Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.Н. Быкова» (МАОУ СОШ №17 имени А.Н. Быкова) ПРИЛОЖЕНИЕ №2 к адаптированной основной образовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 30.08.2016 г. №121, в редакции приказа ОО № 84 от «12» августа 2024 г Адаптированная рабочая программа по профильному труду, 7 класс, Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» составлена в соответствии с учебным планом ОУ рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю) для обучающихся по АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Обучающиеся по данной программе дети имеют интеллектуальные и психофизические нарушениями умеренной, тяжёлой и глубокой степени, которые могут сочетаться с расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, поведенческими и эмоционально-волевыми нарушениями. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания. Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелы ми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы. Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к результатам своего труда. У обучающихся постепенно накапливается п рактический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции( умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат). Программа направлена на достижение следующих целей: -подготовка учащихся к доступной трудовой деятельности; - формирование мотивации трудовой деятельности. Задачи, которые решаются в процессе обучения: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; обучение доступным приемам работы с различными материалами; освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий. Общая характеристика учебного предмета Программа по профильному труду включает разделы: «Сохранение и поддержание здоровья», «Уход за одеждой и обувью», «Уборка помещений. Мытьё полов», «Роспись по дереву», «Декупаж», «Лепка из глины», «Мозаика и аппликация из пуговиц». Во время занят ий профильным трудом необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается овладевать умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия. Ему важно видеть и знать, что результаты его трудовой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях профильного труда умения и навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей, блокнотов и др. Описание места учебного предмета в учебном плане Учебный предмет «Профильный труд» (подготовка младшего обслуживающего персонала) входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами. На реализацию программы по «Профильному труду» (подготовка младшего обслуживающего персонала) в 7 классе предусмотрено 238 часов, 7 часов в неделю. Личностные результаты освоения учебного предмета: В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно познавательной деятельности: проявлять познавательный интерес; проявлять и выражать свои эмоции; обозначать свое понимание или непонимание вопроса; участвовать в совместной, коллективной деятельности; проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене; проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым. Предметные результаты освоения учебного предмета: В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета. Уровни освоения деятельности: совместные действия с педагогом; деятельность по подражанию; деятельность по образцу; деятельность по последовательной инструкции; самостоятельная деятельность ученика; умение ребенка исправить допущенные ошибки. Содержание учебного предмета: 1. СОХРАНЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ЗДОРОВЬЯ - Личная гигиена. Правила здорового образа жизни. Понятие о личной гигиене. Где живут микробы. Ежедневные гигиенические процедуры. Гигиенический душ, ванна, баня. Режим сна. Прием лекарств. Противопоказания и аллергия при приеме лекарств. Гигиена зрения. Меры предупреждения заболев аний органов зрения. Виды помощи: врачебная, доврачебная. Виды медицинских учреждений: поликлиника, больница, аптека. Способы вызова врача на дом. Листы нетрудоспособности. Домашняя аптечка. Средства доврачебной помощи: термометр, тонометр. -Гигиена рук Алгоритм гигиенического мытья рук. Гигиена рук в течение дня. Уход за руками. Выбор средств и способов защиты рук во время работы. Выбор средств и способов защиты рук во время работы. Оказание первой помощи при порезах и колах рук. -Предметы и средства личной гигиены Предметы и средства личной гигиены. ТБ при использовании средств личной гигиены. 2. УХОД ЗА ОДЕЖДОЙ И ОБУВЬЮ Назначение одежды, хранение и уход Назначение одежды: повседневная, деловая, рабочая, домашняя. Дрескод. Сезонная одежда: летняя, зимняя, демисезонная. Предметы индивидуального пользования. Хранение белья, режимы смены. Содержание в чистоте личных вещей. Назначение рабочей одежды. Защита рук и головы во время работы. Обувь: назначение, хранение и уход Виды обуви, назначение. Сезонная обувь: летняя, зимняя, демисезонная. Обувь по назначению: спортивная, домашняя, рабочая. Обувь из разных материалов. Ежедневный уход за обувью. Сушка мокрой обуви. Хранение спецодежды и обуви. Уход за одеждой и обувью: стирка, чистка. Ручная стирка одежды. Чтение ярлыков. Приспособления для стирки. Средства для ручной стирки белья. Подготовка к стирке носков. Правила стирки носков. 