Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.Н. Быкова» (МАОУ СОШ №17 имени А.Н. Быкова) ПРИЛОЖЕНИЕ №2 к адаптированной основной образовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 30.08.2016 г. №121, в редакции приказа ОО № 84 от «12» августа 2024 г Адаптированная рабочая программа по профильному труду, 6 класс, Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» составлена в соответствии с учебным планом ОУ рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю) для обучающихся по АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Обучающиеся по данной программе дети имеют интеллектуальные и психофизические нарушениями умеренной, тяжёлой и глубокой степени, которые могут сочетаться с расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, поведенческими и эмоционально-волевыми нарушениями. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания. Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелы ми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы. Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно -практической деятельности и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к результатам своего труда. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции( умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат). Программа направлена на достижение следующих целей: -подготовка учащихся к доступной трудовой деятельности; - формирование мотивации трудовой деятельности. Задачи, которые решаются в процессе обучения: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; обучение доступным приемам работы с различными материалами; освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий. Общая характеристика учебного предмета Программа по профильному труду включает разделы: «Сохранение и поддержание здоровья», «Уход за одеждой и обувью», «Уборка помещений. Мытьё полов», «Роспись по дереву», «Декупаж», «Лепка из глины», «Мозаика и аппликация из пуговиц». Во время занятий профильным трудом необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается овладевать умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия. Ему важно видеть и знать, что результаты его трудовой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях профильного труда умения и навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей, блокнотов и др. Описание места учебного предмета в учебном плане Учебный предмет «Профильный труд» (подготовка младшего обслуживающего персонала) входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами. На реализацию программы по «Профильному труду» (подготовка младшего обслуживающего персонала) в 6 классе предусмотрено 204 часа, 6 часов в неделю. Личностные результаты освоения учебного предмета: В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно познавательной деятельности: проявлять познавательный интерес; проявлять и выражать свои эмоции; обозначать свое понимание или непонимание вопроса; участвовать в совместной, коллективной деятельности; проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене; проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым. Предметные результаты освоения учебного предмета: В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета. Уровни освоения деятельности: совместные действия с педагогом; деятельность по подражанию; деятельность по образцу; деятельность по последовательной инструкции; самостоятельная деятельность ученика; умение ребенка исправить допущенные ошибки. Содержание учебного предмета: 1. СОХРАНЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ЗДОРОВЬЯ - Личная гигиена. Правила здорового образа жизни. Понятие о личной гигиене. Где живут микробы. Ежедневные гигиенические процедуры. Гигиенический душ, ванна, баня. Режим сна. Прием лекарств. Противопоказания и аллергия при приеме лекарств. Гигиена зрения. Меры предупреждения заболеваний органов зрения. Виды помощи: врачебная, доврачебная. Виды медицинских учреждений: поликлиника, больница, аптека. Способы вызова врача на дом. Листы нетрудоспособности. Домашняя аптечка. Средства доврачебной помощи: термометр, тонометр. -Гигиена рук Алгоритм гигиенического мытья рук. Гигиена рук в течение дня. Уход за руками. Выбор средств и способов защи ты рук во время работы. Выбор средств и способов защиты рук во время работы. Оказание первой помощи при порезах и колах рук. -Предметы и средства личной гигиены Предметы и средства личной гигиены. ТБ при использовании средств личной гигиены. 