Рабочая программа Чтение (Литературное чтение)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.Н. Быкова»
(МАОУ СОШ №17 имени А.Н. Быкова)
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
к адаптированной основной образовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
от 30.08.2016 г. №121,
в редакции приказа ОО
№ 84 от «12» августа 2024 г

Рабочая программа
Чтение (Литературное чтение)
5 класс

г. Сухой Лог, 2021 год

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Устное народное творчество
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и
литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам,
традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения,
сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств
(иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития
представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования
представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин,
видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества,
выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и
письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный
рисунок устного рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых
композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок
художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе
определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами,
явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение
нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского
и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой
выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные
линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и
сказание), определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на
уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература
XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать
произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и
на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в
диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы,
аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в
различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других
искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её
обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно
оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других
искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или
под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять
её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат,
проект).
Чтение. Работа с текстом
В результате изучения всех без исключения учебных предметов, выпускники научатся
осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и
использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения
информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с
текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации,
выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации,
систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и
информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать
полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинноследственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также
принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск
информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой
информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся
жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
-определять тему и главную мысль текста;
-делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

-вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их
последовательность;
-упорядочивать информацию по заданному основанию;
-сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных
признака;
-понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте
несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение;
характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
-понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы,
схемы, диаграммы;
-понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр,
структуру, выразительные средства текста;
-использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
-ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
-использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для
поиска нужной информации;
-работать с несколькими источниками информации;
-сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
-пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
-соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в
тексте напрямую;
-формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод;
-сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
-составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на
поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
-делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
-составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
-высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
-оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и
роль иллюстративного ряда в тексте;
-на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
-участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста.
Выпускник получит возможность научиться:
-сопоставлять различные точки зрения;
-соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную
(противоречивую) информацию.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Тема урока
Устное народное творчество
Устное народное творчество. Считалки, заклички-приговорки. Нахождение в
тексте непонятных слов и выражений.
Потешки, пословицы и поговорки. Загадки. Пользование подстрочным
словарем.
Сказки
Русская сказка «Никита Кожемяка». Выбор слов и выражений,
характеризующих героев.
«Никита Кожемяка». Работа над беглостью и выразительностью чтения
Тофаларская сказка «Как наказали медведя». Составление плана.
«Как наказали медведя». Пересказ по плану.
Башкирская сказка «Золотые руки». Деление текста на части с помощью
учителя.
«Золотые руки». Использование при рассказе слов и оборотов речи из текста.
Русская сказка «Морозко». Чтение «про себя» с выполнением заданий.
«Морозко». Пересказ по плану.
Русская сказка «Два мороза». Выбор слов и выражений, характеризующих
героев.
«Два мороза». Работа над беглостью и выразительностью чтения.
Татарская сказка «Три дочери». Работа над беглостью и выразительностью
чтения.
«Три дочери». Ответы на вопросы к тексту.
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (отрывок).
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (отрывок). Ответы на вопросы к
тексту.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (отрывок). Работа над
выразительностью чтения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (отрывок). Деление текста на
части с помощью учителя.
Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», I часть. Выделение с помощью учителя
главной мысли художественного произведения.
«Серая Шейка», II часть. Составление с помощью учителя плана в форме
повествовательных предложений.
«Серая Шейка», III часть. Использование при рассказе слов и оборотов речи
из текста.
«Серая Шейка», IV часть. Пересказ по плану.
«Серая Шейка», V часть. Ответы на вопросы к тексту.
Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»
Картины родной природы. Лето
Г. Скребицкий «Июнь». Самостоятельное чтение.
И. Суриков «Ярко солнце светит…». Заучивание наизусть стихотворения.

