Информационная безопасность

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования городского округа Сухой Лог
МАОУ СОШ № 17 имени А.Н. Быкова

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ №17
имени А.Н. Быкова
________________________
Дзюбин В.В.
Приказ №55 от «15» мая 2024
г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Информационная

безопасность»

для обучающихся 7-9 классов

г. Сухой Лог, 2024 год

Планируемые результаты освоения курса
Личностные
— осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим людям в реальном и виртуальном мире, их позициям, взглядам, готовность вести диалог с другими
людьми, обоснованно осуществлять выбор виртуальных собеседников;
— готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
— освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах;
— сформированность ценности безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального
и
коллективного
безопасного
поведения
в
информационнотелекоммуникационной среде.
Метапредметные результаты
В ходе изучения учебного модуля обучающиеся усовершенствуют опыт проектной
деятельности и навыки работы с информацией, в том числе в текстовом, табличном виде,
в виде диаграмм.
Регулятивные универсальные учебные действия
В результате освоения учебного курса обучающийся сможет:
— идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
— выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
— ставить цель деятельности на основе определённой проблемы и существующих возможностей;
— формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
— обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов;
— определять необходимое(ые) действие(я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
— обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
— определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
— выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
— выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;
— составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
— определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи
и находить средства для их устранения;
— описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определённого класса;
— определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов
и критерии оценки своей учебной деятельности;
— систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
2

— отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
— оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
— находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
— работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
— сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
— определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
— анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
— свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
— оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определённым критериям в соответствии с целью деятельности;
— обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов — фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов;
— наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
— соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
— принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.
Познавательные универсальные учебные действия
В результате освоения учебного курса обучающийся сможет:
— определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
— строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
— строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
— излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи;
— самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
— вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
— объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
— делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;
— анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации,
поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата;
— критически оценивать содержание и форму текста;
3

— определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
— осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
— формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска;
— соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные универсальные учебные действия
В результате освоения учебного курса обучающийся сможет:
— определять возможные роли в совместной деятельности;
— играть определённую роль в совместной деятельности;
— принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
— определять свои действия и действия партнёра, которые способствовали
или препятствовали продуктивной коммуникации;
— строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
— корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
— критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
— предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
— выделять общую точку зрения в дискуссии;
— договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной
перед группой задачей;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
— устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога;
— определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
— отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
— представлять в устной или письменной форме развёрнутый план собственной деятельности;
— соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
— высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнёра в
рамках диалога;
— принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
— создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
— использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
— использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
— делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его;
— целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.
4

— выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи
своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями
коммуникации;
— использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и
коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
— использовать информацию с учётом этических и правовых норм;
— создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Содержание модуля «Информационная безопасность»
учебного предмета «Информатика»
Основное содержание модуля Программы представлено разделами «Безопасность
общения», «Безопасность устройств»», «Безопасность информации». Система учебных
заданий, предложенная в модуле, позволяет создать условия для формирования активной
позиции школьников в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу,
определять степень её опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им, и профилактики негативных тенденций в развитии информационной культуры учащихся, повышения защищённости детей от информационных рисков и угроз.
Тема 1. «Безопасность общения»
Социальная сеть. История социальных сетей. Мессенджеры. Назначение социальных сетей и мессенджеров. Пользовательский контент.
Правила добавления друзей в социальных сетях. Профиль пользователя. Анонимные социальные сети.
Сложные пароли. Онлайн генераторы паролей. Использование функции браузера
по запоминанию паролей Правила хранения паролей.
Виды аутентификации. Настройки безопасности аккаунта. Работа на чужом компьютере с точки зрения безопасности личного аккаунта.
Настройки приватности и конфиденциальности в разных социальных сетях. Приватность и конфиденциальность в мессенджерах.
Персональные данные. Публикация личной информации.
Определение кибербуллинга. Возможные причины кибербуллинга и как его избежать. Как не стать жертвой кибербуллинга. Как помочь жертве кибербуллинга.
Настройки приватности публичных страниц. Правила ведения публичных страниц.
Фишинг как мошеннический приём. Популярные варианты распространения фишинга. Отличие настоящих и фишинговых сайтов. Как защититься от фишеров в социальных сетях и мессенджерах.
Обсуждение тем индивидуальных и групповых проектов.
Тема 2. «Безопасность устройств»
Виды вредоносных кодов. Возможности и деструктивные функции вредоносных
кодов. Способы доставки вредоносных кодов. Исполняемые файлы и расширения вредоносных кодов. Вредоносная рассылка. Вредоносные скрипты. Способы выявления наличия вредоносных кодов на устройствах. Действия при обнаружении вредоносных кодов на
устройствах
Способы защиты устройств от вредоносного кода. Антивирусные программы и их
характеристики. Правила защиты от вредоносных кодов
Расширение вредоносных кодов для мобильных устройств. Правила безопасности
при установке приложений на мобильные устройства
Обсуждение тем индивидуальных и групповых проектов
5