3. УБОРКА ПОМЕЩЕНИЙ. МЫТЬЕ ПОЛОВ Общие сведения о жиль Виды жилых помещений в городе и селе. Назначение жилых помещений. Правила пользования мусорными контейнерами. Помещение школы. Влажная уборка школьных помещений. Гигиенические требования к жилому помещению, уборка Уборочный инвентарь: содержание, хранение. Моющие средства: виды. Техника безопасности использования моющих и чистящих средств. Виды полов. Особенности мытья полов из разных материалов. Средства защиты при мытье полов. Порядок мытья полов. 4. МОЗАИКА И АППЛИКАЦИЯ ИЗ ПУГОВИЦ - формирование представления о виде мозаике и аппликации из пуговиц; - знакомство с техникой выполнения мозаик и аппликаций; - обучение основным приёмам работы с ножницами и клеем; 5. ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА И ГЛИНЫ - знакомство с промыслами; - знакомство со свойствами солёного теста; - знакомство с приёмом вырезания плоских деталей из теста; - знакомство со способами окрашивания теста; - знакомство с особенностями, традициями ремесла; - знакомство с технологиями, особенностями материала; - знакомство со свойствами глины; - освоение навыков овладения способами лепки; - освоение навыками росписи изделий из глины. 6. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТЕХНИКЕ « ДЕКУПАЖ» знакомство с техникой «Декупаж»; знакомство с основными технологическими приёмами «декупажа» (наклеивание салфетки на любую поверхность); знакомство с необходимыми инструментами для работы (салфетки, клей, тарелочки, дощечки ); обучение основным приёмам и навыкам наклеивания салфетки на предмет; освоение последовательности выполнения ; освоение навыка работы с ножницами, салфетками. 7. РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ - знакомство с историей и технологией русской-народной росписи; - знакомство с названиями всех элементов и мотивов русской-народной росписи; - освоение последовательности выполнения росписей; -познакомить с традиционными элементами орнаментов изучаемых видов росписи по дереву и научить выполнять их на бумаге. - освоение рисования «приписок» (точки, капельки, завитки, травки); - обучение основным приёмам и навыкам росписи (мотивы: «ягодка», «листик», «цветок», «птица»); - обучение копирования с образцов - выполнять традиционную композицию. Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать: названия инструментов (ножницы, клей, кисти, краски, глина, салфетки, пуговицы, фанера для росписи); названия основных цветов указанных материалов; различные виды трудовой деятельности (работа с глиной, роспись по дереву, декупаж, мозаика и аппликация из пуговиц). Предполагается то, что учащиеся будут уметь: называть инструменты, с помощью которых изготавливают поделки и выполняют графические работы (совместно с учителем); соблюдать технологические процессы; анализировать образец (совместно с учителем); выполнять предложенную работу (с помощью учителя); выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций (совместно с учителем); соблюдать необходимые правила техники безопасности; выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1. Разделы, темы Кол-во часов Сохранение и поддержание здоровья. 26 1.Вводное занятие. Знакомство с учебным предметом. 2 2.Знакомство с кабинетом и объектами труда. 2 3.Личная гигиена. 2 4.Правила личной гигиены. 4 5.Гигиена рук. 4 6.Соблюдение гигиены в течение дня. 2 2. 7.Уход за руками. 2 8.Предметы и средства личной гигиены. 4 9. Практическое повторение. Выполнение процедуры гигиены рук. 2 10. Выполнение процедур личной гигиены. 2 Уход за одеждой и обувью. 34 1.Специальная одежда. 2 2.Защита рук и головы во время работы. 2 3.Правила ухода за одеждой и обувью. 2 4.Ручная стирка одежды. 4 5.Средства для ручной стирки одежды. 2 6.Подготовка к стирке носков. 2 7.Стирка носков. 2 8.Ежедневный уход за обувью. 4 9.Сушка мокрой обуви. 2 10.Хранение одежды. 2 11.Хранение спецодежды и обуви. 2 12.Практическое повторение. Ручная стирка одежды. 6 3. 13.Самостоятельная работа. Уход за одеждой и обувью. Уборка помещений. Мытьё полов. 2 42 1. Знакомство с основными видами работ. 2 2.Помещения школы. 4 4. 3.Уборочный инвентарь для мытья полов. Влияние моющих средств на здоровье. 6 4.Виды полов. 2 5.Мытье полов. 4 6.Средства защиты при мытье полов. 6 7.Способы предотвращения загрязнения помещений. 6 8. Практическое повторение. Подготовка и приемы работы уборочным инвентарем. 6 9.Практическое повторение. Мытье полов служебных помещений школы. 6 Работа с бумагой и картоном. 8 Складывание из картона поделки «Дом». 2 Складывание из картона поделки «заяц». 2 Складывание из картона поделки «лиса». 2 Композиция сказки «»Лиса и заяц». Оформление. 2 5. Растениеводство 12 Комнатные растения. Названия. Требования к размещению. 2 Полив растения, рыхление почвы. 2 Мытьё растений, опрыскивание растений. Приготовление почвы для рассады. 6. 