Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17» (МАОУ СОШ № 17) ПРИЛОЖЕНИЕ №6 к основной образовательной программе среднего общего образования от 03.08.2020 г., № 78 в редакции приказа ОО от 08.04.2021 №50 Рабочая программа Практическое программирование Среднее общее образование ГО Сухой Лог, 2021 год Планируемые результаты освоения учебного предмета «Практическое программирование» Планируемые личностные результаты Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как к Родине (Отечеству): российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав, и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного 2 права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; уме3 ния и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. Планируемые метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия 4 Выпускник научится: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты По итогам первого года обучения обучающиеся будут знать: технику безопасности и требования, предъявляемые к организации рабочего места термины: «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа», понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; методы представления и алгоритмы обработки данных, программную реализацию алгоритмов; основы алгоритмической культуры, нормы информационной этики; математические и компьютерные модели, их использование; виды программного обеспечения, решаемые с его помощью задачи; вредоносное программное обеспечение и средства защиты от него; По итогам первого года обучения обучающиеся будут уметь: составлять несложные программы; 5 работать с основными видами программных систем и интернет- сервисов; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирая основания и критерии для классификации; устанавливать причинно-следственные связи, делать логическое умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; составлять алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке; использовать логические значения, операции и выражения с ними; выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин; записывать алгоритмические структуры на языке программирования Python; решать простые, сложные и нестандартные задачи. По итогам второго года обучения обучающиеся будут знать: этапы разработки программы: алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование и их содержание; дополнительные возможности языка Python для выражения различных алгоритмических ситуаций; алгоритмы и программы на языке Python для решения простых, сложных и нестандартных задач в математической области; стандартизацию в сфере информационно -коммуникационных технологий; способы представления данных в зависимости от постановленной задачи. По итогам второго года обучения, обучающиеся будут уметь: создавать программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования; использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации; использовать Python для решения задач из области математики, физики; строить алгоритмы методом последовательного уточнения (сверху вниз), изображать эти алгоритмы в виде блок-схем; использовать основные алгоритмические приемы при решении математических задач; анализировать текст чужих программ, находить в них неточности, оптимизировать алгоритм, создавать собственные варианты решения. Содержание программы Объектно-ориентированное программирование (ООП) Объектно-ориентированное программирование (ООП). Концепция ООП. Объекты и классы Теория. Последовательное конструирование алгоритма. Объектная модель решения задачи. Объектно-ориентированный анализ (ООА). Этапы ООА. Концепция ООП. Практика. Конструирование алгоритма методом объектно- ориентированного анализа. Объектно-ориентированное программирование (ООП). Программирование объектной модели. Решение задач 6 Теория. Абстракция. Поля и методы класса. Программирование объектов и классов. Практика. Программирование объектной модели. Принципы объектно-ориентированного программирования (ООП): инкапсуляция Теория. Определение инкапсуляции. Применение инкапсуляции в программировании. Практика. Программирование объектной модели, реализация класса в конкретной задаче. . Принципы объектно-ориентированного программирования (ООП): наследование и полиморфизм Теория. Принципы объектно-ориентированного программирования (ООП): наследование и полиморфизм, применение их в программировании. Практика. Программирование объектной модели, реализация класса в конкретной задаче с использованием наследования и полиморфизма. Решение задач по теме: «Принципы объектно- ориентированного программирования (ООП)» Практика. Практикум по разработке проектов с использованием принципов объектно-ориентированного программирования (ООП). Анализ разработанных проектов. Самостоятельная работа по разделу: «Объектно-ориентированное программирование (ООП)». Анализ самостоятельной работы Практика. Самостоятельная работа по разработке проектов с использование метода объектно-ориентированного программирования(ООП). Анализ разработанных проектов. Приложения с графическим пользовательским интерфейсом Основы графического интерфейса. Решение задач Теория. Современные прикладные программы. RAD-среды. Простейшая программа с графическим интерфейсом. Практика. Работа с графическими библиотеками для языка Python. Создание приложения с использованием виджетов графического интерфейса. Решение задач Теория. Элементы управления: кнопки, метки, поля