Учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ СОШ №17 имени А.Н

ПРИЛОЖЕНИЕ
к адаптированной образовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
от 03.08.2015 г. №121,
в редакции приказа ОО
№ 84 от «12» августа 2024 г

Учебный план
образования обучающихся с
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Сухой Лог, 2024 год.

1

Пояснительная записка
к учебному плану образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Учебный план, как механизм реализации
адаптированной
основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее – учебный план), фиксирует общий объем
нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных и коррекционно-развивающих областей по классам (годам
обучения).
Нормативные основания разработки учебного плана:
1) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2) Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря
2014 г. N 1599);
3) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв.
приказом Минпросвещения России от 28.08.2020 N 442 (рег. № 60252 от
06.10.2020);
1) Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28;
2) Санитарные правила и нормы
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утв. постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 2 (рег. 62296
от 29.01.2021).
Учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) разработан в соответствии с ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и с учетом
примерной адаптированной образовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22 декабря
2015 г. № 4/15).
В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в МАОУ СОШ №17 учебные планы
разработаны на варианты 1 (адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)) и 2 (адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями
2

развития). Определение одного из вариантов осуществляется на основе рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных по
результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом
ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Вариант 1.
(адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями))
Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционноразвивающую область.
В учебном плане представлены семь предметных областей (Язык и речевая
практика, Математика, Естествознание, Человек и общество, Искусство, Технология,
Физическая культура) (п. 2.9.3. ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) и коррекционно-развивающая область.
Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко
выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых
образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме того, с целью
коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру
учебного плана входят и коррекционно-развивающая область. Учебный план состоит из
двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических)
образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также
индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Содержание коррекционноразвивающей области в учебном плане (6 часов) представлено коррекционными
занятиями (логопедическими и психокоррекционными), ритмикой и занятиями по
восполнению учебных дефицитов по русскому языку и математике.
Режим работы школы – 5-дневная учебная неделя. Продолжительность учебного
года на уровне начального общего образования – 34 учебных недели, в 1 классе – 33
учебных недели. Продолжительность каникул составляет не менее 7 календарных дней
(п. 3.4.16. санитарных правил
СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи" от 28 сентября 2020 года N 28). Продолжительность урока – не более 40 минут.
Обучение ведется на русском языке.
Учебная нагрузка в 1 классах составляет 21 час, в 2 – 4 классах, при 5-ти дневной
учебной неделе - 23 часа (раздел «Требования к организации образовательного процесса»,
таблица 6.6. Санитарных правил и норм 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» от 28 января 2021 года N 2).
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных
требований (п. 3.4.16. санитарных правил
СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" от 28 сентября 2020 года N 28):
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену,

3

обучение в первом полугодии: в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут
каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе - мае - по 4
урока в день по 40 минут каждый,
в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее
40 минут,
предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при
четвертном режиме обучения.
Обязательная часть АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) составляет не менее 70%, а часть, формируемая
участниками образовательных отношений, не более 30% от общего объема АООП. (п.2.6.
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями))). Суммарный объем обязательной части образовательной программы и
части, формируемой участниками образовательных отношений, реализуется в рамках
максимального общего объема недельной образовательной нагрузки (п. 3.4.16.
санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" от 28
сентября 2020 года N 28).
Формы промежуточной аттестации учащихся
Промежуточная аттестация является формой контроля знаний обучающихся 1 - 4-х
классов, а также важным средством диагностики состояния образовательного процесса и
мониторинга основных результатов учебной деятельности школы за четверть и учебный
год. Успешное прохождение учащимися промежуточной аттестации является основанием
для перевода в следующий класс. Решения по данным вопросам принимаются
педагогическим советом школы.
Сроки промежуточной аттестации определены
календарным учебным графиком. Результаты текущей и промежуточной аттестации
обучающихся доводятся до сведения обучающихся и их родителей (законных
представителей) в 5-ти балльной системе оценивания.
Промежуточная аттестация в 1 - 4 классах проводится в формах: диагностической
контрольной работы; проверочной работы; сдачи учебных нормативов (физическая
культура); собеседования.
Количество учебных занятий по предметным областям для обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) за 9 учебных лет составляет
7903 часов (на уровне начального общего образования – 2937 часов, на уровне основного
общего образования – 4970 часов), что не более 8 377 часов (п.2.9.3. ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)).
Количество часов, выделенных на реализацию коррекционно-развивающей области
учебного плана для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), составляет за 9 учебных лет 1825 часов (на уровне начального общего
образования – 810 часов, на уровне основного общего образования – 1015 часов), что не
более 1 830 часов (п.2.9.3. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)).
Вариант 2. (адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями
развития).

