Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.Н. Быкова» (МАОУ СОШ №17 имени А.Н. Быкова) ПРИЛОЖЕНИЕ №2 к адаптированной основной образовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 30.08.2016 г. №121, в редакции приказа ОО № 84 от «12» августа 2024 г Рабочая программа ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 7 класс г. Сухой Лог, 2024г. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основании приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области № 9-д от 23.03.2006 г «Об утверждении Базисного учебного плана общего образования детей с умственной отсталостью», разработана на основе Федерального государственного стандарта ООО, с учетом программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы: в 2 сборниках/Под ред. В.В. Воронковой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Сб.1 Автор программы В.М. Мозговой. Программа разработана в целях решения оздоровительных, образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и производственному труду. Физическое воспитание способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество. Характерной особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития. Нередко у детей встречаются стертые двигательные нарушения, которые могут быть незаметными в бытовых условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке, в усложненных двигательных заданиях. Двигательная недостаточность учащихся особенно возрастает при выполнении точно дозированных мышечных усилий, пространственно-временной организации моторного акта. К характеристике физического развития добавляется недоразвитие интеллекта, в частности речи, что в свою очередь приводит к недостаточному осмыслению речевых инструкций и заданий, что требует дополнительного внимания учителя физической культуры как при организации учебной работы, так и спортивно-массовых внеклассных мероприятий с детьми. Для решения коррекционных задач в процессе урока необходимо учитывать дефект каждого ученика, его потенциальные возможности и специфические нарушения. Учитель должен хорошо знать данные врачебных осмотров, вести работу в контакте с врачом школы, знать о текущем состоянии здоровья учащихся. Цель: создание условий, способствующих развитию личности учащихся с нарушениями интеллекта и усвоению образовательной программы Задачи: > осуществлять образование с учетом психофизических особенностей ребенка > развивать потенциальные возможности учащегося, механизмов обработки информации, которые позволяли бы адаптироваться в социуме > приобщать учащихся к социальным нормам и эталонам, принятым в обществе > формировать коммуникативные качества. В индивидуальном учебном плане на предмет физической культуры в 7 классе выделяется 0?5 учебный час в неделю. Общее число часов за год обучения составляет 17 часов. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) АООП образования должны: 1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения АООП; 2) являться основой для разработки АООП образовательными организациями; 3) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебнометодической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися АООП в соответствии с требованиями Стандарта. Освоение АООП обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) следующих результатов: личностных и предметных. Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции обучающегося и ценностные установки. Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия. Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность к их применению. Предметные результаты, достигнутые обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс и рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Основные задачи реализации содержания. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта. Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и др. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств личности. Требования к результатам освоения индивидуальной адаптированной основной общеобразовательной программы 1. Результаты освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью оцениваются как итоговые достижения на момент завершения образования. Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не проходят итоговой аттестации, но получают свидетельство об обучении по образцу и в порядке, установленном законодательством в сфере образования. Стандарт устанавливает требования к предметным и личностным результатам обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), освоивших АООП образования. 2. Описание результатов овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП имеет интегративный характер и включает в себя: > требования к оценке овладения социальными компетенциями (личностные результаты); > требования к оценке степени самостоятельности использования предметных знаний и умений для решения практикоориентированных задач (предметные результаты). 3. Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений, обучающихся в различных средах. 4. Личностные результаты освоения индивидуальной адаптированной основной образовательной программы должны отражать: > осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; > формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; > развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; > овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; > овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; > владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; > способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; > принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; > развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; > формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; > развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; > формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; > формирование готовности к самостоятельной жизни. 5. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни. > первоначальные представления о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, физического развития, повышения работоспособности; > умения правильно организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия и т.