2. УХОД ЗА ОДЕЖДОЙ И ОБУВЬЮ Назначение одежды, хранение и уход Назначение одежды: повседневная, деловая, рабочая, домашняя. Дрескод. Сезонная одежда: летняя, зимняя, демисезонная. Предметы индивидуального пользования. Хранение белья, режимы смены. Содержание в чистоте личных вещей. Назначение рабочей одежды. Защита рук и головы во время работы. Обувь: назначение, хранение и уход Виды обуви, назначение. Сезонная обувь: летняя, зимняя, демисезонная. Обувь по назначению: спортивная, домашняя, рабочая. Обувь из разных материалов. Ежедневный уход за обувью. Сушка мокрой обуви. Хранение спецодежды и обуви. Уход за одеждой и обувью: стирка, чистка. Ручная стирка одежды. Чтение ярлыков. Приспособления для стирки. Средства для ручной стирки белья. Подготовка к стирке носков. Правила стирки носков. 3. УБОРКА ПОМЕЩЕНИЙ. МЫТЬЕ ПОЛОВ Общие сведения о жиль Виды жилых помещений в городе и селе. Назначение жилых помещений. Правила пользования мусорными контейнерами. Помещение школы. Влажная уборка школьных помещений. Гигиенические требования к жилому помещению, уборка Уборочный инвентарь: содержание, хранение. Моющие средства: виды. Техника безопасности использования моющих и чистящих средств. Виды полов. Особенности мытья полов из разных материалов. Средства защиты при мытье полов. Порядок мытья полов. 4. МОЗАИКА И АППЛИКАЦИЯ ИЗ ПУГОВИЦ - формирование представления о виде мозаике и аппликации из пуговиц; - знакомство с техникой выполнения мозаик и аппликаций; - обучение основным приёмам работы с ножницами и клеем; 5. ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА И ГЛИНЫ - знакомство с промыслами; - знакомство со свойствами солёного теста; - знакомство с приёмом вырезания плоских деталей из теста; - знакомство со способами окрашивания теста; - знакомство с особенностями, традициями ремесла; - знакомство с технологиями, особенностями материала; - знакомство со свойствами глины; - освоение навыков овладения способами лепки; - освоение навыками росписи изделий из глины. 6. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТЕХНИКЕ « ДЕКУПАЖ» знакомство с техникой «Декупаж»; знакомство с основными технологическими приёмами «декупажа» (наклеивание салфетки на любую поверхность); знакомство с необходимыми инструментами для работы (салфетки, клей, тарелочки, дощечки ); обучение основным приёмам и навыкам наклеивания салфетки на предмет; освоение последовательности выполнения ; освоение навыка работы с ножницами, салфетками. 7. РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ - знакомство с историей и технологией русской-народной росписи; - знакомство с названиями всех элементов и мотивов русской-народной росписи; - освоение последовательности выполнения росписей; -познакомить с традиционными элементами орнаментов изучаемых видов росписи по дереву и научить выполнять их на бумаге. - освоение рисования «приписок» (точки, капельки, завитки, травки); - обучение основным приёмам и навыкам росписи (мотивы: «ягодка», «листик», «цветок», «птица»); - обучение копирования с образцов - выполнять традиционную композицию. Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать: названия инструментов (ножницы, клей, кисти, краски, глина, салфетки, пуговицы, фанера для росписи); названия основных цветов указанных материалов; различные виды трудовой деятельности (работа с глиной, роспись по дереву, декупаж, мозаика и аппликация из пуговиц). Предполагается то, что учащиеся будут уметь: называть инструменты, с помощью которых изготавливают поделки и выполняют графические работы (совместно с учителем); соблюдать технологические процессы; анализировать образец (совместно с учителем); выполнять предложенную работу (с помощью учителя); выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций (совместно с учителем); соблюдать необходимые правила техники безопасности; выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/ п 1. Кол-во часов Разделы, темы Сохранение здоровья. и поддержание 2 2.Знакомство с кабинетом объектами труда. 2 3.Личная гигиена. 2 4.Правила личной гигиены. 4 5.Гигиена рук. 4 6.Соблюдение гигиены в течение дня. 2 7.Уход за руками. 2 8.Предметы и средства личной гигиены. 4 9. Практическое повторение. Выполнение процедуры гигиены рук. 2 10. Выполнение процедур Характеристика основных видов деятельности учащихся Инструкции по ТБ при использовании уборочного инвентаря, чистящих и моющих средств. Инструкционнотехнологические карты основных видов работ Личная гигиена. Правила здорового образа жизни. Понятие о личной гигиене. Где живут микробы. Ежедневные гигиенические процедуры. Гигиенический душ, ванна, баня. Режим сна. Прием лекарств. Противопоказания и аллергия при приеме лекарств. Гигиена зрения. Меры предупреждения заболеваний органов зрения. Виды помощи: врачебная, доврачебная. Виды медицинских учреждений: поликлиника, больница, аптека. Способы вызова врача на