ПРИЛОЖЕНИЕ №4 к основной образовательной программе начального общего образования МАОУ СОШ №17 имени А.Н. Быкова утв. приказом 00 №55 от 15.05.2024 г. План внеурочной деятельности начального общего образования МАОУ СОШ №17 имени А.Н. Быкова 2024 - 2029 годы Пояснительная записка План внеурочной деятельности МАОУ СОШ №17 имени А.Н. Быкова (далее План) обеспечивает реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. План внеурочной деятельности является нормативным документом, определяющим распределение часов внеурочной деятельности, состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности, отводимой на формирование всесторонне развитой личности школьника. План организации внеурочной деятельности начального общего образования, разработан на основе нормативных документов: —Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 Об образовании в Российской Федерации; —Приказ Минобрнауки России от 28.08.2012 г. №442 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности но основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (с изменениями от 20.11.2020 г.); —Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 №286 (с изменениями) (далее -ФГОС начального общего образования); —Приказ Минпросвещения России от 07.12.2022 федерального государственного образовательного г. №569 Об утверждении стандарта начального общего образования; —Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 №115; —Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 372 Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования (зарегистрирован в Минюсте России 12.07.2023, № 74229) —Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятий и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности; —Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. №03871 Об организации занятий Разговоры о важном; —Письмо Минпросвещения России от 05.07.2022 г. № ТВ-1290/03 О направлении методических рекомендаций; —Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дистанционных дополнительных образовательных общеобразовательных программ с технологий (Приложение №1 применением к письму Минпросвещения России от 7 мая 2020 года №ВБ-976/04 ); —Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28; —Санитарными правилами и нормами СанПиР1 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человек факторов среды обитания, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. №2 (далее СанПиН 1.2.3658- 21); —Уставом МАОУ СОШ №17 имени А.Н. Быкова; —Основной образовательной программы начального общего образования —Положение об организации внеурочной деятельности в МАОУ СОШ №17 имени А.И. Быкова; Цели и задачи внеурочной деятельности Назначение плана внеурочной деятельности - психолого - педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План внеурочной деятельности формируется образовательной организацией с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются: —поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; —совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; —формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; —повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и пректно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; —развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; —поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; —формирование культуры поведения в информационной среде. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью образовательной деятельности, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемая в формах, отличных от урочных. С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на уровне начального общего образования часы внеурочной деятельности используются через реализацию модели плана с преобладанием деятельности ученических сообществ в воспитательных мероприятиях, которая предполагает: —занятие обучающихся с педагогами, сопровождающими деятельность детских общественных объединений и органов ученического самоуправления; —занятия обучающихся в рамках циклов специально организованных внеурочных занятий, посвященных актуальным специальным, нравственным проблемам современного мира; —занятия обучающихся в социально ориентированных объединениях: экологических, волонтерских, трудовых отрядов. Основополагающими принципами построения учебного плана внеурочной деятельности являются: —преемственность структуры и содержания начального, основного и среднего общего образования; —вариативность, обеспечивающая индивидуальны потребности в образовании; —дифференциация с целью реализации возрастных особенностей учащихся; —интегративность содержания образования на основе психо-физиологических особенностей восприятия учащимися окружающего мира; —добровольность выбора курсов внеурочной деятельности; —учет потребностей учащихся и их родителей; —разнообразие форм организации внеурочной деятельности. Направления и цели внеурочной деятельности Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям: —спортивно — оздоровительная деятельность — направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового образа жизни; —проектно - исследовательская деятельность - организует как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов; —коммуникативная деятельность - направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества; —художественно - эстетическая творческая деятельность —организуется как система разнообразных творческих по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности; —информационная культура -предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления младших школьников о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере; —интеллектуальные марафоны - система интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересы и способности к самообразованию; —Учение с увлечением -включат систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает возникшие при изучении разных предметов. 