, каких растений в тундре
Выборочный пересказ.
больше всего, какие животные преобладают.
Беседа по таблице.
Знать, кто проживает в тундре, чем
занимаются жители тундры.

Уметь находить на карте города. Знать какие
отрасли промышленности развиты в этих
городах. Уметь сравнивать г. п. Уметь
Беседа по иллюнаходить на карте города. Знать какие
страциям.
отрасли промышленности развиты в этих
Вопросы со свободным
городах. Уметь сравнивать г. п. Знать, какой
ответом Беседа по
вред наносит человек тундре, как можно
вопросам учителя.
избежать, или уменьшить вредное
воздействие на природу, для чего создаются
заповедники, уметь работать с картой.

11

Лесная зона. Положение на
карте. Поверхность и
полезные ископаемые
лесной зоны.
Климат. Особенности
природы.

12

Реки, озера, каналы.
Природные богатства лесной
зоны. Растительный мир.
Хвойные леса.

13

14

Смешанные и лиственные
леса.
Животный мир лесной зоны.

Значение леса.
Промышленность и сельское
хозяйство лесной
зоны.

1

1

1

1

Познакомить с расположением лесной зоны, Знать, где расположена лесная зона, уметь
ее протяженностью. Сформировать
показать на карте, уметь работать с
Беседа по иллюпредставление об особенностях природы
контурной картой, уметь составить
страциям. Выборочный
лесной зоны. Продолжить формирование
описательный рассказ по плану.
пересказ.
самостоятельных навыков при работе с
Знать, какое влияние на климат европейской
картой, учебником.
части лесной зоны оказывают влажные и
теплые ветры с Атлантического океана.

Познакомить с реками и озерами, протекающими на территории лесной зоны.
Раскрыть особенности природы лесной зоны.

Называть и показывать на карте реки и озера,
протекающие по территории лесной зоны.
Знать, какой лес называют тайгой, уметь
показать расположение хвойных лесов на
карте, уметь показать на карте примерную
границу тайги.

Беседа по таблице.
Беседа по иллюстрациям.

Сформировать у учащихся представления о
растительном мире. Выявить особенности
Уметь показать на карте зону смешанных
смешанных и лиственных лесов. Продолжить
лесов, знать, чем смешанный лес отличается
Вопросы со свободным
формирование самостоятельных навыков при
от тайги. Уметь объяснить, почему в лесах
ответом Беседа по
работе с картой, учебником. Сформировать у
обитает больше животных, чем в тундре.
вопросам учителя.
учащихся представления о животном мире
Знать лесных птиц, какую пользу они
смешанных лесов. Продолжить формирование
приносят
самостоятельных навыков при работе с
картой, учебником.
Сформировать у учащихся представление,
какую роль играет лес в жизни человека и
природы, ознакомить с экологическими
проблемами леса, которые возникли по вине
человека, сохранной деятельностью людей,
воспитывать любовь к природе. Сформировать
у учащихся представление о
промышленности, ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, сохранной деятельностью людей, воспитывать любовь к
природе, развивать познавательный интерес.

10

Знать какое значение имеет лес в жизни
людей. На каких животных охотятся в
лесной зоне, как люди используют древесину.
Знать, какие предприятия расположены в
Центральной России, уметь пользоваться
картой, почему сельское хозяйство
специализируется на выращивании
картофеля и овощей.

Выборочный пересказ.
Беседа по таблице.

15

16

17

Города центральной России.

Особенности развития
хозяйства северо - западной
России.
Города: Санкт-Петербург,
Новгород, Псков, Калининград

Западная Сибирь Восточная
Сибирь

1

Раскрыть культуру населения. Воспитывать
уважительное отношение к разным
национальностям

Уметь пользовать контурной картой, составить рассказ об одном из городов.

Вопросы со свободным
ответом

1

Раскрыть культуру населения лесной зоны,
особенности их занятий. Раскрыть
особенности городов. Воспитывать
уважительное отношение к разным
национальностям, развивать кругозор.
Продолжить формирование самостоятельных
навыков при работе с картой, учебником.
Развивать внимание, кругозор, бережное
отношение к природе.

Уметь доказать, что Северо - Западная
Россия - экономически развитый район.
Знать, почему на северо-западе развито
животноводство. Уметь работать с контурной картой. Знать, почему Калининградскую область называют янтарны краем.

Беседа по вопросам
учителя.
Беседа по иллюстрациям.