дом. Листы нетрудоспособности. Домашняя аптечка. Средства доврачебной помощи: термометр, тонометр. Гигиена рук. Алгоритм гигиенического мытья рук. Гигиена рук в течение дня. Уход за руками. Выбор средств и способов защиты рук во время работы. Выбор средств и способов защиты рук во время работы. Оказание первой помощи при порезах и колах рук. Знакомство с предметом, задачами на новый учебный год и четверть, изучение правил поведения на уроках профильного труда, правил поведения во время практических работ, прохождение вводного инструктажа по ТБ работы при выполнении практических работ. Проблемная беседа о необходимости соблюдения правил личной гигиены, работа с учебником, работа в тетрадях, словарная работа. Изучение правил здорового образа жизни. Практические упражнения по изучению и выполнению алгоритма гигиены рук. Прохождение инструктажа по правилам безопасной работы при использовании средств личной гигиены. Контроль и самоконтроль – выполнение заданий в рабочей тетради, карточки – задания. 26 1.Вводное занятие. Знакомство с учебным предметом. и Основное содержание по темам 2. личной гигиены. 2 Предметы и средства личной гигиены. Предметы и средства личной гигиены. ТБ при использовании средств личной гигиены. Уход за одеждой и обувью. 34 1.Специальная одежда. 2 2.Защита рук и головы во время работы. 2 3.Правила ухода за одеждой и обувью. 2 4.Ручная стирка одежды. 4 5.Средства для ручной стирки одежды. 2 6.Подготовка к стирке носков. 2 7.Стирка носков. 2 8.Ежедневный уход за обувью. 4 9.Сушка мокрой обуви. 2 10.Хранение одежды. 2 Назначение одежды, хранение и уход Назначение одежды: повседневная, деловая, рабочая, домашняя. Дрескод. Сезонная одежда: летняя, зимняя, демисезонная. Предметы индивидуального пользования. Хранение белья, режимы смены. Содержание в чистоте личных вещей. Назначение рабочей одежды. Защита рук и головы во время работы. Обувь: назначение, хранение и уход Виды обуви, назначение. Сезонная обувь: летняя, зимняя, демисезонная. Обувь по назначению: спортивная, домашняя, рабочая. Обувь из разных материалов. Ежедневный уход за обувью. Сушка мокрой обуви. Хранение спецодежды и обуви. Уход за одеждой и обувью: стирка, чистка. Ручная стирка одежды. Чтение ярлыков. Приспособления для стирки. Средства для ручной стирки белья. Подготовка к стирке носков. Правила стирки носков. 11.Хранение обуви. спецодежды и 2 Знакомство с назначением одежды и обуви, условиями хранения и ухода, работа с учебником, работа в тетрадях, словарная работа. Практические упражнения по содержанию и уходу за одеждой и обувью. Практические упражнения в выполнении ручной стирки белья и одежды. Прохождение инструктажа по правилам безопасной работы при уходе за одеждой, обувью и ручной стирки. Контроль и самоконтроль – выполнение заданий в рабочей тетради, карточки – задания 12.Практическое повторение. Ручная стирка одежды. 13.Самостоятельная работа. Уход за одеждой и обувью. 3. 6 2 Уборка помещений. Мытьё полов. 42 1. Знакомство с основными видами работ. 2 2.Помещения школы. 4 3.Уборочный инвентарь для мытья полов. Влияние моющих средств на здоровье. 6 4.Виды полов. 2 5.Мытье полов. 4 6.Средства защиты при мытье полов. 6 7.Способы предотвращения загрязнения помещений. 6 8. Практическое повторение. Подготовка и приемы работы уборочным инвентарем. 6 Общие сведения о жилье. Виды жилых помещений в городе и селе. Назначение жилых помещений. Правила пользования мусорными контейнерами. Помещение школы. Влажная уборка школьных помещений. Гигиенические требования к жилому помещению, уборка Уборочный инвентарь: содержание, хранение. Моющие средства: виды. Техника безопасности использования моющих и чистящих средств. Виды полов. Особенности мытья полов из разных материалов. Средства защиты при мытье полов. Порядок мытья полов. Знакомство с общими сведениями о помещении, гигиеническими требованиями к жилому помещению; с видами полов, с особенностями мытья полов из разных материалов. Практические упражнения в использовании инвентаря и моющих средств для уборки помещения. Прохождение инструктажа по правилам безопасной работы при мытье полов. Контроль и самоконтроль – выполнение заданий в рабочей тетради, карточки – задания 9.Практическое повторение. Мытье полов служебных помещений школы. 6 № Колп/п во часов 1. 1 Тема Цели Виды работы Искусство мозаик и аппликаций из пуговиц . Труд и его значение в жизни людей. Освоение первичных знаний о мире дизайна; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка Беседа, рассматривание фотографий, картинок, чтение энциклопедии. 2. 