4 обучающемуся преодолеть трудности, Формы организации внеурочной деятельности Формы внеурочной деятельности сочетают индивидуальную и групповую работу школьников, предоставляют им возможность проявить и развить свою самостоятельность, обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся. Приоритетные формы работы при организации внеурочной деятельности: —спортивно оздоровительная деятельность - факультатив, лаборатория здоровья, спортивная студия, учебный курс физической культуры; —проектно исследовательская деятельность - факультативный курс краеведения, творческие проекты Достопримечательности родного края, выполнение и защита мини- проектов, экологическая лаборатория, исследовательские проекты; —коммуникативная деятельность - творческие студии, дискуссионный клуб, литературный кружок, учебный курс в форме факультатива; —художественноэстетическая творческая деятельность -творческая мастерская, выставки творческих работ, студия ритмики и пластики, конкурс пластических образов, постановка концертных номеров, театральная студия, спектакли по мотивам произведений, литературный клуб, творческая студия, конкурсы рисунков, творческая мастерская иллюстраций к книге, выставки работ участников, музыкальный салон, концертные программы, хоровая студия; —и^^орма^ионная культура - факультатив, система практических занятий с использованием компьютеров, смартфонов, планшетов, смарт-часов; —интеллектуальные марафоны - дискуссионный клуб, мероприятия -соревнования, игры -путешествия, видео-экскурсии соревновательной направленности; —Учение с увлечением - учебный курс-факультатив, учебная лаборатория. Организация внеурочной деятельности Основной принцип внеурочной деятельности - добровольность выбора ребенком сферы деятельности, удовлетворение его личных потребностей, интересов. Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определяется его родителями (законными представителями) с учетом занятости обучающегося во второй (первой) половине дня. Для обучающихся, посещающих занятия в организациях дополнительного образования, спортивных школах, музыкальных школах и других образовательных организациях, количество часов сокращается. Родители (законные представители) обучающегося, предъявляют справки указанных организаций. Требование обязательного посещения обучающимися максимального количества занятий внеурочной деятельности не допускается. Па одного обучающегося может приходиться от 1 до 10 занятий. Количество человек в группах - не менее 15 человек. Группы для занятий могут формироваться из учащихся разных классов в пределах одного уровня образования. Разновозрастный характер групп, в которых проходят внеурочные занятия, имеет свои достоинства, связанные прежде всего с получаемым ребенком важным социальным опытом взаимодействия со старшими и младшими школьниками, возможностью учиться у старших, помогать и заботиться о младших. При разработке и утверждении режима внеурочной деятельности МАОУ СОШ №17 учитывает требования государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Предусмотрено дистанционное сопровождение программ на случай неблагоприятной эпидемиологической обстановке в учебном году. Расписание занятий внеурочной деятельности формируется отдельно от расписания уроков образовательной организации. Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет 45 минут. Для обучающихся первых классов в первом полугодии продолжительность занятий внеурочной деятельности не превышает 35 минуту, а во втором полугодии -45 минут. В соответствии с учебным планом устанавливается следующая продолжительность учебного года: 1 класс -33 учебные недели; 2-4 классы 34 учебные недели. Учебный год для обучающихся 1-4 классов начинается со 2 сентября, заканчивается 26 мая. Продолжительность внеурочной деятельности учебной недели - максимальная недельная нагрузка обучающихся, предусмотрена учебным планом, соответствует требованиям СанПин 2.4.2.2821-10. Реализация курсов внеурочной деятельности проводиться без бального оценивания результатов освоения курса. Оценивание происходит но итогам периода обучения (четверть, год); может быть реализовано через проведение вечеров, постановку спектаклей, организацию тематического мероприятия и выставок, а также работу с портфолио обучающегося, что позволяет решать задачи воспитания, выявления и развитие индивидуальных творческих спосодностей ребенка, ведет к повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию дальнейшего творческого роста. Текущий контроль за посещением обучающимися занятий внеурочной деятельности в школе и учет занятости обучающихся осуществляется классными руководителем и преподавателем, ведущий курс. Учет занятости обучающихся в организациях дополнительного образования детей (спортивных школах, музыкальных школах и др. организациях) осуществляется классным руководителем. В целях реализации плана внеурочной деятельности МАОУ СОШ №17 использует так же ресурсы социальных партнеров и других организаций: — Отдел Министерства внутренних дел России по городу Сухой Лог; —Территориальная Комиссия Сухоложского района по Делам Несовершеннолетних и Защите их Прав; —Отделением ГИБДД отделам МВД России по городу Сухой Лог; —Отдел надзорной деятельности и профилактической работе го Сухой Лог; —Сухоложское районное отделение Всероссийского добровольного пожарного общества; —ГАУЗ СО Сухоложская РБ; —Управление социальной политики №11 по Сухоложскому району; —-ГАУСО СО КЦСОН Сухоложского района —ГКУ Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Сухоложского района; —МАУ ДО Центр дополнительного образования; —МАУК Дворец культуры Кристалл; —МБУ ДО Сухоложская детская школа искусств; —МБУ Сухоложская централизованная библиотечная система; —МБУ по работе с молодежью Городской молодёжный центр; —МАУ ДО Спортивная школа; —МБУ Спортивный комплекс Здоровье; —ГАПОУ СО Сухоложский многопрофильный техникум; —ГБПОУ СО СОМК Асбестовско-Сухоложский филиал; —дошкольные образовательные учреждения (МАДОУ №8, МАДОУ №29, МАДОУ №39, МАДОУ №41, МАДОУ №43); —образовательные организации городского округа Сухой Лог. Недельный план внеурочной деятельности начального общего образования 1 класс Программы внеурочной 2 класс 4 класс 3 класс Всего деятельности Часть, рекомендуемая для всех обучающихся Направление Коммуникативная деятельность 1 Разговоры о 1 1 1 4 1 1 1 3 1 1 1 4 важном Функциональная грамотность учимся для жизни Мир профессий 1 1 Вариативная часть Направление Спортивно-оздоровительная деятельность Час здоровья 1 1 - - Направление Проектно-исследователъская деятельность Юный 1 - 2 1 исследователь Направление Коммуникативная деятельность Программа 2 1 1 развития социальной активности обучающихся Орлята России Направление Информационная культура В мире цифры 1 1 1 1 4 5 20 Направление Интеллектуальные марафоны Итого 5 (71 5 I Годовой план внеурочной деятельности начального общего образования Программы 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Всего внеурочной деятельности Часть, рекомендуемая для всех обучающихся Направление Коммуникативная деятельность Разговоры о 33 34 34 34 135 34 34 34 102 34 34 34 135 важном Функциональная грамотность учимся для жизни Мир профессий 33 Вариативная часть Направление Спортивно-оздоровительная деятельность Час здоровья 33 34 - - 67 - 34 34 Направление Проектно-исследовательская деятельность Юный - - исследователь Направление Коммуникативная деятельность Программа 33 34 67 развития социальной активности обучающихся Орлята России Направление Информационная культура В мире цифры 33 34 34 34 102 170 642 Направление Интеллектуальные марафоны Итого 165 170 170