ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к основной образовательной программе
основного общего образования МАОУ СОШ № 17 имени А.Н. Быкова,
утв. приказом ОО № 55 от 15.05.2024г
(в редакции приказа ОО от 26.06.2025 г. №126)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 6778993)
учебного предмета «Информационная безопасность»
для обучающихся 5-9 классов
г. Сухой Лог, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета
«Информационная безопасность»
Начинать обучение по курсу информационной безопасности крайне актуально по острым проблемным ситуациям в условиях присутствия в жизни
детей персональных устройств работы в сети Интернет и мобильных сетях
связи, а также для содействия при использовании детьми Интернета для
обучения, творческого и развивающего досуга, познавательной деятельности. Программа направлена на решение вопросов массового формирования
культуры информационной безопасности школьников, которые живут в современном информационном обществе, стремительно расширяющем общедоступные коммуникации в Интернете.
Проникновение мобильных устройств с доступом к Интернету в быт и досуг
детей обострило проблему интернет-зависимости, игромании, зависимости
от социальных сетей, необоснованного доверия посторонним людям в сети
и, как следствие, незащищенности детей от атак мошенников, преступников,
агрессивно настроенных людей, включая вовлечение детей в теневые, закрытые субкультуры, несущие угрозу здоровью и даже жизни ребенка.
Раздел программы курса для 5—6 классов отражает практические вопросы и
жизненные проблемы:
— негативный и позитивный Интернет, цифровизация профессий;
— культура организации компьютерного досуга и профилактика игромании;
— мошенники в сети Интернет;
— агрессия в Интернете;
— сетевой этикет;
— навязчивые предложения;
— правила регистрации в электронных ресурсах и защита личных данных.
2
Раздел программы курса для 7—9 классов отражает особенности современного цифрового мира как киберпространства, насыщенного сетевыми сервисами и интернет-коммуникациями, доступными детям, новыми сервисами и
устройствами с искусственным интеллектом (умные вещи, Интернет вещей), в том числе несущими в себе угрозы:
— закрытые сетевые сообщества неизвестного толка, опасные группы, негативные контакты;
— навязчивые интернет-ресурсы (спам, реклама, азартные игровые сервисы);
— сайты, содержащие негативный и агрессивный контент, в том числе противоправные материалы, влекущие ответственность по законам Российской
Федерации;
— сетевые средства вмешательства в личное информационное пространство
на персональных устройствах, работающих в Интернете;
— использование электронных сервисов, социальных/банковских карт,
имеющих персональные настройки доступа к ним.
Отражение потребностей цифрового мира в современной цифровой грамотности и новых профессиональных качествах современного человека востребовано в жизни и учебе школьников и несет в себе актуальные запросы для
выпускника основного общего образования в его дальнейшей жизни и профессиональном выборе с обязательным использованием требований информационной безопасности:
— профориентация в мире профессий будущего, знакомство с профессиями
в сфере информационной безопасности;
— популяризация электронных средств и ресурсов обучения;
— развитие кругозора о полезных интернет-ресурсах;
— получение представлений о цифровых технологиях для улучшения качества жизни;
3
— навыки обдуманного поведения при поиске информации в сети Интернет,
критический анализ полученной информации, умение работать с информацией избирательно и ответственно.
