Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.Н. Быкова»
(МАОУ СОШ №17 имени А.Н. Быкова)
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
к адаптированной основной образовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
от 30.08.2016 г. №121,
в редакции приказа ОО
№ 84 от «12» августа 2024 г
Рабочая программа
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
7 класс
г. Сухой Лог, 2024г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области № 9-д от 23.03.2006 г «Об утверждении Базисного учебного плана общего образования детей с умственной
отсталостью», разработана на основе Федерального государственного стандарта ООО, с учетом программы специальной
(коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы: в 2 сборниках/Под ред. В.В. Воронковой. М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2001. - Сб.1 Автор программы В.М. Мозговой. Программа разработана в целях решения оздоровительных,
образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и
трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с ограниченными возможностями здоровья к
самостоятельной жизни и производственному труду. Физическое воспитание способствует формированию положительных
личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество.
Характерной особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья является наличие у них разнообразных
нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы
различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития.
Нередко у детей встречаются стертые двигательные нарушения, которые могут быть незаметными в бытовых условиях, но
проявляются при значительной физической нагрузке, в усложненных двигательных заданиях.
Двигательная недостаточность учащихся особенно возрастает при выполнении точно дозированных мышечных усилий,
пространственно-временной организации моторного акта.
К характеристике физического развития добавляется недоразвитие интеллекта, в частности речи, что в свою очередь
приводит к недостаточному осмыслению речевых инструкций и заданий, что требует дополнительного внимания учителя
физической культуры как при организации учебной работы, так и спортивно-массовых внеклассных мероприятий с детьми.
Для решения коррекционных задач в процессе урока необходимо учитывать дефект каждого ученика, его потенциальные
возможности и специфические нарушения. Учитель должен хорошо знать данные врачебных осмотров, вести работу в контакте с
врачом школы, знать о текущем состоянии здоровья учащихся.
Цель: создание условий, способствующих развитию личности учащихся с нарушениями интеллекта и усвоению
образовательной программы
Задачи:
> осуществлять образование с учетом психофизических особенностей ребенка
> развивать потенциальные возможности учащегося, механизмов обработки информации, которые позволяли бы
адаптироваться в социуме
> приобщать учащихся к социальным нормам и эталонам, принятым в обществе
> формировать коммуникативные качества.
В индивидуальном учебном плане на предмет физической культуры в 7 классе выделяется 0?5 учебный час в неделю. Общее
число часов за год обучения составляет 17 часов.
Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями)
АООП образования должны:
1)
обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения
АООП;
2)
являться основой для разработки АООП образовательными
организациями;
3)
являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебнометодической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися АООП в соответствии с требованиями
Стандарта.
Освоение АООП обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
следующих результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные
компетенции обучающегося и ценностные установки.
Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной
деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.
Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для
каждой предметной области, готовность к их применению. Предметные результаты, достигнутые обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), не являются основным критерием при принятии решения о переводе
обучающегося в следующий класс и рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Основные задачи реализации содержания. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к физической
культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта.
Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и др. Формирование умения
следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами
доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и
психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития;
развитие и совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств личности.
Требования к результатам освоения индивидуальной адаптированной основной общеобразовательной программы
1. Результаты освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью оцениваются как итоговые достижения на момент
завершения образования.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не проходят итоговой аттестации, но получают
свидетельство об обучении по образцу и в порядке, установленном законодательством в сфере образования.
Стандарт устанавливает требования к предметным и личностным результатам обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), освоивших АООП образования.
2. Описание результатов овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП
имеет интегративный характер и включает в себя:
> требования к оценке овладения социальными компетенциями (личностные результаты);
> требования к оценке степени самостоятельности использования предметных знаний и умений для решения практикоориентированных задач (предметные результаты).
3. Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми
для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений, обучающихся в
различных средах.
4. Личностные результаты освоения индивидуальной адаптированной основной образовательной программы должны
отражать:
> осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
> формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
> развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
> овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
> овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
> владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
> способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
> принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной
деятельности;
> развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
> формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
> развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
> формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
> формирование готовности к самостоятельной жизни.
5. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют
их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.
> первоначальные представления о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, физического развития,
повышения работоспособности;
> умения правильно организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка,
оздоровительные мероприятия и т.д.);
> вовлечение в систематические занятия физической культурой и доступными видами спорта;
> умения оценивать свое физическое состояние, величину физических нагрузок.
Цель ОУ: обеспечение соответствия содержания и качества образования в МАОУ «СОШ № 4» актуальным и
перспективным потребностям личности, общества и государства.
