Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.Н. Быкова»
(МАОУ СОШ №17 имени А.Н. Быкова)
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
к адаптированной основной образовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
от 30.08.2016 г. №121,
в редакции приказа ОО
№ 84 от «12» августа 2024 г
Адаптированная рабочая программа
по профильному труду, 7 класс,
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» составлена в соответствии с учебным планом ОУ рассчитана на 204
часа (6 часов в неделю) для обучающихся по АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обучающиеся по данной программе дети имеют интеллектуальные и психофизические нарушениями умеренной, тяжёлой и глубокой
степени, которые могут сочетаться с расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата,
поведенческими и эмоционально-волевыми нарушениями. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и
соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелы ми
и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев),
изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а
также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с
детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.
Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической
деятельности и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой
деятельности, развитие интереса к результатам своего труда. У обучающихся постепенно накапливается п рактический опыт, происходит
формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции( умения намечать цель,
подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат).
Программа направлена на достижение следующих целей:
-подготовка учащихся к доступной трудовой деятельности;
- формирование мотивации трудовой деятельности.
Задачи, которые решаются в процессе обучения:
развитие интереса к трудовой деятельности;
формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием;
обучение доступным приемам работы с различными материалами;
освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий.
Общая характеристика учебного предмета
Программа по профильному труду включает разделы: «Сохранение и поддержание здоровья», «Уход за одеждой и обувью», «Уборка
помещений. Мытьё полов», «Роспись по дереву», «Декупаж», «Лепка из глины», «Мозаика и аппликация из пуговиц». Во время занят ий
профильным трудом необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его
творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается овладевать умением адекватно применять доступные
технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия. Ему важно видеть и знать, что
результаты его трудовой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его
самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях профильного труда умения и навыки
необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении полиграфических и керамических изделий,
изделий в технике батик, календарей, блокнотов и др.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Профильный труд» (подготовка младшего обслуживающего персонала) входит в обязательную часть
адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
На реализацию программы по «Профильному труду» (подготовка младшего обслуживающего персонала) в 7 классе предусмотрено
238 часов, 7 часов в неделю.
Личностные результаты освоения учебного предмета:
В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно познавательной деятельности:
проявлять познавательный интерес;
проявлять и выражать свои эмоции;
обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
участвовать в совместной, коллективной деятельности;
проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
совместные действия с педагогом;
деятельность по подражанию;
деятельность по образцу;
деятельность по последовательной инструкции;
самостоятельная деятельность ученика;
умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Содержание учебного предмета:
1. СОХРАНЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ЗДОРОВЬЯ
- Личная гигиена. Правила здорового образа жизни.
Понятие о личной гигиене. Где живут микробы. Ежедневные гигиенические процедуры. Гигиенический душ, ванна, баня. Режим
сна. Прием лекарств. Противопоказания и аллергия при приеме лекарств. Гигиена зрения. Меры предупреждения заболев аний
органов зрения. Виды помощи: врачебная, доврачебная. Виды медицинских учреждений: поликлиника, больница, аптека.
Способы вызова врача на дом. Листы нетрудоспособности. Домашняя аптечка. Средства доврачебной помощи: термометр,
тонометр.
-Гигиена рук
Алгоритм гигиенического мытья рук. Гигиена рук в течение дня. Уход за руками. Выбор средств и способов защиты рук во время
работы. Выбор средств и способов защиты рук во время работы. Оказание первой помощи при порезах и колах рук.
-Предметы и средства личной гигиены
Предметы и средства личной гигиены. ТБ при использовании средств личной гигиены.
2. УХОД ЗА ОДЕЖДОЙ И ОБУВЬЮ
Назначение одежды, хранение и уход
Назначение одежды: повседневная, деловая, рабочая, домашняя. Дрескод. Сезонная одежда: летняя, зимняя, демисезонная.