4

Учебный план для учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития) включает две части:
1) обязательная часть (шесть образовательных областей, представленных 10 учебными
предметами, коррекционно-развивающие занятия);
2) часть, формируемая участниками образовательного процесса (коррекционные курсы,
проводимые различными специалистами, внеурочные мероприятия).
Образовательные области: Язык и речевая практика, математика, окружающий мир,
искусство, технология, физическая культура.
Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими
обязательными коррекционными курсами: "Сенсорное развитие", "Предметнопрактические действия", "Двигательное развитие", "Альтернативная коммуникация",
"Коррекционно-развивающие занятия". Коррекционные курсы реализуются в форме
коррекционных занятий продолжительностью 25 минут.
Обязательная часть адаптированной основной образовательной программы для
обучающихся
с
умеренной,
тяжелой,
глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми и множественными нарушениями
развития составляет за 9 лет обучения – 7106 часов, это 60,2% от общего объема часов,
что не менее 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений
составляет 4690 часов, что не более 40% от общего объема часов программы (11796 часов)
(п.2.6. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), 2 вариант).
Формы промежуточной аттестации обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми и
множественными нарушениями развития – в соответствии с СИПР.

5

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающегося с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)
Недельный/годовой учебный план общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
I-IV классы (вариант 1)
Предметные области
Классы
Количество часов в год
Всего
Учебные предметы
I
II
III
IV
Обязательная часть
1. Язык
практика

и

речевая

2. Математика
3. Естествознание
4. Искусство
5.
Физическая
культура
6. Технологии

1.1.Русский язык
1.2.Чтение
1.3.Речевая практика
2.1.Математика
3.1.Мир природы и
человека
4.1. Музыка
4.2. Изобразительное
искусство
5.1.
Физическая
культура
6.1. Труд (технология)

Итого
Часть,
формируемая
образовательных отношений
Речь и культура общения

участниками

3/99
3/99
2/66
3/99
2/66

3/102
4/136
2/68
4/136
2/68

3/102
4/136
2/68
4/136
2/68

3/102
4/136
2/68
4/136
2/68

405
507
270
507
270

2/66
1/33

1/34
1/34

1/34
1/34

1/34
1/34

168
135

2/99

3/102

3/102

3/102

405

2/66

2/68

2/68

2/68

270

21/693

22/748
1/34

22/748
1/34

22/748
1/34

2937
102

-

1/34

1/34

1/34

102

Учебная нагрузка (годовая, при 5-дневной
учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область

21/693

23/782

23/782

23/782

3039

6/198

6/204

6/204

6/204

810

1) коррекционно-развивающие занятия:

4/132

4/136

4/136

4/136

540

- логопедические занятия

2/66

2/68

2/68

2/68

270

- психокоррекционные занятия

2/66

2/68

2/68

2/68

270

2) ритмика

1/33

1/34

1/34

1/34

135

0,5/17

0,5/17

0,5/17

0,5/17

68

0,5/16

0,5/17

0,5/17

0,5/17

67

4/136
33/1122

4/136
33/1122

3) восполнение учебных дефицитов по русскому
языку
4) восполнение учебных дефицитов по
математике
Внеурочная деятельность
Всего к финансированию

4/132
31/1023

6

4/136
33/1122

540
4389

Недельный/годовой учебный план общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): V-IX классы
(вариант 1)
Предметные
Классы
Количество часов в год
области
V
VI
VII
VIII
IX
Всего
Учебные
предметы
Обязательная часть
4/136
4/136
4/136
4/136
4/136
1.
Язык
и 1.1. Русский язык
680
4/136
4/136
4/136
4/136
4/136
речевая
1.2. Чтение
680
практика
(Литературное
чтение)
4/136
4/136
3/102
3/102
3/102
2. Математика
2.1. Математика
578
1/34
1/34
1/34
2.2. Информатика
102
2/68
2/68
3.
3.1. Природоведен
136
Естествознание ие
2/68
2/68
2/68
3.2. Биология
204
2/68
2/68
2/68
2/68
3.3. География
272
2/68
4. Человек
4.1. Мир истории
68
4.2. Основы
1/34
1/34
2/68
2/68
2/68
социальной жизни
272
4.3. История
2/68
2/68
2/68
отечества
204
5. Искусство
5.1. Изобразитель
1/34
34
ное искусство
5.2. Музыка
1/34
34
2/68
2/68
2/68
2/68
2/68
6. Физическая 6.1. Адаптивная
340
культура
физическая
культура
6/204
6/204
7/238
8/272
8/272
1190
7. Технологии
7.1. Труд
(технология)
25/850
27/918
29/986
30/1020
30/1020
Итого
4935
Часть, формируемая участниками
4/136
3/102
3/102
3/102
3/102
560
образовательных отношений

Изучаем алгоритмику. Мой КуМир

1/34

История

2/68

68
34

1/34

68

Основы духовно-нравственной
народов России

культуры

Практикум решения математических
задач
Изобразительное искусство
Музыка

1/34

1/34

1/34

1/34

102

1/34

1/34

1/34

0,5 /17

119

1/34

1/34

1/34

0,5 /17

119

1/34

34

Русская словесность
Максимально допустимая годовая
нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе)
Коррекционно-развивающая
область