1 Мозаики и аппликации из пуговиц. - дать элементарные сведения о видах художественных изделий из пуговиц; - дать элементарные представления о способах приклеивания пуговиц на изделия; - познакомить со способами и последовательностью выполнения мозаике и аппликации; - познакомить с инструментами и приспособлениями при изготовлении мозаике и аппликации. Беседа о разнообразии пуговиц; - просмотр презентации по теме; - Игра «Цветовая гамма» (разложи пуговицы по цветам) Просмотр видеофильма, чтение энциклопедии, рассматривание иллюстраций. 3. 2 Изготовление аппликации «Кленовый листик». - закреплять приобретенные навыки изготовления аппликаций из пуговиц; - учить самостоятельно выбирать цвета; 4. 2 Изготовление аппликации «Осеннее дерево». - закреплять приобретенные навыки изготовления аппликаций из пуговиц; - учить самостоятельно выбирать цвета; Повторить технику безопасности, подготовка рабочего места, рассматривание образца, беседа по теме, выполнение аппликации. Повторить технику безопасности, подготовка рабочего места, рассматривание образца, беседа по теме, выполнение аппликации. 5. 2 Изготовление аппликации «Бабочка». - закреплять приобретенные навыки изготовления аппликаций из пуговиц; - учить самостоятельно выбирать цвета; 6. 2 Изготовление аппликации «Воздушный шар». - закреплять приобретенные навыки изготовления аппликаций из пуговиц; - учить самостоятельно выбирать цвета; 7. 2 Изготовление аппликации «Сова». - закреплять приобретенные навыки изготовления аппликаций из пуговиц; - учить самостоятельно выбирать цвета; 8. 2 Изготовление мозаики «Фото рамка». - закреплять приобретенные навыки изготовления мозаики из пуговиц; - учить самостоятельно выбирать цвета; 9. 2 Изготовление мозаики «Подставка под чашку». - закреплять приобретенные навыки изготовления мозаики из пуговиц; - учить самостоятельно выбирать цвета; 10. 2 Изготовление мозаики «Баночка под чай, кофе». - закреплять приобретенные навыки изготовления мозаики из пуговиц; - учить самостоятельно выбирать цвета; 11. 2 Изготовление букета. - закреплять умение сортировать пуговицы от больших к маленьким; - учить самостоятельно выбирать цвета; 12. 2 Изготовление брелка. - закреплять умение сортировать пуговицы от больших к маленьким; - учить самостоятельно выбирать цвета; Повторить технику безопасности, подготовка рабочего места, рассматривание образца, беседа по теме, выполнение аппликации. Повторить технику безопасности, подготовка рабочего места, рассматривание образца, беседа по теме, выполнение аппликации. Повторить технику безопасности, подготовка рабочего места, рассматривание образца, беседа по теме, выполнение аппликации. Повторить технику безопасности, подготовка рабочего места, рассматривание образца, беседа по теме, выполнение мозаики. Повторить технику безопасности, подготовка рабочего места, рассматривание образца, беседа по теме, выполнение мозаики. Повторить технику безопасности, подготовка рабочего места, рассматривание образца, беседа по теме, выполнение мозаики. Повторить технику безопасности, подготовка рабочего места, рассматривание образца, беседа по теме, выполнение поделки. Повторить технику безопасности, подготовка рабочего места, рассматривание образца, беседа по теме, выполнение поделки. 13. 2 Изготовление Мишки и жучка. - закреплять умение сортировать пуговицы от больших к маленьким; - учить самостоятельно выбирать цвета; 14. 1 Знакомство со свойствами солёного теста. 15. 1 Тестопластика «Весёлый каравай». 16. 1 Гусеница. 17. 2 Яблоко. - познакомить со свойствами теста; - познакомить с инструментами для лепки из теста; - познакомить с рецептом приготовления теста для лепки; - познакомить с элементарными способами окрашивания теста; - дать элементарные представления о приемах лепки и соединения мелких деталей друг с другом. - закрепить знания приёмов лепки из солёного теста; - учить применять полученные знания при изготовлении изделия; _ закреплять навык разминания теста, раскатывания в колбаску, скатывание шариков, нарезание кусочков. закрепить знания приёмов лепки из солёного теста; - учить применять полученные знания при изготовлении изделия; _ закреплять навык разминания теста, раскатывания в колбаску, скатывание шариков; - развитие мелкой моторики. - закрепить знания приёмов лепки из солёного теста; - учить применять полученные знания при изготовлении изделия; Повторить технику безопасности, подготовка рабочего места, рассматривание образца, беседа по теме, выполнение поделки. Знакомство с правилами техники безопасности при работе с солёным тестом. Беседа по теме. Показ презентации о красоте и разнообразии изделий из соленого теста. Работа с тестом, сминание, раскатывание, скатывание в «Колбаску», нарезание кусочков, формирование листочков ит.