Тема 3 «Безопасность информации»
Приёмы социальной инженерии. Правила безопасности при виртуальных контактах
Фейковые новости. Поддельные страницы.
Транзакции и связанные с ними риски. Правила совершения онлайн-покупок. Безопасность
банковских сервисов.
Уязвимости Wi-Fi-соединений. Публичные и непубличные сети. Правила работы в публичных сетях. Безопасность личной информации. Создание резервных копий на различных
устройствах.

№

1-4

5-7
8-11
12-14
15-18

19-21
22-24
25-26
27-29
30
31-34

Тема

Тематическое планирование
7 класс, 1 час в неделю, всего – 34 часа
Воспитательный аспект

Тема 1. «Безопасность общения»
Общение в социальных сетях и Осознанное, уважительное и доброжемессенджерах
лательное отношение к окружающим
людям в реальном и виртуальном мире
С кем безопасно общаться в
Интернете?
Пароли для аккаунтов социальных сетей
Безопасный вход в аккаунты
Настройки конфиденциальности Готовность и способность к осознаннов социальных сетях
му выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории
Публикация информации в социальных сетях
Кибербуллинг
Публичные аккаунты
Сформированность ценности безопасного образа жизни
Фишинг
Выполнение теста
Выполнение и защита индивидуальных и групповых проектов

К-во
часов
34
4

3
4
3
4

3
3
2
3
1
4

6

№

Тема

1-5
6-10

11-15
16-20
21
22
23
24-25
26-30

31-34
№

1-2

3-5
6-7
8-9
10-11

12
13
14-15

16-17

8 класс, 1 час в неделю, всего – 34 часа
Воспитательный аспект

Тема 2. «Безопасность устройств»
Что такое вредоносный код
Распространение вредоносного Осознанное, уважительное и доброжекода
лательное отношение к окружающим
людям в реальном и виртуальном мире
Методы защиты от вредоносных
программ
Распространение вредоносного
кода для мобильных устройств
Подготовка к итоговому тесту
Выполнение теста
Работа над ошибками
Обсуждение тем индивидуальных и групповых проектов
Выполнение и защита индивиду- Готовность и способность к осознанноальных и групповых проектов
му выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории
Повторение
9 класс, 0,5 часов в неделю, всего – 17 часов
Тема
Воспитательный аспект
Тема 3 «Безопасность информации»
Социальная инженерия: распо- Осознанное, уважительное и добрознать и избежать
желательное отношение к окружающим людям в реальном и виртуальном мире
Ложная информация в Интернете
Безопасность при использовании
платежных карт в Интернете
Беспроводная технология связи
Резервное копирование данных Готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории
Выполнение теста.
Обсуждение тем индивидуальных и групповых проектов
Выполнение и защита индивиОсознанное, уважительное и добродуальных и групповых проектов желательное отношение к окружающим людям в реальном и виртуальном мире
Повторение, резерв

К-во
часов
34
5
5

5
5
1
1
1
2
5

4
К-во
часов
17
2

3
2
2
2

1
1
2

2

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».