Кол-во
часов
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

27 А. Платонов «Июльская гроза», I часть. Выбор слов и выражений,
характеризующих картины природы.
28
«Июльская гроза», II часть. Передача содержания иллюстраций к
произведению по вопросам учителя.
29 «Июльская гроза», III часть. Правильное, осознанное чтение вслух целыми
словами с соблюдением норм литературного произношения.
30 «Июльская гроза», IV часть. Ответы на вопросы к тексту.
31 А. Прокофьев «Березка». Заучивание наизусть стихотворения.
32 Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату». Выбор слов и выражений,
характеризующих картины природы.
33 Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Лето»
Картины родной природы. Осень
34 Г. Скребицкий «Сентябрь». Выбор слов и выражений, характеризующих
картины природы.
35 «Сентябрь». Ответы на вопросы к тексту.
36 И. Соколов-Микитов «Золотая осень». Работа над выразительностью чтения.
37 «Золотая осень». Деление текста на части с помощью учителя.
38 К. Бальмонт «Осень». Заучивание наизусть стихотворения.
39 Г. Скребицкий «Добро пожаловать!». Деление текста на части.
40 «Добро пожаловать!». Составление плана.
41 В. Астафьев «Осенние грусти…». Ответы на вопросы к тексту.
42 И. Бунин «Первый снег». Заучивание наизусть стихотворения.
43 Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Осень».
О друзьях-товарищах
44 Ю. Яковлев «Колючка», I часть. Чтение вслух с соблюдением норм
литературного произношения.
45 Ю. Яковлев «Колючка», II часть. Выбор слов и выражений, характеризующих
героев.
46 Ю. Яковлев «Рыцарь Вася». Деление текста на части с помощью учителя.
47 «Рыцарь Вася». Выявление отношений к поступкам действующих лиц.
48 Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». Использование при рассказе слов и
оборотов речи из текста.
49 «Витя Малеев в школе и дома». Ответы на вопросы к тексту.
50 В. Медведев «Фосфорический мальчик». Выбор слов и выражений,
характеризующих героев.
51 «Фосфорический мальчик». Пересказ по плану.
52 Л. Воронкова «Дорогой подарок», I часть. Выделение с помощью учителя
главной мысли художественного произведения.
53 «Дорогой подарок», II часть. Деление текста на части с помощью учителя.
54 «Дорогой подарок», III часть. Выявление отношений к поступкам
действующих лиц.
55 Я. Аким «Твой друг». Самостоятельное чтение с выполнением заданий.
56 Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах».
Басни И. Крылова
57 И. Крылов «Ворона и Лисица» (басня). Правильное, осознанное чтение вслух.
58 И. Крылов «Щука и Кот» (басня). Чтение «про себя» с выполнением заданий.
59 И. Крылов «Квартет» (басня). Ответы на вопросы к тексту.
60 «Квартет» (басня). Чтение по ролям.
61 Обобщающий урок по теме «Басни И. Крылова».
Спешите делать добро
62 Н. Хмелик «Будущий олимпиец». Работа над выразительностью чтения.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