2 2 Перекапывание почвы, рыхление почвы. 2 Посадка семян в горшочки для рассады. 2 Работа с бисером 6 Изготовление дерева «Клён» из крупных пайеток в форме кленового листочка по схеме. 3 3 Вышивание бисером по канве «Ветка рябины». 7. Работа с тканью 10 Виды пуговиц. Пришивание пуговиц с двумя отверстиями. 2 Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями. 2 8. Пришивание пуговиц на ножке. 2 Вытаскивание нитей для бахромы по краям салфетки. 2 Вышивание салфетки способом «Вперёд иголка» по контуру рисунка. 2 Работа в технике мозаики. 24 Искусство мозаик и аппликаций из пуговиц . Труд и его значение в жизни людей. 2 Мозаики и аппликации из пуговиц. 2 Изготовление аппликации «Кленовый листик». 2 Изготовление аппликации «Бабочка». 2 Изготовление аппликации «Воздушный шар». Изготовление аппликации «Сова». 2 2 Изготовление мозаики «Фоторамка». Изготовление мозаики «Подставка под чашку». Изготовление мозаики «Баночка под чай, кофе». 9. 2 2 2 Изготовление букета. 2 Изготовление брелка. 2 Изготовление Мишки и жучка. 2 9 Работа с соленым тестом. Знакомство со свойствами солёного теста. Тестопластика. «Весёлый каравай». Изделие «Гусеница» 10. 2 Изделие «Яблоко». 2 Изделие «Бабочка». 2 Работа с глиной. 2 16 Знакомство со свойствами глины. История возникновения глиняной игрушки в России. Лепка простых геометрических фигур. Лепка.Упражнения на видоизменение шара. 1 1 2 2 Лепка фруктов. 2 Изделие «Мухомор» 2 2 Изделие «Змейка» Изделие «Морская звезда» 11. 1 2 2 Роспись готовых изделий из глины Работа в технике «декупаж». 18 Изготовление изделия в технике декупаж. 1 Тарелочка «Зимний пейзаж». 3 2 Доска «Веточка лимонов». 2 Баночка для варенья. Фоторамка «Корабль» Расписывание вазы. 12. 2 2 Расписывание шкатулки. 2 Изделие «Стаканчик под карандаши и ручки». 2 Расписывание горшочка под цветы. 2 Работа с деревом. 9 Искусство росписи по дереву в России. Труд и его значение в жизни людей. 1 Породы деревьев и их декоративные качества. 1 Роспись художественных изделий из дерева. 2 Устройство оборудования, инструментов и приспособлений применяемых для художественной росписи по дереву. 2 Изделие «Досочка для кухни». 3 13. Основы цветоведения. 22 Разновидности орнамента. 2 Основные сведения о композиции. 2 3 Построение композиции в полосе на бумаге. 3 Построение композиции с различными видами орнамента на фанере. Виды хохломской росписи. Разновидности орнамента хохломской росписи. Городецкая роспись. 14. 2 2 2 Виды композиций. Элементы Городецкой росписи. 2 Гжель. 2 Жостовская роспись. 2 Обобщающие уроки. 2 Итого: 238ч. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями: - наборы инструментов для занятий по профильному труду, включающие кисти (обычные и для клея), ножницы, коврики, индивидуальные доски, и т.д.; - натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; - репродукции картин; - альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы; - видеофильмы, презентации, аудиозаписи; - оборудование: музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование; - расходные материалы для ПРОФИЛЬНОГО ТРУДА: клей ПВА, краски (гуашь и акриловые), пуговицы, соленое тесто, глина, фанера, разные изделия из дерева , краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; - пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) ; Список рекомендуемой научной и учебно-методической литературы: 1. Дорожин, Ю.Г. Городецкая роспись [Текст]: рабочая тетрадь по основам народного искусства / худож. Р. Миневич. - М. : Мозаика Синтез, 2001г.- 22с.: ил.- 18Ш 5-86775-065-5 2. Дорожин, Ю.Г. Узоры Северной Двины [Текст]: рабочая тетрадь по основам народного искусства / худож. О.Знатных. - М.: МозаикаСинтез, 2002г.- 24с. : ил.- 18Ви 5-86775-081-7 3. Евсеев, И.С. Роспись посуды и аксессуаров [Текст]: И.С. Евсеев.- Ростов н/Д : Феникс, 2006.- 252[1] с. : ил.- (Мастерская). 18ВМ 5-22208451-5 4. Орлова, Л.В. Хохломская роспись [Текст] : рабочая тетрадь по основам народного искусства. -М. : Мозаика-Синтез, 1998г.-15с. : ил. 5. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников/ Н.Н.Гусарова. – Санкт-Петербург, 2008. 6. Торгашова В.Н. Рисуем нитью/ В.Н Торгашова. – Москва, 2010. 7. Левин В.И. «Воспитание Творчества» - Томск: Пеленг, 1993г. 8. .Макаров А.Ю. Цветы в технике бумажной пластики //Школа и производство.-2009.- №7 – с.28, 37-39 9. Макаров А.Ю. Методика обучения технике торцевания из бумаги //Школа и производство. -2011.- №3 – С. 20. 10. Лыткова О. В. Мастер-класс для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники «тычкования (торцевания)» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2014. 11. М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1988. – 224 с. 12. Волшебная глина. – Смоленск: Русич, 2001. 13. Дашкевич Е. В., Жакова О. В. Знакомьтесь: Глина. – СПб.: Кристалл, 1998. 14. Тржемецкая М. Пластилин-глина. – М.: Росмэн – лига, 1999. 15. Ольга Вешкина Декупаж. Стильные идеи шаг за шагом - Издательство: АСТ 2010 – 64 с. 16. Книга «Декупаж. Практическое руководство» П.Н. Черутти. - год издания 2008 – 159 с.