Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17» (МАОУ СОШ № 17) ПРИЛОЖЕНИЕ №6 к основной образовательной программе среднего общего образования от 03.08.2020 г., № 78 в редакции приказа ОО от 08.04.2021 №50 Рабочая программа ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Среднее общее образование ГО Сухой Лог, 2021 год 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Планируемые результаты освоения программы метапредметного курса «Индивидуальный проект» уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиций оценки достижения этих результатов. Результаты изучения метапредметного курса по выбору обучающихся должны отражать: 1. курса: Развитие личности обучающихся средствами предлагаемого развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностносмысловых установок; развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей; готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению. 2. Овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной проектной и исследовательской деятельности. 3. Развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, осознанному эффективному использованию решению (разрешению) информационных и проблем, коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции. 4. Обеспечение академической мобильности и возможности поддерживать избранное направление образования. 5. Обеспечение профессиональной ориентации обучающихся. Планируемые личностные результаты При освоении метапредметного курса планируется достичь следующих личностных результатов: - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; 2 действие смыслообразования (установление учащимися связи - между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на вопрос); действие - нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее собственный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Планируемые метапредметные результаты Планируемые метапредметные результаты включают группу регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание как постановка учебной задачи на основе - соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных - целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; - коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Познавательные универсальные учебные действия: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной 3 цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - знаково-символические действия: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в пространственно графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; - умение структурировать знания; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации. Коммуникативные универсальные учебные действия: - планирование сверстниками - учебного определение сотрудничества целей, функций с учителем участников, и способов взаимодействия; - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, 4 поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Планируемые предметные результаты В результате обучения по программе метапредметного курса «Индивидуальный проект» обучающийся научится: - формулировать цели и задачи проектной (исследовательской) деятельности; - планировать работу по реализации проектной (исследовательской) деятельности; - реализовывать запланированные действия для достижения поставленных целей и задач; - оформлять информационные материалы на электронных и бумажных носителях с целью презентации результатов работы над проектом; - осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью и задачами и конечным результатом; - использовать технологию учебного проектирования для решения личных целей и задач образования; - навыкам самопрезентации в ходе представления результатов проекта (исследования); - осуществлять осознанный выбор направлений созидательной деятельности. 5 2. Содержание учебного предмета «Индивидуальный проект» Введение Введение. Цели, задачи и содержание курса обучения. Что такое метод проектов. История развития проектного метода. Тренинг развития креативности и творческих способностей. (2часа) Модуль 1 Методология проектной и исследовательской деятельности Понятие «проект». Теоретические основы учебного проектирования. Проект как вид учебно-познавательной и профессиональной деятельности. Классификация проектов. Исследовательский проект. Творческий проект. Игровой проект. Ролевый проект. Информационный проект. Практический проект. Инженерный проект. Социальный проект. Управление проектами. (2 часа) Учебный проект: требования к структуре и содержанию. Современный проект учащегося – дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Структура и содержание учебного проекта. Выбор темы. Определение целей и темы проекта. Что такое проектный продукт? (2часа) Планирование учебного проекта. Календарный план работы над проектом. Анализ проблемы. Определение источников информации. Определение способов сбора и анализа информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса. Определение способа представления результата. Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив (мозговой штурм), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности. Основные инструменты: интервью, эксперименты, опросы, наблюдения. (2часа) Проектная и исследовательская деятельность: точки соприкосновения. Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Сходства и отличия проекта и исследования. Проектный подход при проведении 6 исследования. Исследовательские проекты. Основополагающие принципы естественно-научного исследования. Гуманитарное исследование. Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект. (2часа) Основные понятия учебно-исследовательской деятельности. Феномен исследовательского поведения. Исследовательские способности. Исследовательское поведение как творчество. Научные теории. (2часа) Методологические атрибуты исследовательской деятельности. Построение гипотезы исследования. Предмет и объект исследования. Проблема исследования. Построение гипотезы. Цели и задачи исследования. Обобщение. Классификация. Умозаключения и выводы. (2часа) Методы эмпирического и теоретического исследования. Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному).(2часа) Практические занятия по проектированию структуры индивидуального проекта (учебного исследования). Инициализация проекта, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта, исследования. Проектный замысел. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта (результатов исследования). Презентация и защита замыслов проектов и исследовательских работ. Структура проекта, исследовательской работы. Представление структуры индивидуального проекта (учебного исследования). (2 часа) Модуль 2 Информационные исследовательской деятельности 7 ресурсы проектной и Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации. Информационная культура. Виды информационных источников. Инструментарий работы с информацией – методы, приемы, технологии. Отбор и систематизация информации. Что такое плагиат? (2 часа) Информационные ресурсы на бумажных носителях. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. (2 часа) Информационные ресурсы на электронных носителях. