Рабочая программа Физическая культура 7 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.Н. Быкова»
(МАОУ СОШ №17 имени А.Н. Быкова)
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
к адаптированной основной образовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
от 30.08.2016 г. №121,
в редакции приказа ОО
№ 84 от «12» августа 2024 г

Рабочая программа
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
7 класс

г. Сухой Лог, 2024г.

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области № 9-д от 23.03.2006 г «Об утверждении Базисного учебного плана общего образования детей с умственной
отсталостью», разработана на основе Федерального государственного стандарта ООО, с учетом программы специальной
(коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы: в 2 сборниках/Под ред. В.В. Воронковой. М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2001. - Сб.1 Автор программы В.М. Мозговой. Программа разработана в целях решения оздоровительных,
образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и
трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с ограниченными возможностями здоровья к
самостоятельной жизни и производственному труду. Физическое воспитание способствует формированию положительных
личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество.
Характерной особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья является наличие у них разнообразных
нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы
различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития.
Нередко у детей встречаются стертые двигательные нарушения, которые могут быть незаметными в бытовых условиях, но
проявляются при значительной физической нагрузке, в усложненных двигательных заданиях.
Двигательная недостаточность учащихся особенно возрастает при выполнении точно дозированных мышечных усилий,
пространственно-временной организации моторного акта.
К характеристике физического развития добавляется недоразвитие интеллекта, в частности речи, что в свою очередь
приводит к недостаточному осмыслению речевых инструкций и заданий, что требует дополнительного внимания учителя
физической культуры как при организации учебной работы, так и спортивно-массовых внеклассных мероприятий с детьми.
Для решения коррекционных задач в процессе урока необходимо учитывать дефект каждого ученика, его потенциальные
возможности и специфические нарушения. Учитель должен хорошо знать данные врачебных осмотров, вести работу в контакте с
врачом школы, знать о текущем состоянии здоровья учащихся.
Цель: создание условий, способствующих развитию личности учащихся с нарушениями интеллекта и усвоению
образовательной программы
Задачи:
> осуществлять образование с учетом психофизических особенностей ребенка
> развивать потенциальные возможности учащегося, механизмов обработки информации, которые позволяли бы

адаптироваться в социуме
> приобщать учащихся к социальным нормам и эталонам, принятым в обществе
> формировать коммуникативные качества.
В индивидуальном учебном плане на предмет физической культуры в 7 классе выделяется 0?5 учебный час в неделю. Общее
число часов за год обучения составляет 17 часов.
Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями)
АООП образования должны:
1)
обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения
АООП;
2)
являться основой для разработки АООП образовательными
организациями;
3)
являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебнометодической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися АООП в соответствии с требованиями
Стандарта.
Освоение АООП обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
следующих результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные
компетенции обучающегося и ценностные установки.
Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной
деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.
Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для
каждой предметной области, готовность к их применению. Предметные результаты, достигнутые обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), не являются основным критерием при принятии решения о переводе
обучающегося в следующий класс и рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Основные задачи реализации содержания. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков

здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к физической
культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта.
Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и др. Формирование умения
следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами
доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и
психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития;
развитие и совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств личности.
Требования к результатам освоения индивидуальной адаптированной основной общеобразовательной программы
1. Результаты освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью оцениваются как итоговые достижения на момент
завершения образования.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не проходят итоговой аттестации, но получают
свидетельство об обучении по образцу и в порядке, установленном законодательством в сфере образования.
Стандарт устанавливает требования к предметным и личностным результатам обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), освоивших АООП образования.
2. Описание результатов овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП
имеет интегративный характер и включает в себя:
> требования к оценке овладения социальными компетенциями (личностные результаты);
> требования к оценке степени самостоятельности использования предметных знаний и умений для решения практикоориентированных задач (предметные результаты).
3. Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми
для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений, обучающихся в
различных средах.
4. Личностные результаты освоения индивидуальной адаптированной основной образовательной программы должны
отражать:
> осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
> формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
> развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
> овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

> овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
> владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
> способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
> принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной
деятельности;
> развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
> формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
> развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
> формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
> формирование готовности к самостоятельной жизни.
5. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют
их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.
> первоначальные представления о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, физического развития,
повышения работоспособности;
> умения правильно организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка,
оздоровительные мероприятия и т.д.);
> вовлечение в систематические занятия физической культурой и доступными видами спорта;
> умения оценивать свое физическое состояние, величину физических нагрузок.
Цель ОУ: обеспечение соответствия содержания и качества образования в МАОУ «СОШ № 4» актуальным и
перспективным потребностям личности, общества и государства.
Цель обучения образовательной области «Физическая культура» - максимально всестороннее развитие ребенка в
соответствии с его возможностями.
В соответствии с целью формируются конкретные учебные и коррекционно-воспитательные задачи:
> укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
> формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких, как сила, быстрота и ловкость

>
>
>
>

и др.;
коррекция нарушений общего физического развития психомоторики, воспитание культуры санитарно-гигиенических
навыков, поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
формирование познавательных, эстетических, нравственных интересов на материале физической культуры и спорта;
воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности;
содействие военно-патриотической подготовке.