Цели изучения предмета «Информационная безопасность»
Главная цель курса — обеспечить социальные аспекты информационной безопасности в воспитании культуры информационной безопасности у
школьников в условиях цифрового мира, включение на регулярной основе
цифровой гигиены в контекст воспитания и обучения детей, формирование
у выпускника школы правовой грамотности по вопросам информационной
безопасности, которые влияют на социализацию детей в информационном
обществе, формирование личностных и метапредметных результатов воспитания и обучения детей:
— формировать понимание сущности и воспитывать необходимость
принятия обучающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни,
свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья, опыта гуманных, уважительных отношений с окружающими;
— создавать педагогические условия для формирования правовой и информационной культуры обучающихся, развития у них критического отношения к информации, ответственности за поведение в сети Интернет и последствия деструктивных действий, формирования мотивации к познавательной, а не игровой деятельности, воспитания отказа от пустого времяпрепровождения в социальных сетях, осознания ценности живого человеческого
общения;
— формировать отрицательное отношение ко всем проявлениям жестокости, насилия, нарушения прав личности, экстремизма во всех его формах в
сети Интернет;
— мотивировать обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и
государства в условиях цифрового мира;
4
— научить молодых людей осознавать важность проектирования своей
жизни и будущего своей страны — России в условиях развития цифрового
мира, ценность ИКТ для достижения высоких требований к обучению профессиям будущего в мире, принимать средства в Интернете как среду созидания, а не разрушения человека и общества.
Место учебного предмета «Информационная безопасность»
в учебном плане
Особенностью программы курса является ее поэтапное развитие для
разных возрастных групп обучающихся основного общего образования с
учетом из возрастных особенностей. Программа курса ориентирована на
включение в контекст обучения и воспитания новых видов информационных угроз и средств противодействия им. Программа курса представлена
двумя разделами по возрастным группам: для 5—6 классов и 7—9 классов.
Программа учебного курса поддерживается электронными ресурсами
на основе документальных фильмов, анимационных ресурсов и электронных практикумов в открытом доступе от ИТ-компаний Российской Федерации в рамках их участия в проектах по информационной безопасности для
детей. В основе курса лежат технические, этические и правовые нормы соблюдения информационной безопасности, установленные контролирующими и правоохранительными органами, а также практические рекомендации
ведущих ИТ-компаний и операторов мобильной связи Российской Федерации. Программа учебного курса рассчитана на 170 учебных часа; 5 - 6 классы - 68 часов: 5 класс -1 час в неделю, 6 класс - 1 час в неделю, 7-9 классы 86 часов: 7 класс - 1 час в неделю, 8 класс - 1 час в неделю, 9 класс - 0,5 часа
в неделю.
5
Содержание учебного предмета «Информационная безопасность»
5 - 6 классы
Линия «Информационное общество и информационная культура»
Модуль 1. Информационное общество.
1.1 Информационное общество.
История создания сети Интернет.
Что такое Всемирная паутина?
1.2. Интернет как глобальная компьютерная сеть.
Как стать пользователем Интернета. Опасности для пользователей Интернета.
Сайты, электронные сервисы.
1.3. Угрозы в сети Интернет.
Защита личных данных в сети Интернет.
1.4. Сетевой этикет.
Коллекции сайтов для детей. Электронные музеи.
Линия «Информационное пространство и правила информационной безопасности»
Модуль 2. Правила пользователей сети Интернет.
2.1. Работа с СМС, электронной почтой, видеосервисами, в чатах и социальных сетях. Что такое информационная безопасность.
2.2. Защита от вредоносных программ и нежелательных рассылок, от
негативных сообщений, защита своих устройств от внешнего вторжения.
2.3. Общение в социальной сети, работа с поисковыми системами и анализ информации, ответственность за распространение ложной и негативной
информации, защита от нежелательных сообщений и контактов, вызов экстренной помощи.
2.4. Использование полезных ресурсов в сети Интернет, работа в сети
Интернет для людей с особыми потребностями.
6
7 - 9 классы
Линия «Информационное общество и информационная культура»
Модуль 1. Современное информационное пространство и искусственный интеллект. 1.1. Киберпространство. Кибермиры. Киберфизическая система.
1.2. Киберобщество. Киберденьги. Кибермошенничество.
Модуль 2. Современная информационная культура.
2.1. Киберкультура. От книги к гипертексту. Киберкнига. Киберискусство.
2.2. Социальная инженерия. Классификация угроз социальной инженерии.
2.3. Новые профессии в киберобществе. Цифровизация профессий.
Линия «Информационное пространство и правила информационной безопасности»
Модуль 3. Угрозы информационной безопасности.
