Обучение детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.Н. Быкова»
Обучение детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для реализации права на образование, закрепленного ст. 5 Федерального закона от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в МАОУ СОШ №
17 имени А.Н. Быкова особое внимание уделяется созданию условий для полноценного
включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Основными целями работы являются:
- создание безбарьерной среды, позволяющей детям с ограниченными
возможностями здоровья обеспечить беспрепятственный доступ в помещение и
перемещение в здании школы;
- создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания,
обучения, позволяющих преодолеть социальную исключенность детей с ОВЗ, учитывать
особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.
В МАОУ СОШ № 17 имени А.Н. Быкова разработан паспорт на предмет
доступности для инвалидов и маломобильных групп населения.
На данный момент для создания качественных материально-технических ресурсов и
условий «безбарьерной» образовательной среды проведены следующие мероприятия.
1. Оборудована стоянка для автотранспортных средств инвалидов.
2. Расширены дверные проемы, входная группа оборудована пандусом.
3. В образовательной организации имеется сменное кресло-коляска.
4. Школьные помещения оснащены оборудованием в соответствии с нормами
СанПиН, правилами противопожарного режима РФ и электробезопасности, требованиями
к материально-техническому обеспечению. Каждый класс оборудован партами,
регулируемыми в соответствии с ростом обучающихся. Номер парты подбирается
тщательно, в соответствии с ростом ученика, что обеспечивает возможность поддерживать
правильную позу.
5. Для проведения занятий с педагогом-психологом, социальным педагогом, учителемдефектологом и учителем- логопедом имеются оборудованные кабинеты.
6. Имеется оборудованный и лицензированный для медицинского обслуживания детей
медицинский кабинет, в соответствии с требованиями СанПиН. Медицинский кабинет
располагает необходимым оборудованием и медицинскими препаратами для оказания
первой медицинской помощи, вакцинации, медицинского осмотра учащихся.
7. Для детей с ограниченными возможностями здоровья создаётся отдельный комплекс
в соответствии с возрастными категориями. МАОУ СОШ № 17 имени А.Н. Быкова
осуществляет питание детей в соответствии с действующими СанПиН 2.3/2.4.3590-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания
населения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 27.10.2020 № 32.
8. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает в
себя совокупность технологических средств (компьютеры, мультимедийные проекторы с
экранами, интерактивные доски и др.), культурные и организационные формы
информационного взаимодействия компетентных участников образовательного процесса в
решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки
применения ИКТ.
Организация образовательного процесса.

Прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на
основании рекомендаций ПМПК, а также по медицинским и социально-педагогическим
показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей).
В образовательном учреждении разработаны все необходимые локальные акты:
- Положение об организации инклюзивного образования в МАОУ СОШ № 17 имени
А.Н. Быкова;
- Правила этикета при общении с детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детьми-инвалидами;
- Положение о психолого-медико- педагогическом консилиуме в МАОУ СОШ №17
имени А.Н. Быкова;
- Положение о порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения
отношений между школой и учащимися и (или) родителями (законными представителями)
несовершеннолетних учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
умственной отсталости;
- Положение об организации индивидуального обучения на дому детей с
ограниченными возможностями здоровья;
- Положение о внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ организовано инклюзивно в
общеобразовательных классах и в одном отдельном коррекционном классе; а так же на дому
(по медицинским показаниям) по индивидуальным учебным планам.
В целях обеспечения общей коррекционной направленности учебно – воспитательного
процесса, выбора оптимальных для развития ученика образовательных программ
организована деятельность школьного психолого-медико - педагогического консилиума.
В состав школьного психолого-медико-педагогического консилиума входят педагогпсихолог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, медицинский работник,
классные руководители и учителя-предметники классов, в которых обучаются дети с ОВЗ.
Задачами школьного психолого-медико - педагогического консилиума являются:
- выявление характера и причин отклонений в обучении и поведении обучающихся,
обобщение причин отклонений;
практическое решение проблемы предупреждения школьной дезадаптации
обучающихся;
- принятие коллективного решения о специфике содержания образования и обучения
для ученика (группы учеников);
- разработка плана совместных психолого-педагогических мероприятий в целях
коррекции образовательного процесса, создания системы и стратегии работы коллектива
учителей и специалистов сопровождения по созданию специальных условий для освоения
образовательной программы и включения детей с ОВЗ (в том числе детей-инвалидов) в
коллектив сверстников;
- консультации в решении сложных, конфликтных ситуаций;
- уточнение при необходимости ранее данных рекомендаций в связи с изменением в
состоянии ребёнка;
- определение формы обучения;
- направление при необходимости в медицинские учреждения для уточнения и
корректировки диагноза;
- оказание консультативной помощи родителям, педагогам по проблемам обучения и
воспитания, устройства детей с отклонениями в развитии.
Заседания школьного консилиума проходят согласно графику плановых заседаний
консилиума. Ведется необходимая документация школьного консилиума. Индивидуальные
папки каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья содержат: карту

