Информация об условиях питания и охраны здоровья обучающихся
25.11.2025
Информация об условиях питания в МАОУ СОШ №17имени А.Н. Быкова
Организация питания обучающихся обеспечивается образовательными организациями в целях охраны здоровья обучающихся и предусматривает предоставление продуктов питания соответствующего качества, обеспечение рациональных норм питания, соблюдение санитарно-гигиенических норм, осуществление соответствующей просветительской работы среди обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических и иных работников образовательной организации.
Согласно письму Минобрнауки от 12 апреля 2012 г. N 06-731 "О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников" только сочетание этих направлений работы может создать такую среду для обучающегося, в которой возможно формирование культуры здорового питания и здорового образа жизни.
ООО «Резерв Школьное питание» утверждено и согласовано с директором школы 10-дневное меню горячих завтраков и обедов для детей 7-11 лет, 10-дневное меню горячих завтраков и обедов для детей 12 лет и старше, 10-дневное меню горячих завтраков и обедов для детей ОВЗ 7-11 лет, 10-дневное меню горячих завтраков и обедов для детей ОВЗ 12 лет и старше. Указанные меню размещены доступном для родителей и детей месте (на информационном стенде в столовой), а также на официальном сайте школы.
Ежедневное меню основного (организованного) питания на сутки для всех возрастных групп детей с указанием наименования приема пищи, наименования блюда, массы порции, калорийности порции размещается в доступном для родителей и детей месте (на информационном стенде в столовой), а также на официальном сайте школы.
Для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, организовано лечебное и диетическое питание в соответствии с представленными родителями (законными представителями ребенка) назначениями лечащего врача. Индивидуальное меню разрабатывается специалистом ООО «Резерв Школьное питание» с учетом заболевания ребенка (по назначениям лечащего врача). Выдача детям рационов питания осуществляться в соответствии с утвержденными индивидуальными меню.
Для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, допускается употребление готовых домашних блюд, предоставленных родителями детей, в обеденном зале или специально отведенных помещениях (местах), оборудованных столами и стульями, холодильником (в зависимости от количества питающихся в данной форме детей) для временного хранения готовых блюд и пищевой продукции, микроволновыми печами для разогрева блюд, условиями для мытья рук.
В целях контроля качества питания в школе создаются и проводятся, по согласованию с администрацией школы, родительские контроли организации питания, в состав которых входят родители (законные представители), представители администрации, ответственные лица.
Обучающиеся школы в зависимости от режима (смены) обучения обеспечиваются горячим питанием в виде завтрака и (или) обеда. Продолжительность перемены для приема пищи составляет 20 мин. Обучающиеся первой смены обеспечиваются завтраком во вторую или третью перемены. Обучающиеся обеспечиваются обедом в четвертую перемену. Обучающиеся со второй смены обеспечиваются обедом.
Обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в школы обеспечиваются бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, один раз в день в течение учебного года (за исключением каникул) в дни фактического посещения ими школы, из расчета, определяемого нормативным правовым актом РФ, субъекта РФ, муниципальным правовым актом.
Бесплатное горячее питание для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, относящихся к льготным категориям, предоставляется на основании заявления одного из родителей (законных представителей) обучающегося об обеспечении питания и предоставления подтверждающих документов. Решение о предоставлении бесплатного горячего питания обучающимся оформляется приказом руководителя школы.
Начиная с 1999 г. в Российской Федерации внедряется программа "Разговор о правильном питании" (разработана в 1997 г. ФГБНУ "Институт возрастной физиологии Российской академии образования"). Программа реализуется в 60 субъектах РФ в отношении обучающихся 6-14 лет, поддержана органами управления образованием на федеральном и региональном уровнях, разработано учебно-методическое обеспечение.
Также ведется работа по реализации разработанных федеральным бюджетным учреждением науки «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» санитарно-просветительских программ «Основы здорового питания» для детей дошкольного и школьного возраста.
Обучение проводится с использованием кроссплатформенного программного средства «Обучение по программам «Основы здорового питания» (далее - ПС). ПС размещено на официальном сайте ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора - http://niig.su
Охрана здоровья обучающихся в МАОУ СОШ №17 имени А.Н. Быкова
Условия охраны здоровья обучающихся
В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» МАОУ СОШ №17 имени А.Н. Быкова создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся. Основные направления охраны здоровья:
• оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
•организация питания обучающихся;
• определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
• пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
• организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления
обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
• прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской
Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
• профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;
• обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в школе;
• профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе;
• проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Оказание первичной медико-санитарной помощи.