3.1. Киберугрозы. Кибервойны. Киберпреступность.
Уязвимости кибербезопасность.
Запрещенные и нежелательные сайты.
3.2. Защита от вредоносных программ и информационных атак.
3.3. Практика электронного обучения в сфере информационной безопасности.
7
Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты
— принимать ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества,
многонационального российского народа, человечества;
— быть социально активными, уважающими закон и правопорядок, соизмеряющими свои поступки с нравственными ценностями, осознающими свои
обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
— уважать других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать
взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
— осознанно выполнять правила здорового образа жизни, безопасного для
человека и окружающей его среды.
В рамках достижения этих личностных результатов при реализации программы курса информационной безопасности наиболее актуально в условиях быстро меняющегося и несущего в себе угрозы информационного мира
обеспечить:
— развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
— формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.
Метапредметные результаты
— освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
8
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в
процессе
образовательной,
общественно
полезной,
учебно-
исследовательской, творческой и других видов деятельности;
— умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты
Линия «Информационное общество и информационная культура»:
— понимание личной и общественной значимости современной культуры
безопасности жизнедеятельности;
— знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства; формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
— знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в
условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
Линия «Информационное пространство и правила информационной безопасности»:
— формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики;
— умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
9
В результате освоения программы курса с учетом возрастных групп выпускник освоит жизненно важные практические компетенции.
Выпускник научится понимать:
— источники информационных угроз, вредоносные программы и нежелательные рассылки, поступающие на мобильный телефон, планшет, компьютер;
— роль близких людей, семьи, правоохранительных органов для устранения проблем и угроз в сети Интернет и мобильной телефонной связи, телефоны экстренных служб;
— виды информационных угроз, правила поведения для защиты от
угроз, виды правовой ответственности за проступки и преступления в сфере
информационной безопасности;
— проблемные ситуации и опасности в сетевом взаимодействии и правила поведения в проблемных ситуациях, ситуациях профилактики и предотвращения опасности;
— этикет сетевого взаимодействия, правовые нормы в сфере информационной безопасности;
— правила защиты персональных данных;
— назначение различных позитивных ресурсов в сети Интернет для образования и в профессиях будущего.
Выпускник научится применять на практике:
— правила цифровой гигиены для использования средств защиты персональных данных (формировать и использовать пароль, использовать код
защиты персонального устройства, регистрироваться на сайтах без распространения личных данных);
— компетенции медиаинформационной грамотности при работе с информацией в сети Интернет, критическое и избирательное отношение к источникам информации;
10
— компетенции компьютерной грамотности по защите персональных
устройств от вредоносных программ, использованию антивирусных программных средств, лицензионного программного обеспечения;
— информационно-коммуникативные компетенции по соблюдению
этических и правовых норм взаимодействия в социальной сети или в мессенджере, умение правильно вести себя в проблемной ситуации (оскорбления,
угрозы, предложения, агрессия, вымогательство, ложная информация и др.),
отключаться от нежелательных контактов, действовать согласно правовым
нормам в сфере информационной безопасности (защиты информации).
Выпускник освоит нормы культуры информационной безопасности в
системе универсальных учебных действий для самостоятельного использования в учебно-познавательной и досуговой деятельности позитивного Интернета и средств электронного обучения с соблюдением правил информационной безопасности.