Предметы индивидуального пользования. Хранение белья, режимы смены. Содержание в чистоте личных вещей. Назначение
рабочей одежды. Защита рук и головы во время работы.
Обувь: назначение, хранение и уход
Виды обуви, назначение. Сезонная обувь: летняя, зимняя, демисезонная. Обувь по назначению: спортивная, домашняя, рабочая.
Обувь из разных материалов. Ежедневный уход за обувью. Сушка мокрой обуви. Хранение спецодежды и обуви.
Уход за одеждой и обувью: стирка, чистка.
Ручная стирка одежды. Чтение ярлыков. Приспособления для стирки. Средства для ручной стирки белья. Подготовка к стирке
носков. Правила стирки носков.
3. УБОРКА ПОМЕЩЕНИЙ. МЫТЬЕ ПОЛОВ
Общие сведения о жиль
Виды жилых помещений в городе и селе. Назначение жилых помещений. Правила пользования мусорными контейнерами.
Помещение школы. Влажная уборка школьных помещений.
Гигиенические требования к жилому помещению, уборка
Уборочный инвентарь: содержание, хранение. Моющие средства: виды. Техника безопасности использования моющих и
чистящих средств. Виды полов. Особенности мытья полов из разных материалов. Средства защиты при мытье полов. Порядок
мытья полов.
4. МОЗАИКА И АППЛИКАЦИЯ ИЗ ПУГОВИЦ
- формирование представления о виде мозаике и аппликации из пуговиц;
- знакомство с техникой выполнения мозаик и аппликаций;
- обучение основным приёмам работы с ножницами и клеем;
5. ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА И ГЛИНЫ
- знакомство с промыслами;
- знакомство со свойствами солёного теста;
- знакомство с приёмом вырезания плоских деталей из теста;
- знакомство со способами окрашивания теста;
- знакомство с особенностями, традициями ремесла;
- знакомство с технологиями, особенностями материала;
- знакомство со свойствами глины;
- освоение навыков овладения способами лепки;
- освоение навыками росписи изделий из глины.
6. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТЕХНИКЕ « ДЕКУПАЖ»
знакомство с техникой «Декупаж»;
знакомство с основными технологическими приёмами «декупажа» (наклеивание салфетки на любую поверхность);
знакомство с необходимыми инструментами для работы (салфетки, клей, тарелочки, дощечки );
обучение основным приёмам и навыкам наклеивания салфетки на предмет;
освоение последовательности выполнения ;
освоение навыка работы с ножницами, салфетками.
7. РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ
- знакомство с историей и технологией русской-народной росписи;
- знакомство с названиями всех элементов и мотивов русской-народной росписи;
- освоение последовательности выполнения росписей;
-познакомить с традиционными элементами орнаментов изучаемых видов росписи по дереву и научить выполнять их на бумаге.
- освоение рисования «приписок» (точки, капельки, завитки, травки);
- обучение основным приёмам и навыкам росписи (мотивы: «ягодка», «листик», «цветок», «птица»);
- обучение копирования с образцов
- выполнять традиционную композицию.
Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:
названия инструментов (ножницы, клей, кисти, краски, глина, салфетки, пуговицы, фанера для росписи);
названия основных цветов указанных материалов;
различные виды трудовой деятельности (работа с глиной, роспись по дереву, декупаж, мозаика и аппликация из пуговиц).
Предполагается то, что учащиеся будут уметь:
называть инструменты, с помощью которых изготавливают поделки и выполняют графические работы (совместно с учителем);
соблюдать технологические процессы;
анализировать образец (совместно с учителем);
выполнять предложенную работу (с помощью учителя);
выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций (совместно с учителем);
соблюдать необходимые правила техники безопасности;
выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
1.
Разделы, темы
Кол-во часов
Сохранение и поддержание здоровья.
26
1.Вводное занятие. Знакомство с учебным предметом.
2
2.Знакомство с кабинетом и объектами труда.
2
3.Личная гигиена.
2
4.Правила личной гигиены.
4
5.Гигиена рук.
