МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования городского округа Сухой Лог МАОУ СОШ № 17 имени А.Н. Быкова УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ №17 имени А.Н. Быкова ________________________ Дзюбин В.В. Приказ №55 от «15» мая 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Информационная безопасность» для обучающихся 7-9 классов г. Сухой Лог, 2024 год Планируемые результаты освоения курса Личностные — осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим людям в реальном и виртуальном мире, их позициям, взглядам, готовность вести диалог с другими людьми, обоснованно осуществлять выбор виртуальных собеседников; — готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; — освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; — сформированность ценности безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в информационнотелекоммуникационной среде. Метапредметные результаты В ходе изучения учебного модуля обучающиеся усовершенствуют опыт проектной деятельности и навыки работы с информацией, в том числе в текстовом, табличном виде, в виде диаграмм. Регулятивные универсальные учебные действия В результате освоения учебного курса обучающийся сможет: — идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; — выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; — ставить цель деятельности на основе определённой проблемы и существующих возможностей; — формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; — обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов; — определять необходимое(ые) действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; — обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; — определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; — выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); — выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; — составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); — определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; — описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определённого класса; — определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; — систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; 2 — отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; — оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; — находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; — работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; — сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; — определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; — анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; — свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; — оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определённым критериям в соответствии с целью деятельности; — обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов — фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов; — наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; — соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; — принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность. Познавательные универсальные учебные действия В результате освоения учебного курса обучающийся сможет: — определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; — строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; — строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; — излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи; — самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; — вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; — объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); — делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными; — анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата; — критически оценивать содержание и форму текста; 3 — определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; — осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; — формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; — соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. Коммуникативные универсальные учебные действия В результате освоения учебного курса обучающийся сможет: — определять возможные роли в совместной деятельности; — играть определённую роль в совместной деятельности; — принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; — определять свои действия и действия партнёра, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; — строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; — корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); — критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; — предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; — выделять общую точку зрения в дискуссии; — договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; — организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); — устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога; — определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; — отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); — представлять в устной или письменной форме развёрнутый план собственной деятельности; — соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; — высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнёра в рамках диалога; — принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; — создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; — использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; — использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; — делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его; — целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. 4 — выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; — использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; — использовать информацию с учётом этических и правовых норм; — создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Содержание модуля «Информационная безопасность» учебного предмета «Информатика» Основное содержание модуля Программы представлено разделами «Безопасность общения», «Безопасность устройств»», «Безопасность информации». Система учебных заданий, предложенная в модуле, позволяет создать условия для формирования активной позиции школьников в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу, определять степень её опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им, и профилактики негативных тенденций в развитии информационной культуры учащихся, повышения защищённости детей от информационных рисков и угроз. Тема 1. «Безопасность общения» Социальная сеть. История социальных сетей. Мессенджеры. Назначение социальных сетей и мессенджеров. Пользовательский контент. Правила добавления друзей в социальных сетях. Профиль пользователя. Анонимные социальные сети. Сложные пароли. Онлайн генераторы паролей. Использование функции браузера по запоминанию паролей Правила хранения паролей. Виды аутентификации. Настройки безопасности аккаунта. Работа на чужом компьютере с точки зрения безопасности личного аккаунта. Настройки приватности и конфиденциальности в разных социальных сетях. Приватность и конфиденциальность в мессенджерах. Персональные данные. Публикация личной информации. Определение кибербуллинга. Возможные причины кибербуллинга и как его избежать. Как не стать жертвой кибербуллинга. Как помочь жертве кибербуллинга. Настройки приватности публичных страниц. Правила ведения публичных страниц. Фишинг как мошеннический приём. Популярные варианты распространения фишинга. Отличие настоящих и фишинговых сайтов. Как защититься от фишеров в социальных сетях и мессенджерах. Обсуждение тем индивидуальных и групповых проектов. Тема 2. «Безопасность устройств» Виды вредоносных кодов. Возможности и деструктивные функции вредоносных кодов. Способы доставки вредоносных кодов. Исполняемые файлы и расширения вредоносных кодов. Вредоносная рассылка. Вредоносные скрипты. Способы выявления наличия вредоносных кодов на устройствах. Действия при обнаружении вредоносных кодов на устройствах Способы защиты устройств от вредоносного кода. Антивирусные программы и их характеристики. Правила защиты от вредоносных кодов Расширение вредоносных кодов для мобильных устройств. Правила безопасности при установке приложений на мобильные устройства Обсуждение тем индивидуальных и групповых проектов 5 Тема 3 «Безопасность информации» Приёмы социальной инженерии. Правила безопасности при виртуальных контактах Фейковые новости. Поддельные страницы. Транзакции и связанные с ними риски. Правила совершения онлайн-покупок. Безопасность банковских сервисов. Уязвимости Wi-Fi-соединений. Публичные и непубличные сети. Правила работы в публичных сетях. Безопасность личной информации. Создание резервных копий на различных устройствах. № 1-4 5-7 8-11 12-14 15-18 19-21 22-24 25-26 27-29 30 31-34 Тема Тематическое планирование 7 класс, 1 час в неделю, всего – 34 часа Воспитательный аспект Тема 1. «Безопасность общения» Общение в социальных сетях и Осознанное, уважительное и доброжемессенджерах лательное отношение к окружающим людям в реальном и виртуальном мире С кем безопасно общаться в Интернете? Пароли для аккаунтов социальных сетей Безопасный вход в аккаунты Настройки конфиденциальности Готовность и способность к осознаннов социальных сетях му выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории Публикация информации в социальных сетях Кибербуллинг Публичные аккаунты Сформированность ценности безопасного образа жизни Фишинг Выполнение теста Выполнение и защита индивидуальных и групповых проектов К-во часов 34 4 3 4 3 4 3 3 2 3 1 4 6 № Тема 1-5 6-10 11-15 16-20 21 22 23 24-25 26-30 31-34 № 1-2 3-5 6-7 8-9 10-11 12 13 14-15 16-17 8 класс, 1 час в неделю, всего – 34 часа Воспитательный аспект Тема 2. «Безопасность устройств» Что такое вредоносный код Распространение вредоносного Осознанное, уважительное и доброжекода лательное отношение к окружающим людям в реальном и виртуальном мире Методы защиты от вредоносных программ Распространение вредоносного кода для мобильных устройств Подготовка к итоговому тесту Выполнение теста Работа над ошибками Обсуждение тем индивидуальных и групповых проектов Выполнение и защита индивиду- Готовность и способность к осознанноальных и групповых проектов му выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории Повторение 9 класс, 0,5 часов в неделю, всего – 17 часов Тема Воспитательный аспект Тема 3 «Безопасность информации» Социальная инженерия: распо- Осознанное, уважительное и добрознать и избежать желательное отношение к окружающим людям в реальном и виртуальном мире Ложная информация в Интернете Безопасность при использовании платежных карт в Интернете Беспроводная технология связи Резервное копирование данных Готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории Выполнение теста. Обсуждение тем индивидуальных и групповых проектов Выполнение и защита индивиОсознанное, уважительное и добродуальных и групповых проектов желательное отношение к окружающим людям в реальном и виртуальном мире Повторение, резерв К-во часов 34 5 5 5 5 1 1 1 2 5 4 К-во часов 17 2 3 2 2 2 1 1 2 2 7