Цель обучения образовательной области «Физическая культура» - максимально всестороннее развитие ребенка в
соответствии с его возможностями.
В соответствии с целью формируются конкретные учебные и коррекционно-воспитательные задачи:
> укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
> формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких, как сила, быстрота и ловкость
>
>
>
>
и др.;
коррекция нарушений общего физического развития психомоторики, воспитание культуры санитарно-гигиенических
навыков, поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
формирование познавательных, эстетических, нравственных интересов на материале физической культуры и спорта;
воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности;
содействие военно-патриотической подготовке.
Программа по физической культуре для 7 класса структурно состоит из следующих разделов: гимнастика, легкая атлетика,
лыжная подготовка, коньки, спортивные игры (волейбол, баскетбол), подвижные игры.
В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения, которые позволяют корригировать различные звенья опорнодвигательного аппарата, мышечные группы.
На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им простейшими видами построений. Построения и перестроения
трудны для данной категории детей из-за нарушений ориентировки в пространстве.
Несмотря на трудность усвоения пространственно-двигательных упражнений, они должны быть обязательным элементом
каждого урока.
Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность воздействовать не только на весь
организм ребенка, но и на ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями в исходных положениях сидя — стоя даются
упражнения в исходных положениях лежа для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища.
Упражнения такого рода оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы.
Они помогают учащимся овладевать комплексом движений, выполнять их с данной амплитудой, в соответствующем
направлении, темпе, ритме. Постоянно регулируется физическая нагрузка подбором упражнений, изменением исходных
положений, числом повторений, интенсивностью и последовательностью их выполнений. С учетом физического развития детей и
специальных задач обучения в программе есть самостоятельный раздел с перечнем упражнений, направленных на коррекцию
дыхания, моторики, осанки и др.
Обучение правильному дыханию в покое и при выполнении физических упражнений помогает также более эффективной
работе логопеда при постановке звуков, а на уроках труда — правильному сочетанию дыхания с выполнением трудовых приемов.
Раздел «Легкая атлетика» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Занятия легкой атлетикой помогают
формированию таких жизненно важных двигательных навыков, как правильная ходьба, бег, прыжки и метание. Обучение
элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей быстроты, ловкости,
гибкости, силы, выносливости, быстроты реакции.
Известно, что упражнения в ходьбе и беге широко используются на уроках физкультуры не только в коррекционных, но и в
оздоровительно-лечебных целях.
Особое место в данном разделе уделено метанию, так как при выполнении упражнений в метании у детей развиваются
точность, ловкость действий с предметами, глазомер. Школьники учатся правильному захвату мяча (равномерно и с достаточной
силой), умению технически правильно выполнять бросок, распределять внимание на захват мяча, на соизмерение полета мяча с
ориентиром.
Лыжная подготовка. Занятия лыжами позволяют укрепить здоровье детей в зимний период, сократить количество
заболеваний, характерных для этого времени года. Кроме того, лыжная подготовка включает весь необходимый комплекс для
развития движений, осанки, дыхания, координации, моторики и др.
Одним из важнейших разделов программы является раздел «Подвижные игры». В него включены подвижные игры,
направленные на развитие двигательных и физических навыков детей. Благодаря играм у детей развиваются такие психические
свойства, как внимание и внимательность, сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективным действиям,
благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом, между группами детей.
Обязательным является контроль за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся, что позволяет
отслеживать динамику развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Физическое здоровье выпускника с нарушением интеллекта является одной из главных составляющих его самостоятельной
жизни, поэтому весь педагогический коллектив школы должен рассматривать физическое воспитание в числе приоритетных
задач, создать все необходимые условия для успешного решения этой задачи.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, от общих занятий не
освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход, согласно их заболеваниям, и
предлагаются комплексы упражнений.
Планируемый результат: формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ
содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей и спортивно-рекреационной направленностью.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся
должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры:
Знать и иметь представление:
об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр;
о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психологических и биологических процессов в
осуществлении двигательных актов;
о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего
контроля за деятельностью этих систем;
об обучении движениями, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;
по терминологии разучиваемых упражнений об их функциональном смысле и направленности воздействий на организм;
о физических качествах и общих правилах их тестирования;
об общих и индивидуальных основах личности гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактики осанки
и поддержания достойного внешнего вида;
о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.
Уметь:
составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы утренней гимнастики, и комплексы физических
упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
вести дневник самонаблюдения за физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам,
самочувствию;
организовать и проводить самостоятельные формы занятий, закаливающие процедуры по индивидуальным планам;
уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культуры.
Тематическое планирование физической культуры в 7 классе
№
1
Дата
по программе
Дата по факту
Начальный
контроль.
Начальный
контроль.