д. Повторение техники безопасности, подготовка рабочего места. Беседа по теме, рассматривание образца, изготовление изделия. Просушка изделия. Повторение техники безопасности, подготовка рабочего места. Беседа по теме, рассматривание образца, изготовление изделия. Просушка изделия. Повторение техники безопасности, подготовка рабочего места. Беседа по теме, рассматривание образца, изготовление изделия. Просушка 18. 2 Бабочка. 19. 1 Знакомство со свойствами глины. _ закреплять навык разминания теста, раскатывания, прищипывания, замазывания. - закрепить знания приёмов лепки из солёного теста; - учить применять полученные знания при изготовлении изделия; _ закреплять навык разминания теста, раскатывания, прищипывания, замазывания. - повторить свойства глины; - привлечение к искусству лепки из глины; -познакомить с элементарными приемами лепки; - дать элементарные знания о последовательности работы с глиной; изделия. Раскрашивание изделия после просушки. Повторение техники безопасности, подготовка рабочего места. Беседа по теме, рассматривание образца, изготовление изделия. Просушка изделия. Раскрашивание изделия после просушки. Просмотр видеофильма, беседа по теме, рассматривание иллюстраций, сравнение глины и солёного теста. - познакомить с приёмами лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, прощипывание, сгибание, заглаживание. 20. 1 История возникновения глиняной игрушки в России. 21. 4 Лепка - учить переминать глину, скатывать шарики; - формировать навыки основных приёмов лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, прощипывание, сгибание, заглаживание - учить соединять, промазывать детали, Беседа на тему «История глиняной игрушки» Филимоновской, Дымковской, Каргопольской с показом иллюстративного и предметного материала. Просмотр видеофильма. Подготовка рабочего места, подготовка глины: переминание, скатывание шариков. Учиться раскатывать шарики (туловище, голова, лапки животных). оформлять стекой. - учить видоизменять шар: расплющивание и сплющивание шара между ладонями для получения диска ; - учить делать углубления в глине с помощью палочек, - учить накладывать на поверхность изделия различные мелкие формы из глины, из которых составляются узоры. - закрепить навыки видоизменения шара; - развитие мелкой моторики. 22. 2 Лепка Упражнения на видоизменение шара. 23. 1 Лепка фруктов. 24. 2 Мухомор. Знакомство с конструктивным способом лепки. 25. 1 Змейка. - учить вытягивать глину; - учить скручивать глину в жгуты. 1 Морская звезда. 26. 1 Роспись готовых изделий из глины. - познакомить с формой лепки «конус» - учить соединять детали при помощи стеков. - учить расписывать изделия; - развивать творческие способности. 27. 1 Солнышко. 28. 2 Мышка с сыром. - закрепить навыки лепки из глины приёмами «конус» и «лепёшка»; - развитие мелкой моторики; - закрепить навык росписи изделий из глины. - закрепить навыки лепки из глины изученными ранее приёмами; - учить соединять мелкие и крупные детали; Подготовка рабочего места. Лепим лепёшки, печенье, пряники. Раскатывание глины между ладонями, скатывание шариков, расплющивание их в лепёшку. Украшение изделия. Сушка, раскрашивание. Раскатывание глины между ладонями, скатывание шариков, видоизменять их в различные фрукты. Беседа на тему «Грибы съедобные и несъедобные». Просмотр иллюстраций. Лепка полянки с грибами. Лепка змейки. Вытягивание и скручивание жгутов из глины. Лепка морской звезды конструктивным способом. Роспись красками вылепленных на предыдущих занятиях «змейки», «морской звезды» и фруктов. Подготовка рабочего место. Беседа по теме Лепка изделия «Солнышко» конструктивным способом. Лепка мышонка с сыром конструктивным способом, соединение деталей крупных и мелких. Сушка и раскрашивание изделия. - развитие мелкой моторики; 29. 1 Знакомство с техникой декупаж. - познакомить со свойствами, возможностями преобразования и использования в различных композициях салфеток. - развивать способность работать руками под контролем педагога; развивать мелкую моторику; - развивать глазомер; - формировать навык наклеивания салфеток на поверхность предмета. - формировать навык изготовления изделия в технике декупаж. Презентация. Ознакомление с техникой декупаж (плоскостной и объемный); правилами техники безопасности; правилами выполнения работы; разнообразными инструментами и материалами (салфетки с рисунками) необходимыми для данной работы; этапами работы. Учить изготавливать изделия в технике декупаж. 30. 1 Изготовление изделия в технике декупаж. - формировать навык отделения верхнего Знакомство с техникой декупаж, учиться правильно отделять верхний слой салфетки и наклеивать их на изделие. слоя салфетки; - формировать навык изготовления изделия в технике декупаж; - учить правильно наклеивать салфетку на изделие. 