«Будущий олимпиец». Ответы на вопросы к тексту.
О. Бондарчук «Слепой домик». Деление текста на части с помощью учителя.
«Слепой домик». Составление плана.
В. Осеева «Бабка». Выбор слов и выражений, характеризующих героев.
«Бабка». Выделение главной мысли художественного произведения.
«Бабка». Выявление отношений к поступкам действующих лиц.
А. Платонов «Сухой хлеб», I часть. Выделение главной мысли
художественного произведения.
70 «Сухой хлеб», II часть. Выявление отношений к поступкам действующих лиц.
71 В. Распутин «Люся». Выбор слов и выражений, характеризующих героев.
72 «Люся». Ответы на вопросы к тексту.
73 В. Брюсов «Труд». Чтение «про себя» с выполнением заданий.
74 Р. Рождественский «Огромное небо». Деление текста на части с помощью
учителя.
75 Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро».
Картины природы. Зима
76 Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою». Заучивание наизусть стихотворения.
77 Г. Скребицкий «Декабрь». Передача содержания иллюстраций к произведению
по вопросам учителя.
78 К. Бальмонт «К зиме». Заучивание наизусть стихотворения.
79 Г. Скребицкий «Всяк по-своему», I часть. Выделение с помощью учителя
главной мысли художественного произведения.
80 «Всяк по-своему», II часть. Деление текста на части с помощью учителя.
81 С. Есенин «Поёт зима – аукает…». Выбор слов и выражений,
характеризующих картины природы.
82 С. Есенин «Берёза». Заучивание наизусть стихотворения.
83 А. Пушкин «Зимняя дорога». Заучивание наизусть стихотворения.
84 Обобщающий урок по теме «Картины природы. Зима».
Картины природы. Весна.
85 Г. Скребицкий «Март». Выделение главной мысли художественного
произведения.
86 «Март». Выбор слов и выражений, характеризующих картины природы.
87 А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…». Заучивание наизусть
стихотворения.
88 Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы». Передача содержания
иллюстраций к произведению.
89 «От первых проталин до первой грозы». Выбор слов и выражений,
характеризующих картины природы.
90 Г. Скребицкий «Весна-красна».
91 «Весна-красна». Использование при рассказе слов и оборотов речи из текста.
92 Г. Скребицкий «Грачи прилетели». Чтение «про себя» с выполнением заданий.
93 Г. Скребицкий «Заветный кораблик». Ответы на вопросы к тексту.
94 Г. Скребицкий «В весеннем лесу». Выбор слов и выражений,
характеризующих картины природы.
95 «В весеннем лесу». Ответы на вопросы к тексту.
96 А. Толстой «Весенние ручьи». Работа над выразительностью чтения.
97 А. Пушкин «Гонимы вешними лучами». Чтение «про себя» с выполнением
заданий.
98 А. Блок «Ворона». Самостоятельное чтение с выполнением заданий.
99 Е. Серова «Подснежник». Заучивание наизусть стихотворения.
100 И. Соколов-Микитов «Весна». Использование при рассказе слов и оборотов
63
64
65
66
67
68
69

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132

речи из текста.
И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…». Работа над беглостью и
выразительностью чтения.
С. Есенин «Черёмуха». Заучивание наизусть стихотворения.
Я. Аким «Весна, весною, о весне». Чтение вслух.
Обобщающий урок по теме «Картины природы. Весна»
О животных
Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка», I часть. Деление текста на части.
«Тёма и Жучка», II часть. Пересказ по плану.
А. Толстой «Желтухин», I часть. Выбор слов и выражений, характеризующих
героев.
«Желтухин», II часть. Озаглавливание частей текста и составление плана.
«Желтухин», III часть. Пересказ по плану.
К. Паустовский «Кот Ворюга». Самостоятельное чтение.
Б. Житков «Про обезьяну», I часть. Ответы на вопросы к тексту.
«Про обезьяну»; II, III части. Выявление отношений к поступкам
действующих лиц.
Э. Асадов «Дачники». Выбор слов и выражений, характеризующих события.
Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны». Деление текста на части.
С. Михалков «Будь человеком». Ответы на вопросы к тексту.
Обобщающий урок по теме «О животных»
Из прошлого нашего народа
О. Тихомиров «На поле Куликовом». Москва собирает войско. Ответы на
вопросы к тексту.
Куликовская битва. Слава героям. Выбор слов и выражений, характеризующих
события.
С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года». Нахождение в тексте непонятных
слов и выражений.
Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…». Ответы на вопросы к тексту.
А. Куприн «Белый пудель»; I, II части. Озаглавливание частей текста и
составление плана.
«Белый пудель»; III, IV части. Выделение главной мысли художественного
произведения.
Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью!». Выбор слов и выражений,
характеризующих события.
«Снега, поднимитесь метелью!». Деление текста на части с помощью учителя.
Ю. Коринец «У могилы Неизвестного Солдата». Ответы на вопросы к тексту.
Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа»
Из произведений зарубежных писателей
В. Гюго «Гаврош» (Маленький Гаврош). Деление текста на части.
«Гаврош» (Гаврош опекает малышей). Ответы на вопросы к тексту.
М. Твен «Приключения Тома Сойера». Ответы на вопросы к тексту.
«Приключения Тома Сойера». Озаглавливание частей текста и составление с
плана.
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»; I, II части.
Выбор слов и выражений, характеризующих героев.
«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»; III, IV части. Пересказ по
плану.
Г.Х. Андерсен «Русалочка». Ответы на вопросы к тексту.
Г.Х. Андерсен «Русалочка». Пересказ по плану.

133
134
135140 Повторение и обобщение изученного за курс 5 класса

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».