ввода. Создание и настройка окон сообщений. Практика. Создание приложения с использованием виджетов графического интерфейса. Создание графического интерфейса без использования программывизуализатора. Решение задач Теория. Создание окна приложения и запуск цикла обработки событий. Размещение на форме и настройка виджетов. Практика. Создание графического интерфейса без использования программывизуализатора. Управление макетом графического интерфейса: блочный макет. Решение задач Теория. Макет графического интерфейса. Типы макетов. Блочный макет. Практика. Управление блочным макетом графического интерфейса. Управление макетом графического интерфейса: сеточный макет. Решение задач Теория. Принцип работы сеточного макета. Программирование сеточного макета. Работа программы при изменении размеров ее окна. 7 № 1. 2. 3. 4. 5. 6. Практика. Управление сеточным макетом графического интерфейса. Рисование на форме. Решение задач Теория. Рисование при создании графического интерфейса. Инструменты для рисования. Программирование рисования. Классы для рисования в графической библиотеке PyQt5 Практика. Программирование рисования на форме в среде Python. Модель обработки данных в приложении с графическим интерфейсом. Решение задач Теория. Декомпозиция приложения с графическим интерфейсом. Модель обработки данных приложения «Калькулятор». Практика. Обработка данных в приложении с графическим интерфейсом. Представление в приложении с графическим интерфейсом Теория. Представление приложения «Калькулятор». Контроллер в приложении с графическим интерфейсом. Практика. Создание приложения «Калькулятор». Создание собственного виджета Практика. Программирование собственного виджета. Создание виджета для побитового отображения целых чисел. Самостоятельная работа по темам раздела «Приложения с графическим пользовательским интерфейсом». Анализ проектов Практика. Самостоятельная работа по созданию приложений с графическим пользовательским интерфейсом. Анализ выполненных проектов. Итоги обучения Итоговая самостоятельная работа по темам Программы Практика. Зачетная работа по составлению алгоритмов, написанию программ, вводу и отладке программных кодов. Обзор пройденного материала. Подведение итогов обучения Теория. Обзор пройденного материала. Практика. Анализ результатов работы. Тематическое планирование 10 класс - 0, 5 часа в неделю, всего 18 часов Воспитательный К-во Тема занятия аспект часов Вводное занятие. 1 готовность обучающихся Объектно-ориентированное программирование к трудовой профессио1 (ООП). Концепция ООП нальной деятельности Объектно-ориентированное программирование 1 Объекты и классы развитие компетенций Объектно-ориентированное программирование. сотрудничества со 1 Программирование объектной модели сверстниками Объектно-ориентированное программирование. Программирование объектной модели. Решение за1 дач. готовность обучающихся Объектно-ориентированное программирование. к трудовой профессио1 Принципы ООП: инкапсуляция нальной деятельности 8 № 7. 8. Тема занятия Объектно-ориентированное программирование. Принципы ООП: инкапсуляция. Решение задач Объектно-ориентированное программирование. Принципы ООП: наследование и полиморфизм 9. Объектно-ориентированное программирование. Принципы ООП: наследование и полиморфизм. Решение задач 10. Решение задач по теме «Объектно-ориентированное программирование». 11. Самостоятельная работа по теме «Объектноориентированное программирование» 12. 13. 14. Анализ самостоятельной работы Основы графического интерфейса Основы графического интерфейса. Решение задач 15. Создание приложения с использованием виджетов графического интерфейса. 16. 17. 18. № п/п 1 2 3-4 5 6 7-8 9 Воспитательный аспект К-во часов 1 1 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию 1 1 готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности 1 1 1 1 развитие компетенций сотрудничества со сверстниками Создание приложения с использованием виджетов графического интерфейса. Решение задач Создание графического интерфейса без использования программы визуализатора Создание графического интерфейса без использования программы визуализатора. Решение задач Тематическое планирование 11 класс - 0, 5 часа в неделю, всего 17 часов Воспитательный Тема занятия аспект Техника безопасности и правила работы на комготовность обучающихся пьютере. Повторение «Объектно-ориентированное к трудовой профессиопрограммирование (ООП)». нальной деятельности Управление макетом графического интерфейса: блочный макет готовность и способУправление макетом графического интерфейса: ность к образованию, в блочный макет. Решение задач том числе самообразованию Управление макетом графического интерфейса: сеточный макет Управление макетом графического интерфейса: сеточный макет. Решение задач Рисование на форме. Решение задач Модель обработки данных в приложении с графическим интерфейсом 1 1 1 1 К-во часов 1 1 2 1 1 2 1 9 № п/п 10 11 12 13-14 15-17 Тема занятия Воспитательный аспект Модель обработки данных в приложении с графическим интерфейсом. Решение задач Представление в приложении с графическим интерфейсом. 1 готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности Представление в приложении с графическим интерфейсом. Создание собственного виджета. Анализ проектов по теме: «Приложения с графическим интерфейсом». Подведение итогов обучения К-во часов 1 1 2 развитие компетенций сотрудничества со сверстниками 3 10