11
Тематическое планирование
5 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Практические
работы
Всего
1
Информационное общество
2
1
2
Интернет как глобальная компьютерная
сеть. Сайты, электронные сервисы. Коллекции сайтов для учебной и познавательной
деятельности
14
8
3
Угрозы в сети Интернет. Защита личных
данных в сети Интернет
6
4
4
Сетевой этикет. Коллекции сайтов для детей. Электронные музеи
9
5
5
Защита проектов
3
3
34
21
Общее количество часов по программе
6 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Наименование разделов и тем программы
Практические
работы
Всего
1
Работа с СМС, электронной почтой, видеосервисами, в чатах и социальных сетях
7
4
2
Защита от вредоносных программ и нежелательных рассылок, от негативных сообщений, защита своих устройств от внешнего
вторжения
7
4
3
Общение в социальной сети, работа с поисковыми системами и анализ информации,
ответственность за распространение ложной
и негативной информации, защита от нежелательных сообщений и контактов, вызов
экстренной помощи
13
9
4
Использование полезных ресурсов в сети
Интернет, работа в сети Интернет для людей с особыми потребностями
5
3
5
Защита проектов
2
2
34
22
Общее количество часов по программе
12
7 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Наименование разделов и тем программы
Практические
работы
Всего
1
Общение в социальных сетях и мессенджерах
6
4
2
С кем безопасно общаться в Интернете?
4
2
3
Безопасный вход в аккаунты. Пароли для аккаунтов социальных сетей
4
2
4
Настройки конфиденциальности в социальных сетях
3
2
5
Публикация информации в социальных сетях
5
4
6
Кибербуллинг
2
7
Публичные аккаунты
2
8
Фишинг
2
9
Подготовка и защита проектов
4
10
Резерв
2
Общее количество часов по программе
34
1
4
19
8 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Наименование разделов и тем программы
Практические
работы
Всего
1
Что такое вредоносный код
6
2
2
Киберпространство
10
3
3
Киберкультуры
14
4
4
Выполнение и защита индивидуальных и
групповых проектов
4
4
34
13
Общее количество часов по программе
13
9 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Наименование разделов и тем программы
Практические
работы
Всего
1
Социальная инженерия: распознать и избежать
2
1
2
Ложная информация в Интернете
1
1
3
Безопасность при использовании платежных
карт в Интернете
1
4
Беспроводная технология связи
1
1
5
Резервное копирование данных
1
1
6
Кибервойны
1
7
Киберпреступность. Примеры
киберпреступлений
1
8
Уязвимости кибербезопасности
1
9
Угрозы информационной безопасности
1
10
Новые профессии в киберобществе. Атлас
профессий
3
2
11
Выполнение и защита индивидуальных и
групповых проектов
4
4
17
10
Общее количество часов по программе
14
Поурочное планирование
5 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Практические
работы
1
1
Информационное общество
2
2
Интернет как глобальная компьютерная сеть.
1
3
История создания Интернета
2
1
4
Всемирная паутина
3
2
5
Сайты, электронные сервисы.
4
3
6
Коллекции сайтов для учебной и познавательной деятельности
2
1
7
Как стать пользователем
Интернета
2
1
8
Угрозы в сети Интернет.
2
1
9
Защита личных данных в сети
Интернет
4
3
10
Сетевой этикет.
3
2
11
Коллекции сайтов для детей.
3
2
12
Электронные музеи
3
1
13
Выполнение и защита индивидуальных проектов
1
1
14
Выполнение и защита индивидуальных проектов
1
1
15
Выполнение и защита индивидуальных проектов
1
1
Общее количество часов по программе
34
21
Дата
изучения
15
6 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Практические
работы
1
Работа с СМС, электронной почтой.
3
2
2
Работа с видеосервисами.
2
1
3
Работа в чатах и социальных сетях
2
1
4
Защита от вредоносных программ и
нежелательных рассылок
3
2
5
Защита от негативных сообщений
2
1
6
Защита от защита своих устройств от
внешнего вторжения
2
1
7
Общение в социальной сети
3
2
8
Работа с поисковыми системами
4
3
9
Работа с поисковыми системами и
анализ информации
2
1
10
Ответственность за распространение
ложной и негативной информации
1
11
Защита от нежелательных сообщений и контактов
2
1
12
Вызов экстренной помощи
1
1
13
Использование полезных ресурсов в
сети Интернет
2
1
14
Работа в сети Интернет для людей с
особыми потребностями
1
15
Полезные ресурсы Интернет
2
2
16
Защита проектов
1
1
17
Защита проектов
1
1
34
21
Общее количество часов по программе
Дата
изучения
16
7 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
Практические
работы
1
Что такое информационная
безопасность
2
1
2
Общение в социальных сетях и мессенджерах
4
3
3
С кем безопасно общаться в Интернете?