Программа по физической культуре для 7 класса структурно состоит из следующих разделов: гимнастика, легкая атлетика,
лыжная подготовка, коньки, спортивные игры (волейбол, баскетбол), подвижные игры.
В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения, которые позволяют корригировать различные звенья опорнодвигательного аппарата, мышечные группы.
На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им простейшими видами построений. Построения и перестроения
трудны для данной категории детей из-за нарушений ориентировки в пространстве.
Несмотря на трудность усвоения пространственно-двигательных упражнений, они должны быть обязательным элементом
каждого урока.
Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность воздействовать не только на весь
организм ребенка, но и на ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями в исходных положениях сидя — стоя даются
упражнения в исходных положениях лежа для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища.
Упражнения такого рода оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы.
Они помогают учащимся овладевать комплексом движений, выполнять их с данной амплитудой, в соответствующем
направлении, темпе, ритме. Постоянно регулируется физическая нагрузка подбором упражнений, изменением исходных
положений, числом повторений, интенсивностью и последовательностью их выполнений. С учетом физического развития детей и
специальных задач обучения в программе есть самостоятельный раздел с перечнем упражнений, направленных на коррекцию
дыхания, моторики, осанки и др.
Обучение правильному дыханию в покое и при выполнении физических упражнений помогает также более эффективной
работе логопеда при постановке звуков, а на уроках труда — правильному сочетанию дыхания с выполнением трудовых приемов.
Раздел «Легкая атлетика» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Занятия легкой атлетикой помогают
формированию таких жизненно важных двигательных навыков, как правильная ходьба, бег, прыжки и метание. Обучение
элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей быстроты, ловкости,

гибкости, силы, выносливости, быстроты реакции.
Известно, что упражнения в ходьбе и беге широко используются на уроках физкультуры не только в коррекционных, но и в
оздоровительно-лечебных целях.
Особое место в данном разделе уделено метанию, так как при выполнении упражнений в метании у детей развиваются
точность, ловкость действий с предметами, глазомер. Школьники учатся правильному захвату мяча (равномерно и с достаточной
силой), умению технически правильно выполнять бросок, распределять внимание на захват мяча, на соизмерение полета мяча с
ориентиром.
Лыжная подготовка. Занятия лыжами позволяют укрепить здоровье детей в зимний период, сократить количество
заболеваний, характерных для этого времени года. Кроме того, лыжная подготовка включает весь необходимый комплекс для
развития движений, осанки, дыхания, координации, моторики и др.
Одним из важнейших разделов программы является раздел «Подвижные игры». В него включены подвижные игры,
направленные на развитие двигательных и физических навыков детей. Благодаря играм у детей развиваются такие психические
свойства, как внимание и внимательность, сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективным действиям,
благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом, между группами детей.
Обязательным является контроль за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся, что позволяет
отслеживать динамику развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Физическое здоровье выпускника с нарушением интеллекта является одной из главных составляющих его самостоятельной
жизни, поэтому весь педагогический коллектив школы должен рассматривать физическое воспитание в числе приоритетных
задач, создать все необходимые условия для успешного решения этой задачи.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, от общих занятий не
освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход, согласно их заболеваниям, и
предлагаются комплексы упражнений.
Планируемый результат: формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ
содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей и спортивно-рекреационной направленностью.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся
должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры:
Знать и иметь представление:

об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр;
о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психологических и биологических процессов в
осуществлении двигательных актов;
о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего
контроля за деятельностью этих систем;
об обучении движениями, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;
по терминологии разучиваемых упражнений об их функциональном смысле и направленности воздействий на организм;
о физических качествах и общих правилах их тестирования;
об общих и индивидуальных основах личности гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактики осанки
и поддержания достойного внешнего вида;
о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.
Уметь:
составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы утренней гимнастики, и комплексы физических
упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
вести дневник самонаблюдения за физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам,
самочувствию;
организовать и проводить самостоятельные формы занятий, закаливающие процедуры по индивидуальным планам;
уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культуры.

Тематическое планирование физической культуры в 7 классе
№
1

Дата
по программе

Дата по факту
Начальный
контроль.

Начальный
контроль.
                    
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».