1

18

Дальний Восток

1

19

Заповедники и заказники
лесной зоны

2

Раскрыть особенности Западной Сибири.
Воспитывать уважительное отношение к
разным национальностям, развивать кругозор. Знать, какую территорию занимает Западная
Продолжить формирование самостоятельных Сибирь, уметь показать на карте., какие
отрасли являются ведущими. Знать, какую Выборочный пересказ.
навыков при работе с картой, учебником.
территорию занимает Восточная Сибирь,
Беседа по таблице.
Развивать внимание, кругозор, бережное
уметь показать на карте, какие отрасли
отношение к природе.
являются ведущими.
Раскрыть особенности Восточной Сибири.
Воспитывать уважительное отношение к
разным национальностям, развивать кругозор
Продолжить формирование самостоятельных
навыков при работе с картой, учебником.
Раскрыть особенности Дальнего Востока.
Уметь показать Дальний Восток на карте,
Беседа по иллюВоспитывать уважительное отношение к
знать, почему большинство населения
страциям.
разным национальностям, развивать кругозор
проживает на юге района.
Продолжить формирование самостоятельных
навыков при работе с картой, учебником.
Разъяснить, что охрана леса является частью
Знать, как надо вести себя в лесу, к чему
Вопросы со свободным
более общей задачи охраны природы в целом,
может привести исчезновение лесов, почему
ответом
что понимаем под охраной природных
лес надо охранять.
богатств.

11

20

21

22

Обобщение №1 по теме:
«Лесная зона».
Зона степей. Положение на
карте. Поверхность и
полезные ископаемые.
Климат. Реки.

Растения
зоны
степей.
Животный
мир
степей.
Хозяйство, население и его
основные занятия.

1

1

Знать, как растения приспособлены к
особенностям климата в степях, какие
Раскрыть особенности природы зоны степей и
растения характерны для черноземной
растительного мира
Беседа по иллюполосы. Уметь рассказать о животных степи,
Раскрыть особенности природы зоны степей и
страциям. Выборочный
почему в черноземных степях мало
животного мира.
пересказ.
животных. Уметь перечислить основные
Раскрыть культуру населения зоны степей,
Беседа по таблице.
занятия населения, составить рассказ с\х
особенности их занятий.
культурах. Знать, какие отрасли
промышленности развиты в зоне степей.

Города лесостепной зоны:
Оренбург, Омск.

24

Беседа по вопросам
учителя.

1

1

Города степной зоны:
Волгоград, Саратов, Самара
и др.
Охрана природы зоны степей

Усвоение пройденного материала.

Сформировать представление о природной
зоне степей, ознакомить с г. п., выявить
особенности
поверхности
и
полезных Знать, что такое степь, где расположена зона
степи, какие полезные ископаемые
ископаемых, климата, рек. Выявить причину
добывают.
проблемы
водоснабжения.
Продолжить
формирование самостоятельных навыков при
работе с картой, учебником.

Города лесостепной зоны:
Воронеж, Курск.
23

Контроль качества усвоения знаний.

1

Беседа по вопросам
учителя.

Раскрыть особенности городов зоны степей.
Воспитывать уважительное отношение к
Уметь показать на карте лесостепную
разным национальностям, развивать кругозор.
степную зоны. Знать, почему эти зоны
Беседа по иллюПродолжить формирование самостоятельных
благоприятны для жизни людей. Уметь
страциям.
навыков при работе с картой, учебником.
показать на карте лесостепную степную
Вопросы со свободным
Раскрыть особенности городов зоны степей.
зоны. Знать, почему эти зоны благоприятны
ответом
Воспитывать уважительное отношение к
для жизни людей.
разным национальностям, развивать кругозор
Продолжить формирование самостоятельных
навыков при работе с картой, учебником.
Раскрыть особенности городов зоны степей.
Уметь назвать города - миллионеры,
Воспитывать уважительное отношение к
составить рассказ о крае, городе по плану.
разным национальностям, развивать кругозор.
Знать, какая опасность угрожает животным
Продолжить формирование самостоятельных
степной зоны, как можно им помочь.
навыков при работе с картой, учебником.
Закрепить знания об охране природы.

12

Беседа по вопросам
учителя.
Беседа по иллюстрациям.

25

Зона полупустынь и пустынь. Положение на карте.
Поверхность. Полезные
ископаемые

1

26

Климат. Реки.

1

27

Растительный мир и животный мир.

1

28

Хозяйство. Население и
его основные занятия

1

29

Города зоны пустынь и
полупустынь.