31. 2 Тарелочка «Зимний пейзаж». - формировать знания, умения и навыки в выполнении различных изделий из салфеток методом декупаж; - развивать творческие способности, фантазию детей, прививать любознательность; Загадки про зиму; Рассматривание зимних пейзажей; Подготовка поверхности тарелки для нанесения салфетки; Нанесение салфетки на тарелочку. - развивать качества, необходимые для занятия декупажа: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам; - учить детей самостоятельному выполнению поделок из салфеток. 32. 3 Доска «Веточка лимонов». - формировать знания, умения и навыки в выполнении различных изделий из салфеток методом декупаж; - развивать творческие способности, фантазию детей, прививать любознательность; - развивать качества, необходимые для занятия декупажа: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам; - учить детей самостоятельному выполнению поделок из салфеток. Подготовка поверхности доски для нанесения салфетки; Нанесение салфетки на доску. 33. 3 Баночка для варенья. - формировать знания, умения и навыки в выполнении различных изделий из салфеток методом декупаж(объемный); - развивать творческие способности, фантазию детей, прививать любознательность; - развивать качества, необходимые для занятия декупажа: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам; Подготовка поверхности баночки для нанесения салфетки; Нанесение салфетки на баночку. - учить детей самостоятельному выполнению поделок из салфеток. 34. 4 Фоторамка «Корабль» на 23 Февраля. - формировать знания, умения и навыки в выполнении различных изделий из салфеток методом декупаж; - развивать творческие способности, фантазию детей, прививать любознательность; - развивать качества, необходимые для занятия декупажа: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам; - учить детей самостоятельному выполнению поделок из салфеток. Подготовка поверхности фоторамки для нанесения салфетки; Нанесение салфетки на фоторамку. 35. 3 «Ваза». - формировать знания, умения и навыки в выполнении различных изделий из салфеток методом декупаж(объемный); - развивать творческие способности, фантазию детей, прививать любознательность; - развивать качества, необходимые для занятия декупажа: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам; - учить детей самостоятельному выполнению поделок из салфеток. Подготовка поверхности вазы для нанесения салфетки; Нанесение салфетки на вазу. 36. 37. 38. 4 3 3 «Шкатулка» на 8 Марта. - формировать знания, умения и навыки в выполнении различных изделий из салфеток методом декупаж. - развивать творческие способности, фантазию детей, прививать любознательность; - развивать качества, необходимые для занятия декупажа: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам; - учить детей самостоятельному выполнению поделок из салфеток. Подготовка поверхности шкатулки для нанесения салфетки; Нанесение салфетки на вазу. Стаканчик под карандаши и ручки. - формировать знания, умения и навыки в выполнении различных изделий из салфеток методом декупаж(объемный). - развивать творческие способности, фантазию детей, прививать любознательность; - развивать качества, необходимые для занятия декупажа: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам; - учить детей самостоятельному выполнению поделок из салфеток. Подготовка поверхности горшка для нанесения салфетки; Нанесение салфетки на горшок. Горшок под цветы. - формировать знания, умения и навыки в выполнении различных изделий из салфеток методом декупаж(объемный). - развивать творческие способности, фантазию детей, прививать Подготовка поверхности стаканчика для нанесения салфетки; Нанесение салфетки на горшок. любознательность; - развивать качества, необходимые для занятия декупажа: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам; - учить детей самостоятельному выполнению поделок из салфеток. 39. 4 Домик для ключей. - формировать знания, умения и навыки в выполнении различных изделий из салфеток методом декупаж. - развивать творческие способности, фантазию детей, прививать любознательность; - развивать качества, необходимые для занятия декупажа: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам; - учить детей самостоятельному выполнению поделок из салфеток. Подготовка поверхности детали от домика для нанесения салфетки; Нанесение салфетки на деталь домика. 40. 