д.); > вовлечение в систематические занятия физической культурой и доступными видами спорта; > умения оценивать свое физическое состояние, величину физических нагрузок. Цель ОУ: обеспечение соответствия содержания и качества образования в МАОУ «СОШ № 4» актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Цель обучения образовательной области «Физическая культура» - максимально всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями. В соответствии с целью формируются конкретные учебные и коррекционно-воспитательные задачи: > укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки; > формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких, как сила, быстрота и ловкость > > > > и др.; коррекция нарушений общего физического развития психомоторики, воспитание культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне; формирование познавательных, эстетических, нравственных интересов на материале физической культуры и спорта; воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности; содействие военно-патриотической подготовке. Программа по физической культуре для 7 класса структурно состоит из следующих разделов: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, коньки, спортивные игры (волейбол, баскетбол), подвижные игры. В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения, которые позволяют корригировать различные звенья опорнодвигательного аппарата, мышечные группы. На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им простейшими видами построений. Построения и перестроения трудны для данной категории детей из-за нарушений ориентировки в пространстве. Несмотря на трудность усвоения пространственно-двигательных упражнений, они должны быть обязательным элементом каждого урока. Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями в исходных положениях сидя — стоя даются упражнения в исходных положениях лежа для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища. Упражнения такого рода оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Они помогают учащимся овладевать комплексом движений, выполнять их с данной амплитудой, в соответствующем направлении, темпе, ритме. Постоянно регулируется физическая нагрузка подбором упражнений, изменением исходных положений, числом повторений, интенсивностью и последовательностью их выполнений. С учетом физического развития детей и специальных задач обучения в программе есть самостоятельный раздел с перечнем упражнений, направленных на коррекцию дыхания, моторики, осанки и др. Обучение правильному дыханию в покое и при выполнении физических упражнений помогает также более эффективной работе логопеда при постановке звуков, а на уроках труда — правильному сочетанию дыхания с выполнением трудовых приемов. Раздел «Легкая атлетика» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Занятия легкой атлетикой помогают формированию таких жизненно важных двигательных навыков, как правильная ходьба, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты реакции. Известно, что упражнения в ходьбе и беге широко используются на уроках физкультуры не только в коррекционных, но и в оздоровительно-лечебных целях. Особое место в данном разделе уделено метанию, так как при выполнении упражнений в метании у детей развиваются точность, ловкость действий с предметами, глазомер. Школьники учатся правильному захвату мяча (равномерно и с достаточной силой), умению технически правильно выполнять бросок, распределять внимание на захват мяча, на соизмерение полета мяча с ориентиром. Лыжная подготовка. Занятия лыжами позволяют укрепить здоровье детей в зимний период, сократить количество заболеваний, характерных для этого времени года. Кроме того, лыжная подготовка включает весь необходимый комплекс для развития движений, осанки, дыхания, координации, моторики и др. Одним из важнейших разделов программы является раздел «Подвижные игры». В него включены подвижные игры, направленные на развитие двигательных и физических навыков детей. Благодаря играм у детей развиваются такие психические свойства, как внимание и внимательность, сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективным действиям, благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом, между группами детей. Обязательным является контроль за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся, что позволяет отслеживать динамику развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Физическое здоровье выпускника с нарушением интеллекта является одной из главных составляющих его самостоятельной жизни, поэтому весь педагогический коллектив школы должен рассматривать физическое воспитание в числе приоритетных задач, создать все необходимые условия для успешного решения этой задачи. Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход, согласно их заболеваниям, и предлагаются комплексы упражнений. Планируемый результат: формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей и спортивно-рекреационной направленностью. Требования к уровню подготовки обучающихся В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры: Знать и иметь представление: об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр; о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психологических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов; о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем; об обучении движениями, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении; по терминологии разучиваемых упражнений об их функциональном смысле и направленности воздействий на организм; о физических качествах и общих правилах их тестирования; об общих и индивидуальных основах личности гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактики осанки и поддержания достойного внешнего вида; о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения. Уметь: составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы утренней гимнастики, и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки; вести дневник самонаблюдения за физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию; организовать и проводить самостоятельные формы занятий, закаливающие процедуры по индивидуальным планам; уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культуры. Тематическое планирование физической культуры в 7 классе № 1 Дата по программе Дата по факту Начальный контроль. Начальный контроль.