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. (2 часа). Сетевые носители – источник информационных ресурсов. Работа в сети Интернет. Создание сайта проекта. Сопровождение проекта (исследования) через работу с социальными сетями. Дистанционная коммуникация в работе над проектом. (2 часа) Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Диаграммы и графики. Графы. Сравнительные таблицы. Опорные конспекты. (2 часа) Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Лучевые схемы-пауки и каузальные цепи. Интеллект-карты. Создание скетчей (визуальных заметок). Инфографика. Скрайбинг. (2 часа) Требования к оформлению проектной и исследовательской работы. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов. (2 часа) Практическое занятие (тренинг) по применению технологий визуализации и систематизации текстовой информации. Представление идеи индивидуального проекта с помощью интеллект-карты. (2 часа) 8 Практические занятия. Оформление проектной (исследовательской) работы обучающегося. (10 часов). Работа в библиотеке. Изучение литературы по избранной теме. Работа над тезаурусом. Работа с понятийным аппаратом. Работа над содержанием. Работа над теоретической главой №1. Работа над теоретической главой №2. Составление плана исследовательской (творческой) деятельности. Опытно-экспериментальная деятельность. Обработка полученного материала. Опытно-экспериментальная деятельность. Работа над описанием экспериментальной (исследовательской) части. Опытно-экспериментальная деятельность. Работа над заключением (выводами) Модуль 3 Коммуникативные навыки Коммуникативная деятельность. Диалог. Монолог. Коммуникации. Коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом. Формы и принципы делового общения. Вербальное и невербальное общение. (2 часа) Стратегии группового взаимодействия. Аргументация. Спор. Дискуссия. Групповое общение как деловое взаимодействие. Ориентация на участников. Ориентация на понимание. Правила ведения спора. Дискуссия: виды и технологии. (2 часа) Практическое занятие. Дискуссия. (2 часа) Практическое занятие. Дебаты. (2 часа) Публичное выступление: от подготовки до реализации. Этапы подготовки выступления. Подготовка доклада. Требования к докладу. Основные части выступления. Научный стиль речи. Речевые клише. Привлечение внимания аудитории. Использование наглядных средств. Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления и ведения дискуссии Анализ выступления. (2 часа) 9 Практическое занятие. Публичное выступление. Публичная защита результатов проектной деятельности, исследований. Рефлексия проектной деятельности, исследований. (2 часа) Модуль 4 Защита результатов проектной и исследовательской деятельности Представление результатов учебного проекта. Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов. Подготовка возможных форм представления результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. Оценка. Письменный отчет. Оценка учебного проекта (учебного исследования). Карта самооценки индивидуального проекта (учебного исследования). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижений поставленной цели. Представление результатов учебного исследования. Анализ информации, выполнение учебного исследования, формулирование выводов. Подготовка возможных форм представления результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. Оценка. Письменный отчет. Модуль 5. Рефлексия проектной деятельности Оценка учебного проекта (учебного исследования). Карта самооценки индивидуального проекта (учебного исследования). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижений поставленной цели. Основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и ее правовые основы, установленные законами РФ «О стандартизации» и «О защите прав потребителей». Стандартизация и сертификация. Защита интересов проектантов 10 Государственная система стандартизации. Документы в области стандартизации. Сертификат соответствия. Патентное право в России. Обобщение знаний по курсу «Индивидуальный проект». Дальнейшее планирование осуществления 11 проектов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Индивидуальный проект» (10-11 класс) № урока ТЕМА Колво часов Форма контроля Дата проведения Примечание Домашняя планиру фактиче работа емая ская Модуль 1. Методология проектной исследовательской деятельности (16 часов) 1-2 Введение. Цели, задачи и содержание курса обучения. 2 Знакомство с Тренинг развития креативности и творческих способностей рабочей тетрадью 3-4 Понятие «проект». Теоретические основы учебного проектирования. 2 Типология проектов. Управление проектами. 5-6 Учебный проект: требования к структуре и содержанию. 2 7-8 Планирование учебного проекта. 2 9-10 Проектная и исследовательская деятельность: точки соприкосновения. 2 Виды исследовательских работ. 11-12 Основные понятия учебно-исследовательской деятельности. 2 13-14 Методы эмпирического и теоретического исследования. 2 15-16 Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального 2 проекта (учебного исследования) Модуль 2. Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности (26 часов) 17-18 Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация 2 информации 19-20 Информационные ресурсы на бумажных носителях 2 21-22 Информационные ресурсы на электронных носителях 2 23-24 Сетевые носители – источник информационных ресурсов 2 25-26 Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. 2 Диаграммы и графики. Графы. Сравнительные таблицы. Опорные конспекты 27-28 Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. 2 Лучевые схемы-пауки и каузальные цепи. Интеллект-карты. Создание скетчей (визуальных заметок). Инфографика. Скрайбинг 29-30 Требования к оформлению проектной и исследовательской работы 2 31-32 Практическое занятие (тренинг) по применению технологий визуализации 2 Представление и систематизации текстовой информации (интеллект-карты, презенации) 33-42 Практические занятия. Оформление проектной (исследовательской) работы обучающегося: Работа в библиотеке. Изучение литературы по избранной теме. Работа над тезаурусом. Работа с понятийным аппаратом. Работа над содержанием. Работа над теоретической главой №1. Работа над теоретической главой №2. Составление плана исследовательской (творческой) деятельности. Опытноэкспериментальная деятельность. Обработка полученного материала. Опытно-экспериментальная деятельность. Работа над описанием экспериментальной (исследовательской) части. Опытно-экспериментальная деятельность. Работа над заключением (выводами) Модуль 3 Коммуникативные навыки (12 часов) 43-44 Коммуникативная деятельность. Формы и принципы делового общения 45-46 Стратегии группового взаимодействия. Аргументация. Спор. Дискуссия 47-48 Практическое занятие. Дискуссия. 49-50 Практическое занятие. Дебаты 51-52 Публичное выступление: от подготовки до реализации. 53-54 Практическое занятие. Публичное выступление. 10 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Модуль 4 Защита результатов проектной и исследовательской деятельности (6 часов) 55-56 Предзащита проекта (исследования). Индивидуальные консультации 2 57-58 Представление результатов учебного проекта 2 59-60 Представление результатов учебного исследования 2 13 идеи индивидуального проекта с помощью интеллект-карты Оформленная в соответствии с требованиями проектная (исследовательск ая) работа Модуль 5. Рефлексия проектной деятельности (8 часов) 61-62 Оценка учебного проекта (учебного исследования) 63-64 65-66 67-68 2 Основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации Государственная система стандартизации. Документы в области стандартизации. Обобщение знаний по курсу «Индивидуальный проект». Подведение итогов курса. Итого: 14 2 2 2 68 Заполнение карты самооценки