4
6.Соблюдение гигиены в течение дня.
2
2.
7.Уход за руками.
2
8.Предметы и средства личной гигиены.
4
9. Практическое повторение. Выполнение процедуры гигиены рук.
2
10. Выполнение процедур личной гигиены.
2
Уход за одеждой и обувью.
34
1.Специальная одежда.
2
2.Защита рук и головы во время работы.
2
3.Правила ухода за одеждой и обувью.
2
4.Ручная стирка одежды.
4
5.Средства для ручной стирки одежды.
2
6.Подготовка к стирке носков.
2
7.Стирка носков.
2
8.Ежедневный уход за обувью.
4
9.Сушка мокрой обуви.
2
10.Хранение одежды.
2
11.Хранение спецодежды и обуви.
2
12.Практическое повторение. Ручная стирка одежды.
6
3.
13.Самостоятельная работа.
Уход за одеждой и обувью.
Уборка помещений. Мытьё полов.
2
42
1. Знакомство с основными видами работ.
2
2.Помещения школы.
4
4.
3.Уборочный инвентарь для мытья полов.
Влияние моющих средств на здоровье.
6
4.Виды полов.
2
5.Мытье полов.
4
6.Средства защиты при мытье полов.
6
7.Способы предотвращения загрязнения помещений.
6
8. Практическое повторение. Подготовка и приемы работы уборочным
инвентарем.
6
9.Практическое повторение. Мытье полов служебных помещений школы.
6
Работа с бумагой и картоном.
8
Складывание из картона поделки «Дом».
2
Складывание из картона поделки «заяц».
2
Складывание из картона поделки «лиса».
2
Композиция сказки «»Лиса и заяц». Оформление.
2
5.
Растениеводство
12
Комнатные растения. Названия. Требования к размещению.
2
Полив растения, рыхление почвы.
2
Мытьё растений, опрыскивание растений.
Приготовление почвы для рассады.
6.
2
2
Перекапывание почвы, рыхление почвы.
2
Посадка семян в горшочки для рассады.
2
Работа с бисером
6
Изготовление дерева «Клён» из крупных пайеток в форме кленового
листочка по схеме.
3
3
Вышивание бисером по канве «Ветка рябины».
7.
Работа с тканью
10
Виды пуговиц. Пришивание пуговиц с двумя отверстиями.
2
Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями.
2
8.
Пришивание пуговиц на ножке.
2
Вытаскивание нитей для бахромы по краям салфетки.
2
Вышивание салфетки способом «Вперёд иголка» по контуру рисунка.
2
Работа в технике мозаики.
24
Искусство мозаик и аппликаций из пуговиц . Труд и его значение в жизни
людей.
2
Мозаики и аппликации из пуговиц.
2
Изготовление аппликации «Кленовый листик».
2
Изготовление аппликации «Бабочка».
2
Изготовление аппликации «Воздушный шар».
Изготовление аппликации «Сова».
2
2
Изготовление мозаики «Фоторамка».
Изготовление мозаики «Подставка под чашку».
Изготовление мозаики «Баночка под чай, кофе».
9.
2
2
2
Изготовление букета.
2
Изготовление брелка.
2
Изготовление Мишки и жучка.
2
9
Работа с соленым тестом.
Знакомство со свойствами солёного теста.
Тестопластика. «Весёлый каравай».
Изделие «Гусеница»
10.
2
Изделие «Яблоко».
2
Изделие «Бабочка».
2
Работа с глиной.
2
16
Знакомство со свойствами глины.
История возникновения глиняной игрушки в России.
Лепка простых геометрических фигур.
Лепка.Упражнения на видоизменение шара.
1
1
2
2
Лепка фруктов.
2
Изделие «Мухомор»
2
2
Изделие «Змейка»
Изделие «Морская звезда»
11.
1
2
2
Роспись готовых изделий из глины
Работа в технике «декупаж».
18
Изготовление изделия в технике декупаж.
1
Тарелочка «Зимний пейзаж».