Она осуществляется по месту обучения в форме первичной доврачебной медико-санитарной помощи (Фельдшером – Уваровой Татьяной Игоревной).
Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению обучающихся и сотрудников.
Первичная медико-санитарная помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, оказывается целях оказания им первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактики заболеваний медицинским работником Детской поликлиники ГАУЗ СО «Сухоложская РБ» в медицинском кабинете школы. Помещения медицинского кабинета соответствуют установленным санитарно-эпидемиологическим правилам и требованиям к осуществлению медицинской деятельности. Школа предоставляет данные помещения медицинской организации безвозмездно.
Также, согласно СанПиН 2.4.2.2821-10, кабинет домоводства, физики, химии, биологии, спортивный зал школы, оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.
Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул.
Образовательная деятельность по общеобразовательным программам, в том числе
адаптированным основным образовательным программам, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий. Учебный год в школе начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с календарным учебным графиком. В процессе освоения общеобразовательных программ обучающимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются в соответствии с календарным учебным графиком. Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении в соответствии с требованиями ФГОС.
Для различных категорий обучающихся, учебная нагрузка и режим определяются в соответствии с гигиеническими требованиями к режиму образовательного процесса, установленными:
а) в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах, в частности, в СаНПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодежи";
б) в федеральных образовательных стандартах и иных нормативных правовых актах.
Данные меры обеспечивают возможность недопущения переутомления обучающихся как в течение дня, так и в течение учебного года. Так, с целью профилактики переутомления в годовом календарном учебном плане обучающихся предусмотрено чередование учебного времени и каникул. Продолжительность каникул составляет не менее 7 календарных дней.
Образовательная недельная нагрузка распределятся равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
- для обучающихся 1-х классов - не более 4 уроков и один раз в неделю - 5 уроков;
- для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю - 6 уроков;
- для обучающихся 5-6 классов - не более 6 уроков;
- для обучающихся 7-11 классов - не более 7 уроков.
Продолжительность урока не превышает 40 мин.
Продолжительность перемен для организации питания составляет – 20 минут.
В целях защиты прав обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, возможно несколько способов реализации права на образование:
- обучение может происходить в школе, находящейся по месту постоянного жительства ребенка, нуждающегося в длительном лечении, в которую он зачислен на обучение. Прохождение обучения может быть организовано с использованием электронного образования и дистанционных образовательных технологий;
- обучение может осуществляться на дому;
Приказом Минздрава от 30 июня 2016 г. N 436н утвержден Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, включающий:
- злокачественные новообразования;
- ряд болезней крови, кроветворных органов;
- сахарный диабет I типа тяжелой степени;
- ряд психических расстройств и расстройств поведения;
- ряд болезней нервной системы, болезней глаза и придаточного аппарата, органов дыхания, органов пищеварения;
- последствия травм и т.п.
Образование может быть организовано и в случае нахождения ребенка менее 21 дня в медицинской организации.
Основаниями для начала организации обучения ребенка, нуждающегося в длительном лечении, являются:
1) заключение медицинской организации о необходимости обучения на дому или о необходимости организации индивидуального обучения, подтверждающее отсутствие противопоказаний для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
2) заявление родителей (законных представителей) ребенка либо достигшего совершеннолетия обучающегося, либо приобретшего дееспособность в полном объеме до достижения совершеннолетия обучающегося.
Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом.
Приоритетным является здоровьесберегающее воспитание, включающее в себя
формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных
представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
формирование у них навыков сохранения собственного здоровья, овладения
здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;
формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослую жизнь. Одной из важнейших в пропаганде здорового образа жизни в рамках учебной деятельности является дисциплина "Основы безопасности и защиты Родины", которая, с одной стороны, призвана прививать обучающимся культуру безопасного отношения к себе и окружающим, а с другой, - формирует компетенции здорового образа жизни и выявляет их влияние на безопасность жизнедеятельности, в том числе через использование межпредметных связей в комплексе с «Основами военной подготовки».
В рамках организации пропаганды и обучения навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда, в школе реализуются три основных направления деятельности: просветительское, образовательное и оздоровительное.
Задачами просветительского направления являются, повышение уровня информированности обучающихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья посредством действующей информационно-пропагандистской и образовательной системы школы, привлечению обучающихся к активному отдыху, занятию физической культурой, туризмом, спортом; ориентирование обучающихся на здоровый образ жизни.
К задачам образовательного направления деятельности относятся в том числе создание условий для охраны здоровья и полноценного питания обучающихся, совершенствование материально-технической базы физической культуры и спорта с целью оптимизации двигательной активности, как фактора сохранения и укрепления здоровья.
