Рабочая программа Практическое программирование

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
(МАОУ СОШ № 17)

ПРИЛОЖЕНИЕ №6
к основной образовательной программе
среднего общего образования
от 03.08.2020 г., № 78
в редакции приказа ОО от 08.04.2021 №50

Рабочая программа
Практическое программирование
Среднее общее образование

ГО Сухой Лог,
2021 год

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Практическое программирование»
Планируемые личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
 ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
 готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению
к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность
в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
 принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
 неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
 Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
 российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
 уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
 формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
 воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
 гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной
жизни;
 признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав, и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного

2

права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая
грамотность;
 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
 интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
 готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
 приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
 готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
 принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
 способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других
людей, умение оказывать первую помощь;
 формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности
к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
 развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
 экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; уме3

ния и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
 эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
 положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в
сфере социально-экономических отношений:
 уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
 осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
 готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
 потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
 готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
 физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты
 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
 Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
4

Выпускник научится:
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты













По итогам первого года обучения обучающиеся будут знать:
технику безопасности и требования, предъявляемые к организации рабочего места
термины:
«данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»,
понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
методы представления и алгоритмы обработки данных, программную
реализацию алгоритмов;
основы алгоритмической культуры, нормы информационной этики;
математические и компьютерные модели, их использование;
виды программного обеспечения, решаемые с его помощью задачи;
вредоносное программное обеспечение и средства защиты от него;
По итогам первого года обучения обучающиеся будут уметь:
составлять несложные программы;
5

























работать с основными видами программных систем и интернет- сервисов;
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирая основания и критерии для классификации;
устанавливать причинно-следственные связи, делать логическое умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
составлять алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке;
использовать логические значения, операции и выражения с ними;
выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
записывать алгоритмические структуры на языке программирования Python;
решать простые, сложные и нестандартные задачи.
По итогам второго года обучения обучающиеся будут знать:
этапы разработки программы: алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование
и их содержание;
дополнительные возможности языка Python для выражения различных алгоритмических ситуаций;
алгоритмы и программы на языке Python для решения простых, сложных и нестандартных задач в математической области;
стандартизацию в сфере информационно -коммуникационных технологий;
способы представления данных в зависимости от постановленной задачи.
По итогам второго года обучения, обучающиеся будут уметь:
создавать программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной
среде программирования;
использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации;
использовать Python для решения задач из области математики, физики;
строить алгоритмы методом последовательного уточнения (сверху вниз), изображать
эти алгоритмы в виде блок-схем;
использовать основные алгоритмические приемы при решении математических задач;
анализировать текст чужих программ, находить в них неточности, оптимизировать
алгоритм, создавать собственные варианты решения.
Содержание программы

Объектно-ориентированное программирование (ООП)
Объектно-ориентированное программирование (ООП).
Концепция ООП. Объекты и классы
Теория. Последовательное конструирование алгоритма. Объектная модель решения
задачи. Объектно-ориентированный анализ (ООА). Этапы ООА. Концепция ООП.
Практика. Конструирование алгоритма методом объектно- ориентированного анализа.
Объектно-ориентированное программирование (ООП). Программирование объектной модели. Решение задач
6

Теория. Абстракция. Поля и методы класса. Программирование объектов и классов.
Практика. Программирование объектной модели.
Принципы объектно-ориентированного программирования (ООП): инкапсуляция
Теория. Определение инкапсуляции. Применение инкапсуляции в программировании.
Практика. Программирование объектной модели, реализация класса в конкретной
задаче.
. Принципы объектно-ориентированного программирования (ООП): наследование и полиморфизм
Теория. Принципы объектно-ориентированного программирования (ООП): наследование и полиморфизм, применение их в программировании.
Практика. Программирование объектной модели, реализация класса в конкретной
задаче с использованием наследования и полиморфизма.
Решение задач по теме: «Принципы объектно- ориентированного программирования (ООП)»
Практика. Практикум по разработке проектов с использованием принципов объектно-ориентированного программирования (ООП). Анализ разработанных проектов.
Самостоятельная работа по разделу: «Объектно-ориентированное программирование (ООП)». Анализ самостоятельной работы
Практика. Самостоятельная работа по разработке проектов с использование
метода
объектно-ориентированного
программирования(ООП). Анализ разработанных проектов.
Приложения с графическим пользовательским
интерфейсом
Основы графического интерфейса. Решение задач
Теория. Современные прикладные программы. RAD-среды. Простейшая программа
с графическим интерфейсом.
Практика. Работа с графическими библиотеками для языка Python.
Создание приложения с использованием виджетов графического интерфейса.
Решение задач
Теория. Элементы управления: кнопки, метки, поля ввода. Создание и настройка
окон сообщений.
Практика. Создание приложения с использованием виджетов графического интерфейса.
Создание
графического
интерфейса
без
использования
программывизуализатора. Решение задач
Теория. Создание окна приложения и запуск цикла обработки событий. Размещение
на форме и настройка виджетов.
Практика. Создание графического интерфейса без использования программывизуализатора.
Управление макетом графического интерфейса: блочный макет. Решение задач
Теория. Макет графического интерфейса. Типы макетов. Блочный макет.
Практика. Управление блочным макетом графического интерфейса.
Управление макетом графического интерфейса: сеточный макет. Решение задач
Теория. Принцип работы сеточного макета. Программирование сеточного макета.
Работа программы при изменении размеров ее окна.
7

№
1.
2.
3.
4.

