Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.Н. Быкова» Обучение детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Для реализации права на образование, закрепленного ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в МАОУ СОШ № 17 имени А.Н. Быкова особое внимание уделяется созданию условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Основными целями работы являются: - создание безбарьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья обеспечить беспрепятственный доступ в помещение и перемещение в здании школы; - создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих преодолеть социальную исключенность детей с ОВЗ, учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. В МАОУ СОШ № 17 имени А.Н. Быкова разработан паспорт на предмет доступности для инвалидов и маломобильных групп населения. На данный момент для создания качественных материально-технических ресурсов и условий «безбарьерной» образовательной среды проведены следующие мероприятия. 1. Оборудована стоянка для автотранспортных средств инвалидов. 2. Расширены дверные проемы, входная группа оборудована пандусом. 3. В образовательной организации имеется сменное кресло-коляска. 4. Школьные помещения оснащены оборудованием в соответствии с нормами СанПиН, правилами противопожарного режима РФ и электробезопасности, требованиями к материально-техническому обеспечению. Каждый класс оборудован партами, регулируемыми в соответствии с ростом обучающихся. Номер парты подбирается тщательно, в соответствии с ростом ученика, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу. 5. Для проведения занятий с педагогом-психологом, социальным педагогом, учителемдефектологом и учителем- логопедом имеются оборудованные кабинеты. 6. Имеется оборудованный и лицензированный для медицинского обслуживания детей медицинский кабинет, в соответствии с требованиями СанПиН. Медицинский кабинет располагает необходимым оборудованием и медицинскими препаратами для оказания первой медицинской помощи, вакцинации, медицинского осмотра учащихся. 7. Для детей с ограниченными возможностями здоровья создаётся отдельный комплекс в соответствии с возрастными категориями. МАОУ СОШ № 17 имени А.Н. Быкова осуществляет питание детей в соответствии с действующими СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 № 32. 8. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия компетентных участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Организация образовательного процесса. Прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК, а также по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей). В образовательном учреждении разработаны все необходимые локальные акты: - Положение об организации инклюзивного образования в МАОУ СОШ № 17 имени А.Н. Быкова; - Правила этикета при общении с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами; - Положение о психолого-медико- педагогическом консилиуме в МАОУ СОШ №17 имени А.Н. Быкова; - Положение о порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между школой и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся с ограниченными возможностями здоровья; - Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, умственной отсталости; - Положение об организации индивидуального обучения на дому детей с ограниченными возможностями здоровья; - Положение о внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ организовано инклюзивно в общеобразовательных классах и в одном отдельном коррекционном классе; а так же на дому (по медицинским показаниям) по индивидуальным учебным планам. В целях обеспечения общей коррекционной направленности учебно – воспитательного процесса, выбора оптимальных для развития ученика образовательных программ организована деятельность школьного психолого-медико - педагогического консилиума. В состав школьного психолого-медико-педагогического консилиума входят педагогпсихолог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, медицинский работник, классные руководители и учителя-предметники классов, в которых обучаются дети с ОВЗ. Задачами школьного психолого-медико - педагогического консилиума являются: - выявление характера и причин отклонений в обучении и поведении обучающихся, обобщение причин отклонений; практическое решение проблемы предупреждения школьной дезадаптации обучающихся; - принятие коллективного решения о специфике содержания образования и обучения для ученика (группы учеников); - разработка плана совместных психолого-педагогических мероприятий в целях коррекции образовательного процесса, создания системы и стратегии работы коллектива учителей и специалистов сопровождения по созданию специальных условий для освоения образовательной программы и включения детей с ОВЗ (в том числе детей-инвалидов) в коллектив сверстников; - консультации в решении сложных, конфликтных ситуаций; - уточнение при необходимости ранее данных рекомендаций в связи с изменением в состоянии ребёнка; - определение формы обучения; - направление при необходимости в медицинские учреждения для уточнения и корректировки диагноза; - оказание консультативной помощи родителям, педагогам по проблемам обучения и воспитания, устройства детей с отклонениями в развитии. Заседания школьного консилиума проходят согласно графику плановых заседаний консилиума. Ведется необходимая документация школьного консилиума. Индивидуальные папки каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья содержат: карту сопровождения учащегося, карту динамического развития учащегося, лист динамического наблюдения, педагогическое представление, коллегиальное заключение ПМПК, индивидуальную образовательную программу, индивидуальный образовательный план, договор с родителями (законными представителями) о психолого – медико-педагогическом обследовании и сопровождении учащегося. Совместное обучение организовано таким образом, что оно предусматривает не только вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, но и их активное участие в жизни школы. Примером этому могут служить развлекательные мероприятия в рамках школьной программы "День знаний", "День здоровья", "День Учителя", "День Отца", "День Матери", "Новый год", "8 марта", "Неделя Добра", "День защиты детей" и т.д. При этом дети с особенностями в физическом развитии не только являются зрителями таких мероприятий, но и принимают активное участие в них. Совместное проживание школьной жизни усиливает совместную социализацию детей и позволяет преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы по отношению к инвалидам. Здоровым детям это позволяет развить толерантность и ответственность. В школе проходят социальные акции «Помоги собраться в школу», «Неделя Добра», «Волшебный Новый год». Инклюзия обеспечивает организацию успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в школе, создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию в обществе, социальную адаптацию и личностную самореализацию в образовательном учреждении. С целью создания оптимальных условий дети посещают курсы внеурочной деятельности: «Разговоры о важном», «Россия - мои горизонты», «Функциональная грамотность», «Мир профессий», «Час здоровья», «Юный исследователь», Программа «Орлята России», «В мире цифры» и др., а также кружки и секции дополнительного образования: «Волейбол», «Баскетбол», «Легкая атлетика», «Смысловое чтение», «Дорога Добра», «Юный инспектор дорожного движения», «Рисуем вместе». Для организации дополнительного образования, внеурочной деятельности и внеклассной работы в распоряжении школы имеются следующие ресурсы: спортивный зал, кабинеты специалистов (медицинского работника, педагога психолога, социального педагога, учителя логопеда, учителя дефектолога) оснащены компьютерами, принтерами, методическими и диагностическими пособиями для специалистов: библиотека, школьный музей, столовая, компьютерный класс, мастерские. В МАОУ СОШ № 17 имени А.Н. Быкова обеспечен контролируемый доступ участников образовательных отношений к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет. Библиотечный фонд укомплектован печатными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, дидактическим материалом, справочной литературой в достаточном количестве. Для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. МАОУ СОШ № 17 имени А.Н. Быкова в работе с родителями обучающихся с ОВЗ используются следующие формы: индивидуальные беседы, посещения на дому, участие родителей в школьных и классных мероприятиях, родительские собрания. В МАОУ СОШ № 17 имени А.Н. Быкова в штате имеются специалисты, осуществляющие образовательную деятельность с детьми с ОВЗ: учитель – логопед (2 ставки), учитель – дефектолог (2 ставки), педагог – психолог (2 ставки), педагог – тьютор (1 ставка). Педагоги школы регулярно повышают уровень квалификации в области обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Директор МАОУ СОШ № 17 имени А.Н. Быкова В.В. Дзюбин