3
2
Доска «Веточка лимонов».
2
Баночка для варенья.
Фоторамка «Корабль»
Расписывание вазы.
12.
2
2
Расписывание шкатулки.
2
Изделие «Стаканчик под карандаши и ручки».
2
Расписывание горшочка под цветы.
2
Работа с деревом.
9
Искусство росписи по дереву в России. Труд и его значение в жизни
людей.
1
Породы деревьев и их декоративные качества.
1
Роспись художественных изделий из дерева.
2
Устройство оборудования, инструментов и приспособлений применяемых
для художественной росписи по дереву.
2
Изделие «Досочка для кухни».
3
13.
Основы цветоведения.
22
Разновидности орнамента.
2
Основные сведения о композиции.
2
3
Построение композиции в полосе на бумаге.
3
Построение композиции с различными видами орнамента на фанере.
Виды хохломской росписи.
Разновидности орнамента хохломской росписи.
Городецкая роспись.
14.
2
2
2
Виды композиций. Элементы Городецкой росписи.
2
Гжель.
2
Жостовская роспись.
2
Обобщающие уроки.
2
Итого: 238ч.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:
- наборы инструментов для занятий по профильному труду, включающие кисти (обычные и для клея), ножницы, коврики,
индивидуальные доски, и т.д.;
- натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению;
- репродукции картин;
- альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы;
- видеофильмы, презентации, аудиозаписи;
- оборудование: музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование;
- расходные материалы для ПРОФИЛЬНОГО ТРУДА: клей ПВА, краски (гуашь и акриловые), пуговицы, соленое тесто, глина,
фанера, разные изделия из дерева , краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования;
- пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) ;
Список рекомендуемой научной и учебно-методической литературы:
1. Дорожин, Ю.Г. Городецкая роспись [Текст]: рабочая тетрадь по основам народного искусства / худож. Р. Миневич. - М. : Мозаика Синтез, 2001г.- 22с.: ил.- 18Ш 5-86775-065-5
2. Дорожин, Ю.Г. Узоры Северной Двины [Текст]: рабочая тетрадь по основам народного искусства / худож. О.Знатных. - М.: МозаикаСинтез, 2002г.- 24с. : ил.- 18Ви 5-86775-081-7
3. Евсеев, И.С. Роспись посуды и аксессуаров [Текст]: И.С. Евсеев.- Ростов н/Д : Феникс, 2006.- 252[1] с. : ил.- (Мастерская). 18ВМ 5-22208451-5
4. Орлова, Л.В. Хохломская роспись [Текст] : рабочая тетрадь по основам народного искусства. -М. : Мозаика-Синтез, 1998г.-15с. : ил.
5. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников/ Н.Н.Гусарова. – Санкт-Петербург, 2008.
6. Торгашова В.Н. Рисуем нитью/ В.Н Торгашова. – Москва, 2010.
7. Левин В.И. «Воспитание Творчества» - Томск: Пеленг, 1993г.
8. .Макаров А.Ю. Цветы в технике бумажной пластики //Школа и производство.-2009.- №7 – с.28, 37-39
9. Макаров А.Ю. Методика обучения технике торцевания из бумаги //Школа и производство. -2011.- №3 – С. 20.
10. Лыткова О. В. Мастер-класс для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники
«тычкования (торцевания)» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2014.
11. М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: «Академия развития»,
«Академия, К», 1988. – 224 с.
12. Волшебная глина. – Смоленск: Русич, 2001.
13. Дашкевич Е. В., Жакова О. В. Знакомьтесь: Глина. – СПб.: Кристалл, 1998.
14. Тржемецкая М. Пластилин-глина. – М.: Росмэн – лига, 1999.
15. Ольга Вешкина Декупаж. Стильные идеи шаг за шагом - Издательство: АСТ 2010 – 64 с.
16. Книга «Декупаж. Практическое руководство» П.Н. Черутти. - год издания 2008 – 159 с.