29/986

30/1020

32/1088

33/1122

33/1122

5338

6/204

6/204

6/204

6/204

5/170

986

1) коррекционно-развивающие занятия:

4/136

4/136

4/136

4/136

4/136

680

- логопедические занятия

2/68

2/68

2/68

2/68

2/68

340

- психокоррекционные занятия

2/68

2/68

2/68

2/68

2/68

340

7

2) ритмика

1/34

1/34

1/34

3) восполнение учебных дефицитов по
русскому языку
4) восполнение учебных дефицитов по
математике

0,5/17

0,5/17

0,5/17

0,5/17

68

0,5/17

0,5/17

0,5/17

0,5/17

68

Внеурочная деятельность:

4/136

4/136

4/136

4/136

5/170

714

Всего к финансированию

39/1326

40/1360

42/1428

43/1462

43/1462

207/7038

8

1/34

170

1/34

Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования
обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2)
Недельный/годовой учебный план общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
I-IV классы (вариант 2)
Итого за 4 года
Предметные области
Классы
Количество часов в год
обучения
Учебные предметы
I
II
III
IV
1.

Обязательная часть

1. Язык и речевая
практика
2. Математика

Речь и альтернативная
коммуникация
Математическае
представления
Окружающий природный
мир
Человек
Домоводство

3/99

3/102

2/68

2/68

337

2/66

2/68

2/68

2/68

270

2/66

2/68

2/68

2/68

270

3/99
-

3/102
-

2/68
3/102

2/68
3/102

337
204

1/33

1/34

2/68

2/68

203

4. Искусство

Окружающий социальный
мир
Музыка и движение
Изобразительная
деятельность

2/66
3/99

2/68
3/102

2/68
3/102

2/68
3/102

270
405

5.
Физическая
культура
6. Технологии

Адаптивная
физическая
культура
Труд (технология)

2/66

2/68

2/68

2/68

270

3. Окружающий мир

Коррекционно-развивающие занятия
2/66
2/68
2/68
2/68
Учебная нагрузка (годовая, при 5-дневной учебной 20/660 20/680 22/748 22/748
неделе)
2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционные курсы:
10/330 10/340 10/340 10/340
1) Сенсорное развитие
3/99
3/102
3/102
3/102
2) Предметно-практические действия
3/99
3/102
3/102
3/102

270
2836

1350
405
405

3) Двигательное развитие

2/66

2/68

2/68

2/68

270

4) Альтернативная коммуникация

2/66

2/68

2/68

2/68

270

Внеурочная деятельность
Всего к финансированию

4/132

4/136

4/136

4/136

540

34/1122

34/1156

36/1224

36/1224

4726

9

Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования
обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2)
Недельный/годовой учебный план общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
V- IX классы (вариант 2)
Предметные
Классы
Количество часов в год
9
области
Учебные предметы
5
6
7
8
1.

Итого

Обязательная часть

1. Язык и речевая
практика
2. Математика
3.
Окружающий
мир

4. Искусство

5.
Физическая
культура
6. Технологии

Речь и альтернативная
коммуникация
Математические
представления
Окружающий
природный мир
Человек

2/68

2/68

2/68

2/68

2/68

350

2/68

2/68

2/68

2/68

2/68

350

2/68

2/68

2/68

2/68

2/68

350

2/68

1|34

1|34

1|34

-

175

Домоводство

3/102

5|170

5|170

5|170

5|170

805

Окружающий
социальный мир
Музыка и движение

2/68

2/68

2/68

3/102

3|102

420

2/68

2/68

2/68

2/68

2/68

350

Изобразительная
деятельность

3/102

3/102

3/102

-

-

315

Адаптивная физическая
культура
Труд (технология)

2/68

2/68

2/68

2/68

2/68

350

-

2/68

2/68

4/136

5/170

455

2/68

2/68

2/68

2/68

2/68

350

Коррекционно-развивающие занятия

Учебная нагрузка (годовая, при 5-дневной 22/748 25/850 25/850 25/850
25/850
учебной неделе)
2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционные курсы (варьирование по 10/340
8/272
8/272
8/272
8/272
количеству часов конкретного коррекционного
курса индивидуально, в соответствии с
рекомендациями
МПМК
и
особенностями
развития учащегося, закрепляется в СИПР)

122/4148

1428

5) Сенсорное развитие

3/102

2/68

2/68

2/68

2/68

374

6) Предметно-практические действия

3/102

2/68

2/68

2/68

2/68

374

7) Двигательное развитие

2/68

2/68

2/68

2/68

2/68

340

8) Альтернативная коммуникация

2/68

2/68

2/68

2/68

2/68

340

Внеурочная деятельность

6/210

8/280

8/280

8/280

8/280

1292

Всего к финансированию

38/1156

41/1394

41/1394

41/1394

41/1394

6868

10

11

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».