2
1
4
Законы о защите личных данных в
Интернете
2
1
5
Пароли для аккаунтов социальных сетей
2
1
6
Безопасный вход в аккаунты
2
1
7
Настройки конфиденциальности в социальных сетях
3
2
8
Публикация информации в социальных сетях
5
4
9
Кибербуллинг
2
10
Публичные аккаунты
2
11
Фишинг
2
12
Обобщающее занятие по курсу
2
13
Выполнение и защита индивидуальных и групповых проектов
1
1
14
Выполнение и защита индивидуальных и групповых проектов
1
1
15
Выполнение и защита индивидуальных и групповых проектов
1
1
16
Выполнение и защита индивидуальных и групповых проектов
1
1
34
19
Общее количество часов по программе
Дата
изучения
1
17
8 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
Практические
работы
1
Что такое вредоносный код
1
2
Распространение вредоносного кода
2
3
Методы защиты от вредоносных
программ
1
4
Распространение вредоносного кода
для мобильных устройств
2
5
Киберпространство
1
6
Виртуальная реальность
1
7
Кибермиры
1
8
Киберфизическая система.
Искусственный интеллект
4
9
Киберобщество. Соцсети
1
10
Территория безопасности
1
11
Киберденьги. Криптовалюты
1
12
Кибермошенничество.
1
13
Киберкультура
1
14
Интерактивный исторический парк
"Россия. Моя история"
2
15
От книги к гипетексту
1
16
Киберкнига
1
17
Виртуальная реальность
1
18
Киберискусство
1
19
Электронная библиотека
2
1
20
КиберЛенинка
2
1
21
Киберискусство
2
1
22
Выполнение и защита индивидуальных и групповых проектов
1
1
23
Выполнение и защита индивидуальных и групповых проектов
1
1
24
Выполнение и защита индивидуальных и групповых проектов
1
1
25
Выполнение и защита индивидуальных и групповых проектов
1
1
34
13
Общее количество часов по программе
Дата
изучения
1
1
3
1
18
9 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Практические
работы
1
Социальная инженерия: распознать и избежать
2
1
2
Ложная информация в Интернете
1
1
3
Безопасность при использовании
платежных карт в Интернете
1
4
Беспроводная технология связи
1
1
5
Резервное копирование данных
1
1
6
Кибервойны
1
7
Киберпреступность. Примеры
киберпреступлений
1
8
Уязвимости кибербезопасности
1
9
Угрозы информационной
безопасности
1
10
Новые профессии в киберобществе. Атлас профессий
3
2
11
Выполнение и защита индивидуальных и групповых проектов
1
1
12
Выполнение и защита индивидуальных и групповых проектов
1
1
13
Выполнение и защита индивидуальных и групповых проектов
1
1
14
Выполнение и защита индивидуальных и групповых проектов
1
1
Общее количество часов по программе
17
10
Дата
изучения
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
М. С. Цветкова, Е. В. Якушина. Информационная безопасность.
Безопасное поведение в сети Интернет. 5–6 класс
М. С. Цветкова, И. Ю. Хлобыстова. Информационная безопасность.
Кибербезопасность. 7–9 класс
М.С. Наместникова. Информационная безопасность или на расстоянии
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
https://kids.kaspersky.ru/metodic/junior
https://kids.kaspersky.ru/metodic/middle
https://kids.kaspersky.ru/metodic/information-security-7th-grade
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Сайт «Защита детей. Лаборатория Касперского»:
https://kids.kaspersky.ru/
Лига безопасного Интернета: https://ligainternet.ru/detyam-ipodrostkam/
КиберЗОЖ: киберзож.рф
Атлас новых профессий: https://atlas100.ru/catalog/bezopasnost/
Цифровое образование: https://digital-edu.ru/ib5_6
20