3 Пасхальные яички. - формировать знания, умения и навыки в выполнении различных изделий из салфеток методом декупаж (объемный). - развивать творческие способности, фантазию детей, прививать любознательность; - развивать качества, необходимые для занятия декупажа: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам; - учить детей самостоятельному выполнению поделок из салфеток. Подготовка поверхности яичка для нанесения салфетки; Нанесение салфетки на яичко. 41. 1 Искусство росписи по дереву в России. Труд и его значение в жизни людей. Освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка. Беседа, рассматривание фотографий, картинок, чтение энциклопедии. 42. 1 Породы деревьев и их декоративные качества. Формирование первоначальных представлений учащихся о породах древесины, используемых в росписи по дереву; Беседа о разнообразии деревьев. Игра «Что лишнее?»; -отгадывание загадок о деревьях; - просмотр презентации по теме. Беседа о различии хвойных и лиственных пород деревьев, использование их при создании художественных изделий из дерева. - дать элементарные сведения какими свойствами обладает древесина разных пород; - познакомить с декоративными качествами дерева; - подготовка древесины и ее обработка. 43. 1 Роспись художественных изделий из дерева. - дать элементарные сведения о вида художественных изделий из дерева; - познакомить со способами подготовки поверхности деревянных изделий к росписи; - дать элементарные представления о способах нанесения краски на изделия; - познакомить с приёмами нанесения краски разными способами и последовательностью их выполнения; - познакомить с инструментами и приспособлениями при росписи. Просмотр видеофильма, чтение энциклопедии, рассматривание иллюстраций. Раскрашивание простых узоров. 44. 1 45. 1 Устройство оборудования, инструментов и приспособлений применяемых для художественной росписи по дереву. Основы цветоведения. Техническая характеристика. - знакомство с видами и принципами работы. Знакомство с работами художников, просмотр презентации, чтение энциклопедии. - знакомство с основными свойствами цвета. Беседа о основных и смешанных цветах. Знакомство с цветовым кругом. Раскрашивание простых узоров в теплых и холодных цветах, сравнение их характеристики. - дать элементарные сведения о контрастной и тональной цветовой гармонии. Изменение цветов на расстоянии. - формировать представления о орнаменте и видах росписи; - дать основные сведения о композиции; - познакомить с росписью масляными красками, темперой, гуашью. - ввести понятие «техника работы» знакомство с миниатюрной живописью на папье-маше. Росписью по металлу, стеклу, пластмассе. 46. 1 Разновидности орнамента. Теоретическое занятие. Просмотр презентации по теме, просмотр энциклопедий, иллюстраций. Учить раскрашивать простые узоры. 47. 1 Основные сведения о композиции. Объяснение приемов построения композиции. - ввести понятие «основные закономерности композиции» – дать элементарные сведения о симметрии, равновесии, ритме и т.д. - воспитание чувства отзывчивости на прекрасное и безобразное в искусстве. - развитие фантазии, чувства цвета. Беседа о взаимодействии отдельных элементов композиции. Просмотр презентации, чтение энциклопедии. 48. 1 Построение композиции в полосе на бумаге. - учить располагать изобразительные мотивы симметрично. - познакомить с особенностями - учить наносить элементарные изобразительные мотивы на лист бумаги; построения композиции различных видов орнамента в полосе. - учить пользоваться схемами построения рисунка; - учить самостоятельно выбирать сюжет по заданной теме, самостоятельно делать предварительные наброски и зарисовки; - учить владеть техническими приемами кистевой росписи; овладеть техническими навыками выполнения различных росписей - учить пользоваться схемами построения рисунка. - учить выполнять орнамент в определенной технике; - учить создавать собственные композиции. 49. 1 Построение композиции в полосе на бумаге. - учить располагать изобразительные мотивы симметрично. - познакомить с особенностями построения композиции различных видов орнамента в круге. - учить наносить элементарные изобразительные мотивы на лист бумаги. 50. 1 Построение композиции в полосе на бумаге. - учить располагать изобразительные мотивы симметрично. - познакомить с особенностями - учить наносить элементарные изобразительные мотивы на лист бумаги. построения композиции различных видов орнамента в квадрате. 51. 1 Построение композиции с различными видами орнамента на фанере. - познакомить с особенностями построения композиции различных видов орнамента в полосе. - учить располагать изобразительные - учить наносить элементарные изобразительные мотивы на лист фанеры. мотивы симметрично. 52. 53. 