Наконец, задачами оздоровительного направления являются, в частности, снижение уровня заболеваемости обучающихся, формирование позитивных субъективных отношений к здоровью и способам его укрепления через занятия физкультурой, посещение спортивных секций.
Для пропаганды здорового образа жизни используются:
- информирование о преимуществе здорового образа жизни с использованием раздаточных материалов;
- проведение встреч, тренингов, профилактических марафонов, собраний обучающихся, в том числе с приглашением специалистов;
- оформление информационных стендов о пользе здорового образа жизни;
- размещение просветительских информационных материалов на сайте школы, в родительских чатах, в социальных сетях;
- проведение занятий физической культуры, охраны труда и ОБЗР;
- проведение занятий дополнительного образования спортивной направленности;
- проведение спортивных праздников, недель физической культуры, спорта, здоровья;
- привлечение обучающихся к участию в оздоровительных и спортивных мероприятиях местного, регионального, межрегионального, федерального и международного характера («Кросс наций», Фестиваль Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», участия в легкоатлетических эстафетах, Всероссийской военно-патриотической игре «Зарница 2.0» и другие мероприятия).
Что касается пропаганды охраны труда, то ее основной задачей является создание положительного отношения работающих к вопросам безопасности, воспитание у будущих и действующих работников осознанной необходимости выполнять требования безопасного выполнения работ, развитие у них качеств, способствующих безопасной работе, что следует из требований ст. 212, 217 ТК.
В целях профилактики детского травматизма в школе регулярно проводится следующая работа:
· беседы с родителями на родительских собраниях и с обучающимися на классных
часах общения о необходимости соблюдения правил поведения в школе;
· классные часы с обучающимися «Культура поведения в школе»;
· инструктирование педагогических работников на рабочих совещаниях, педагогических советах по «Должностным обязанностям»;
· определение графика дежурства учителей и обучающихся;
· постоянный контроль выполнения должностных обязанностей учителями- предметниками, дежурным учителем;
Важной составляющей по сохранению здоровья школьников является профилактика
дорожно-транспортного травматизма. В целях предупреждения ДТП ведется планомерная работа. Составлен план работы на учебный год, который включил общешкольные и классные мероприятия.
В течение учебного года запланированы:
· классные часы 1 раз в месяц;
· встречи с инспекторами ГИБДД по профилактике ДТП;
· беседы на родительских собраниях и консультации для родителей.
Прохождение обучающимися периодических медицинских осмотров и
диспансеризации.
В соответствии со статьями 14, 54 и 97 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323- ФЗ «Об основах Охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утверждён приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. № 1346 н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них», Приказ МЗ РФ от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» в школе установлен порядок и правила прохождения обучающихся медицинских осмотров.
Профилактический осмотр проводится в целях раннего (своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотиков, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.
Профилактические осмотры проводятся в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья обучающихся, своевременного выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов учебной среды.
Необходимым предварительным условием для проведения профилактического осмотра является дача информированного добровольного согласия несовершеннолетнего (его родителя или законного представителя) на медицинское вмешательство с соблюдением требований, установленных ст. 20 ФЗ "Об охране здоровья граждан в РФ.
Профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных,
слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ.
Классными руководителями на классных часах и родительских собраниях проводятся беседы по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ, с привлечением сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних. Школьным уполномоченным ежегодно проводится диагностика факторов риска приобщения к наркотическим средствам и психотропных веществ обучающихся старших классов;
диагностика выявления склонности к различным формам девиантного поведения.
Проводятся профилактические психологические игры, направленные на профилактику употребления наркотических средств и психотропных веществ.
Правилами внутреннего распорядка обучающихся, правилами внутреннего трудового распорядка устанавливается запрет на курение табака, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их аналогов и других одурманивающих веществ в зданиях, помещениях, а также на прилегающей территории.
Система обеспечения безопасности учащихся во время пребывания в школе.
В школе выполнены следующие требования по охране общеобразовательной организации и ее территории:
-охранная сигнализация (кнопка тревожной сигнализации);
-система видеонаблюдения в здании общеобразовательной организации, обеспечивающей передачу визуальной информации о состоянии охраняемой зоны на видеомонитор, устанавливаемый на посту;
-система контроля и управления доступом (турникет);
-посты охраны, оборудованные телефоном со списком телефонов экстренной помощи, правоохранительных органов, аварийных служб;
-ограждение территории общеобразовательной организации по всему периметру.
В школе проводится ежедневный обход зданий, помещений и территории общеобразовательной организации с целью проверки целостности ограждения и своевременного выявления подозрительных предметов, которые могут представлять опасность, с фиксацией результатов обхода в специальном журнале.