30

Зона субтропиков. Положение на карте. Курортное
хозяйство. Города-курорты.
Население и его основные
занятия.

2

1

Сформировать представление о природной
зоне пустынь и полупустынь, ознакомить с г.
Знать, что такое пустыня, полупустыня, где
п., выявить особенности поверхности и
Выборочный пересказ.
полезных ископаемых. Продолжить
расположена, уметь отметить на карте.
формирование самостоятельных навыков при
работе с картой, учебником.
Раскрыть особенности водоемов зоны пустынь
Знать, какой климат характерен для зоны
и полупустынь. Развивать познавательный
пустынь, какие реки протекают, что такое
Беседа по таблице.
интерес. Продолжить формирование
самостоятельных навыков при работе с
оазис.
картой, учебником.
Раскрыть особенности природы зоны пустынь
Знать, как приспособлены растения и
и полупустынь и растительного мира.
животные к жизни в пустыне. Уметь сделать
Беседа по иллюРазвивать познавательный интерес.
рисунок, описать животных, обитающих в
страциям.
Воспитывать уважительное отношение к
пустыне и полупустыне.
природе.
Раскрыть особенности населения зоны
Уметь называть основные занятии сельского
Вопросы со свободным
пустынь и полупустынь и животного мира.
населения, знать, что выращивают
ответом
Развивать познавательный интерес.
в оазисах.
Раскрыть культуру населения городов
Астрахань, Элиста, особенности занятий.
Воспитывать уважительное отношение к
разным национальностям, развивать кругозор.

Уметь находить на карте зоны пустынь и
полупустынь. Знать, какое значение для
развития городов имеет близость Каспийского моря.

Беседа по вопросам
учителя.

Сформировать представление о природной
Уметь показать на карте, знать, что хазоне субтропиков, ознакомить с г. п., выявить
рактерно
для климата зоны субтропиков,
особенности климата, поверхности и полезных
почему
в горах обитают разные виды
ископаемых. Выявить экологические
животных.
проблемы, которые созданы по вине человека.
Знать,
какие
курортные
города находятся на
Продолжить формирование самостоятельных
Беседа по иллюЧерноморском
побережье.
Уметь показать на
навыков при работе с картой, учебником.
страциям. Выборочный
карте, называть занятия
Раскрыть особенности природы зоны
пересказ.
населения.
субтропиков, растительного и животного
Знать, какие курортные города находятся на
мира. Развивать познавательный интерес.
Черноморском
побережье. Уметь показать на
Воспитывать уважительное отношение к
карте, называть занятия
природе. Раскрыть особенности природы зоны
населения.
субтропиков, растительного и животного
мира.

13

31

Высотная поясность в
горах. Положение на карте.
Рельеф и полезные
ископаемые. Климат.

1

32

Особенности природы и
хозяйства Северного Кавказа.

1

33

34
35

Города и экологические
проблемы Урала.
Алтайские горы. Хозяйство.
Население и его основные
занятия. Города.
Горы Восточной Сибири.
Хозяйство. Население и
его основные занятия.
Города.
Обобщение №2 по географии России
Повторение

1

Сформировать у учащихся представление о
высотной поясности, ознакомить с горами, г.
Уметь пользоваться картой, описать по
п, особенностями поверхности, климата,
плану города России.
полезными ископаемыми. Продолжить
формирование самостоятельных навыков при
работе с картой, учебником. Развивать
внимание, географическую зоркость.
Раскрыть особенности природы Северного
Уметь рассказать о природе Кавказа, знать,
Кавказа. Развивать познавательный интерес. какие отрасли сельского хозяйства развиты в
Воспитывать уважительное отношение к
предгорьях Кавказа, уметь назвать основные
природе.
занятия горцев.

Беседа по таблице.

Беседа по иллюстрациям.

Раскрыть особенности городов. Воспитывать Найти и показать на карте Уральские горы.
уважительное отношение к разным
Знать, почему Урал называют «Малахитовой Вопросы со свободным
национальностям, развивать кругозор.
шкатулкой». Уметь рассказать о природе
ответом Беседа по
Продолжить формирование самостоятельных Алтайских гор. Найти и показать на карте
вопросам учителя.
навыков при работе с картой, учебником.
Саяны и другие горы Восточной Сибири.
Беседа по иллюРазвивать внимание, кругозор, бережное
Уметь рассказать о занятиях коренных
страциям.
отношение к природе.
жителей горных районов и предгорий.

1

Выборочный пересказ.

1

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».