сопровождения учащегося, карту динамического развития учащегося, лист динамического
наблюдения, педагогическое представление, коллегиальное заключение ПМПК,
индивидуальную образовательную программу, индивидуальный образовательный план,
договор с родителями (законными представителями) о психолого – медико-педагогическом
обследовании и сопровождении учащегося.
Совместное обучение организовано таким образом, что оно предусматривает не только
вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, но и их
активное участие в жизни школы.
Примером этому могут служить развлекательные мероприятия в рамках школьной
программы "День знаний", "День здоровья", "День Учителя", "День Отца", "День Матери",
"Новый год", "8 марта", "Неделя Добра", "День защиты детей" и т.д. При этом дети с
особенностями в физическом развитии не только являются зрителями таких мероприятий,
но и принимают активное участие в них.
Совместное проживание школьной жизни усиливает совместную социализацию детей
и позволяет преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы по отношению к инвалидам.
Здоровым детям это позволяет развить толерантность и ответственность.
В школе проходят социальные акции «Помоги собраться в школу», «Неделя Добра»,
«Волшебный Новый год».
Инклюзия обеспечивает организацию успешного обучения и воспитания детей с
ограниченными возможностями здоровья в школе, создание адаптивной среды,
позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию в обществе, социальную адаптацию
и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
С целью создания оптимальных условий дети посещают курсы внеурочной
деятельности: «Разговоры о важном», «Россия - мои горизонты», «Функциональная
грамотность», «Мир профессий», «Час здоровья», «Юный исследователь», Программа
«Орлята России», «В мире цифры» и др., а также кружки и секции дополнительного
образования: «Волейбол», «Баскетбол», «Легкая атлетика», «Смысловое чтение», «Дорога
Добра», «Юный инспектор дорожного движения», «Рисуем вместе».
Для организации дополнительного образования, внеурочной деятельности и
внеклассной работы в распоряжении школы имеются следующие ресурсы: спортивный зал,
кабинеты специалистов (медицинского работника, педагога психолога, социального
педагога, учителя логопеда, учителя дефектолога) оснащены компьютерами, принтерами,
методическими и диагностическими пособиями для специалистов: библиотека, школьный
музей, столовая, компьютерный класс, мастерские.
В МАОУ СОШ № 17 имени А.Н. Быкова обеспечен контролируемый доступ
участников образовательных отношений к информационным образовательным ресурсам в
сети Интернет. Библиотечный фонд укомплектован печатными ресурсами по всем учебным
предметам учебного плана, дидактическим материалом, справочной литературой в
достаточном количестве.
Для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями
здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская,
разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного
процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса –
учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями
(законными представителями), педагогическими работниками.
МАОУ СОШ № 17 имени А.Н. Быкова в работе с родителями обучающихся с ОВЗ
используются следующие формы: индивидуальные беседы, посещения на дому, участие
родителей в школьных и классных мероприятиях, родительские собрания. В МАОУ СОШ
№ 17 имени А.Н. Быкова в штате имеются
специалисты, осуществляющие
образовательную деятельность с детьми с ОВЗ: учитель – логопед (2 ставки), учитель –
дефектолог (2 ставки), педагог – психолог (2 ставки), педагог – тьютор (1 ставка). Педагоги

школы регулярно повышают уровень квалификации в области обучения и воспитания
обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
Директор МАОУ СОШ № 17
имени А.Н. Быкова

В.В. Дзюбин


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».