Территория учреждения иметь наружное искусственное освещение по всему периметру.
Школа оборудована системой оповещения об угрозе совершения террористического акта.
Спортивно-игровые площадки имеют твердое покрытие.
Пропуск родителей (законных представителей) обучающихся в здание общеобразовательной организации осуществляется только при предъявлении основного документа, удостоверяющего личность, с выполнением соответствующей записи в журнале учета посетителей.
Профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе.
Профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе, проводится через реализацию Плана мероприятий по профилактике несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации.
Основными направлениями профилактики травматизма являются:
- соблюдение нормативов и регламентов, обеспечивающих безопасность образовательного процесса в школе;
- организация дежурства администрации, педагогических работников;
- выполнение гигиенических требований к условиям обучения в школе;
- организация обучения и проверки знаний по охране труда сотрудников школы;
- проведение инструктажей на рабочем месте, целевых и внеплановых инструктажей с обучающимися.
Помимо профилактики травматизма и иных несчастных случаев среди обучающихся в школе проводятся расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в образовательной организации.
Расследованию и учету подлежат несчастные случаи, повлекшие за собой временную или стойкую утрату трудоспособности, здоровья в соответствии с медицинским заключением и, как следствие, освобождение от занятий не менее чем на один день, либо смерть обучающегося, если указанные несчастные случаи произошли:
- во время учебных занятий и мероприятий, связанных с освоением образовательных программ, во время установленных перерывов между учебными занятиями (мероприятиями), проводимыми как на территории и объектах школы, так и за ее пределами, в соответствии с учебным планом организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также до начала и после оказания учебных занятий (мероприятий);
- во время учебных занятий по физической культуре в соответствии с учебным планом школы;
- при проведении внеаудиторных, внеклассных и других мероприятий в выходные, праздничные и каникулярные дни, если эти мероприятия организовывались и проводились непосредственно школой;
- при прохождении обучающимися учебной или производственной практики, общественно-полезного труда на выделенных для этих целей участках организации и выполнении работы под руководством и контролем полномочных представителей школы;
- при проведении спортивных соревнований, тренировок, оздоровительных мероприятий, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий, организованных школой;
- при осуществлении иных действий обучающихся, обусловленных уставом школы, или правилами внутреннего распорядка либо совершаемых в интересах школы, в целях сохранения жизни и здоровья обучающихся, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или иных чрезвычайных обстоятельств либо при выполнении работ по ликвидации их последствий.
Проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" представляют собой комплекс организационных, административных, инженерно-технических, медико-санитарных, ветеринарных и иных мер, направленных на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Содержание указанных мер включает:
- осуществление санитарной охраны территории школы;
- введение ограничительных мероприятий (карантина);
- осуществление производственного контроля;
- меры в отношении больных инфекционными заболеваниями;
- проведение медицинских осмотров, профилактических прививок;
- проведение гигиенического воспитания и обучения граждан.
В первую очередь речь идет о наблюдении за состоянием здоровья обучающихся, которое осуществляется педагогическими работниками организации путем ежедневного контроля за посещаемостью обучающихся, отслеживания причин пропусков занятий, визуального наблюдения за состоянием здоровья обучающихся. В необходимых случаях руководителем школы вводятся временные карантинные меры.
Школа, как и организация, осуществляющая обучение, проводит комплекс санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий, в частности:
- осуществляет влажную уборку учебных и служебных помещений, поддерживает режим проветривания помещений, уборку санузлов с применением моющих и дезинфицирующих средств, организует проведение дезинфекции, дератизации и дезинсекции помещений;
- обеспечивает своевременный ремонт помещений и осуществляет все виды ремонтных работ в отсутствие обучающихся в здании школы;
- обеспечивает выполнение требований СанПиН при организации деятельности и отдыха обучающихся, обеспечивает противопожарную безопасность обучающихся, проводит мероприятия по предупреждению травматизма;
- организовывает медицинское обслуживание обучающихся;
- проводит санитарно-просветительную работу и профилактические мероприятия, мероприятия по вакцинопрофилактике;
- обеспечивает прохождение педагогическими и иными работниками школы бесплатного медицинского осмотра, вакцинопрофилактики, проведение оздоровительных мероприятий в отношении работников в соответствии с коллективным договором.
Медицинский персонал общеобразовательной организации обязан осуществлять повседневный контроль за соблюдением требований санитарных правил.
Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
В соответствии со ст. 31 ФЗ "Об охране здоровья граждан в РФ" первая помощь оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку. Школой организовано обучение педагогических работников навыкам оказания первой медицинской помощи в рамках дополнительного профессионального образования