1 1 Построение композиции с различными видами орнамента на фанере. - познакомить с особенностями Построение композиции с различными видами орнамента на фанере. - познакомить с особенностями - теоретическое занятие; - знакомство с элементами Хохломской росписи - знакомство с элементами Хохломской росписи: "травная" роспись; - роспись "под листок" или "под ягодку"; - роспись "пряник" или "рыжик". -знакомство с орнаментом; - учить подбирать цвет в росписи по дереву; - познакомить с понятием «тёплые» и «холодные» цвета. Просмотр фильма о Хохломе. Просмотр иллюстраций, чтение Энциклопедий. Знакомство с работами художника, мастера по Хохломской росписи Красильникова Фёдора Фёдоровича и Лушиной О.П. - учить создавать пластически выразительные формы, украшать их; - выстраивать в единую композицию, изобразительные элементы и цветовые пятна; -осваивать разнообразные техники и Построение композиции с различными видами орнамента. Роспись художественных изделий из дерева. 54. 1 Виды Хохломской росписи. 55. 2 Разновидности орнамента Хохломской росписи. Практическое занятие. 56. 3 Разновидности орнамента Хохломской росписи. Практическое занятие. построения композиции различных видов орнамента в круге. - учить располагать изобразительные мотивы симметрично. построения композиции различных видов орнамента в квадрате. - учить располагать изобразительные мотивы симметрично. - учить наносить элементарные изобразительные мотивы на лист фанеры. - учить наносить элементарные изобразительные мотивы на лист фанеры. Работа с цветом. Учить выделять три основных и три составных цвета. Эффект тёплых и холодных цветов, их эмоциональный характер. 57. 1 Городецкая роспись. 58. 2 Виды композиций. Элементы Городецкой росписи. материалы. - знакомство с историей Городецкой росписи - познакомить с видами городецкой росписи. - учить создавать пластически выразительные формы на бумаге, украшать их; - выстраивать в единую композицию, круги, точки, капли, дуги, штрихи; - развитие творческих способностей. - Беседа по теме «Особенности городецкой росписи». Просматривание картинок и видеоматериала. Изучение технологического процесса создания городецких изделий. Освоение нанесения на бумагу основных элементов городецкой росписи. Познакомиться с техникой рисования кругов, точек, спиралей, дуг, штрихов. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями: - наборы инструментов для занятий по профильному труду, включающие кисти (обычные и для клея), ножницы, коврики, индивидуальные доски, и т.д.; - натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; - репродукции картин; - альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программ ы; - видеофильмы, презентации, аудиозаписи; - оборудование: музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование; - расходные материалы для ПРОФИЛЬНОГО ТРУДА: клей ПВА, краски (гуашь и акриловые), пуговицы, соленое тесто, глина, фанера, разные изделия из дерева , краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; - пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) ; Список рекомендуемой научной и учебно-методической литературы: 1. Дорожин, Ю.Г. Городецкая роспись [Текст]: рабочая тетрадь по основам народного искусства / худож. Р. Миневич.- М. : Мозаика Синтез, 2001г.- 22с.: ил.- 18Ш 5-86775-065-5 2. Дорожин, Ю.Г. Узоры Северной Двины [Текст]: рабочая тетрадь по основам народного искусства / худож. О.Знатных. - М.: МозаикаСинтез, 2002г.- 24с. : ил.- 18Ви 5-86775-081-7 3. Евсеев, И.С. Роспись посуды и аксессуаров [Текст]: И.С. Евсеев.- Ростов н/Д : Феникс, 2006.- 252[1] с. : ил.- (Мастерская). 18ВМ 5-22208451-5 4. Орлова, Л.В. Хохломская роспись [Текст] : рабочая тетрадь по основам народного искусства. -М. : Мозаика-Синтез, 1998г.-15с. : ил. 5. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников/ Н.Н.Гусарова. – Санкт-Петербург, 2008. 6. Торгашова В.Н. Рисуем нитью/ В.Н Торгашова. – Москва, 2010. 7. Левин В.И. «Воспитание Творчества» - Томск: Пеленг, 1993г. 8. .Макаров А.Ю. Цветы в технике бумажной пластики //Школа и производство.-2009.- №7 – с.28, 37-39 9. Макаров А.Ю. Методика обучения технике торцевания из бумаги //Школа и производство. -2011.- №3 – С. 20. 10. Лыткова О. В. Мастер-класс для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники «тычкования (торцевания)» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2014. 11. М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1988. – 224 с. 12. Волшебная глина. – Смоленск: Русич, 2001. 13. Дашкевич Е. В., Жакова О. В. Знакомьтесь: Глина. – СПб.: Кристалл, 1998. 14. Тржемецкая М. Пластилин-глина. – М.: Росмэн – лига, 1999. 15. Ольга Вешкина Декупаж. Стильные идеи шаг за шагом - Издательство: АСТ 2010 – 64 с. 16. Книга «Декупаж. Практическое руководство» П.Н. Черутти. - год издания 2008 – 159 с.