5.

6.

Практика. Управление сеточным макетом графического интерфейса.
Рисование на форме. Решение задач
Теория. Рисование при создании графического интерфейса. Инструменты для рисования. Программирование рисования. Классы для рисования в графической библиотеке
PyQt5
Практика. Программирование рисования на форме в среде Python.
Модель обработки данных в приложении с графическим интерфейсом. Решение
задач
Теория. Декомпозиция приложения с графическим интерфейсом. Модель обработки
данных приложения «Калькулятор».
Практика. Обработка данных в приложении с графическим интерфейсом.
Представление в приложении с графическим интерфейсом
Теория. Представление приложения «Калькулятор». Контроллер в приложении с
графическим интерфейсом.
Практика. Создание приложения «Калькулятор».
Создание собственного виджета
Практика. Программирование собственного виджета. Создание виджета для побитового отображения целых чисел.
Самостоятельная работа по темам раздела «Приложения с графическим пользовательским интерфейсом». Анализ проектов
Практика. Самостоятельная работа по созданию приложений с графическим пользовательским интерфейсом. Анализ выполненных проектов.
Итоги обучения
Итоговая самостоятельная работа по темам Программы
Практика. Зачетная работа по составлению алгоритмов, написанию программ, вводу и отладке программных кодов.
Обзор пройденного материала. Подведение итогов обучения
Теория. Обзор пройденного материала.
Практика. Анализ результатов работы.
Тематическое планирование
10 класс - 0, 5 часа в неделю, всего 18 часов
Воспитательный
К-во
Тема занятия
аспект
часов
Вводное занятие.
1
готовность обучающихся
Объектно-ориентированное программирование
к трудовой профессио1
(ООП). Концепция ООП
нальной деятельности
Объектно-ориентированное программирование
1
Объекты и классы
развитие компетенций
Объектно-ориентированное программирование.
сотрудничества со
1
Программирование объектной модели
сверстниками
Объектно-ориентированное программирование.
Программирование объектной модели. Решение за1
дач.
готовность обучающихся
Объектно-ориентированное программирование.
к трудовой профессио1
Принципы ООП: инкапсуляция
нальной деятельности
8

№
7.
8.

Тема занятия
Объектно-ориентированное программирование.
Принципы ООП: инкапсуляция. Решение задач
Объектно-ориентированное программирование.
Принципы ООП: наследование и полиморфизм

9.

Объектно-ориентированное программирование.
Принципы ООП: наследование и полиморфизм. Решение задач

10.

Решение задач по теме «Объектно-ориентированное
программирование».

11.

Самостоятельная работа по теме «Объектноориентированное программирование»

12.
13.
14.

Анализ самостоятельной работы
Основы графического интерфейса
Основы графического интерфейса. Решение задач

15.

Создание приложения с использованием виджетов
графического интерфейса.

16.
17.
18.

№
п/п
1
2

3-4

5
6
7-8
9

Воспитательный
аспект

К-во
часов
1
1

готовность и способность к образованию, в
том числе самообразованию

1

1
готовность обучающихся
к трудовой профессиональной деятельности

1
1
1
1

развитие компетенций
сотрудничества со
сверстниками

Создание приложения с использованием виджетов
графического интерфейса. Решение задач
Создание графического интерфейса без использования программы визуализатора
Создание графического интерфейса без использования программы визуализатора. Решение задач
Тематическое планирование
11 класс - 0, 5 часа в неделю, всего 17 часов
Воспитательный
Тема занятия
аспект
Техника безопасности и правила работы на комготовность обучающихся
пьютере. Повторение «Объектно-ориентированное
к трудовой профессиопрограммирование (ООП)».
нальной деятельности
Управление макетом графического интерфейса:
блочный макет
готовность и способУправление макетом графического интерфейса:
ность к образованию, в
блочный макет. Решение задач
том числе самообразованию
Управление макетом графического интерфейса:
сеточный макет
Управление макетом графического интерфейса:
сеточный макет. Решение задач
Рисование на форме. Решение задач
Модель обработки данных в приложении с графическим интерфейсом

1
1
1
1

К-во
часов
1
1

2

1
1
2
1
9

№
п/п
10
11
12
13-14
15-17

Тема занятия

Воспитательный
аспект

Модель обработки данных в приложении с графическим интерфейсом. Решение задач
Представление в приложении с графическим интерфейсом.

1
готовность обучающихся
к трудовой профессиональной деятельности

Представление в приложении с графическим интерфейсом.
Создание собственного виджета.
Анализ проектов по теме: «Приложения с графическим интерфейсом». Подведение итогов обучения

К-во
часов

1
1
2

развитие компетенций
сотрудничества со
сверстниками

3

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».