Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.Н. Быкова» (МАОУ СОШ №17 имени А.Н. Быкова) ПРИЛОЖЕНИЕ №2 к адаптированной основной образовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 30.08.2016 г. №121, в редакции приказа ОО № 84 от «12» августа 2024 г Рабочая программа ИСТОРИЯ 7 класс г. Сухой Лог, 2021 1 Пояснительная записка Цель рабочей программы: создание условий, способствующих развитию личности учащихся с отклонениями в здоровье и усвоению образовательной программы Задачи рабочей программы: • Осуществлять образование с учетом психофизических особенностей ребенка; • Развивать потенциальные возможности учащегося, механизмов обработки информации, которые позволяли бы адаптироваться в социуме; • Приобщать учащихся к социальным нормам и эталонам, принятым в обществе; • Формировать коммуникативные качества. Для реализации компетентностного подхода в обучении содержание образования раскрывается через содержательные линии: Информационная культура через индивидуальную работу, через создание на уроке условий для усвоения основных понятий. Социально-экономическая и правовая культура через умение строить отношения с другими людьми. Экологическая культура через содержание учебных, тренировочных задач курса, через воспитательные моменты урока. Культура здоровья и охраны жизнедеятельности через организацию учебно-воспитательного процесса. В целях реабилитации личности умственно отсталого ребенка на уроках проводится коррекционная работа: совершенствование движений и сенсомоторного развития; коррекция отдельных сторон психической деятельности; развитие основных мыслительных операций; развитие различных видов мышления; коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы; развитие речи, овладение техникой речи; расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Методическая сторона урока Разнообразие методов и приемов; частая смена видов деятельности; Методика изучения нового материала: опора на имеющиеся у школьников знания, разнообразие методов и приемов обобщения; Обучающий характер урока: цель на каждый вид деятельности, помощь в организации мышления, речи, наблюдения; Организация обратной связи; Развитие коммуникативной культуры: организация связных высказываний учащегося с использованием опор, текста, образца высказывания; Развитие логического мышления на уроке; Наглядность обучения: эстетичность, грамотность, методика применения, правильность использования классной доски; Способы индивидуализации и дифференцирования заданий в зависимости от их личностных и возрастных особенностей и подготовки; Развитие самостоятельности при применении учащимися знаний, навыков, умений, их осмысленность, применение умений в новых ситуациях. Содержательная сторона урока Соотношение включенного в урок материала программным требованиям, теме, возрасту, связь с предыдущим и последующим материалом; Объем изучаемого материала, какие формировались представления, понятия; Связь учебного материала с современным окружением, жизненным опытом обучающихся, межпредметные и внутрепредметные связи; 2 Достаточность использования содержания материала в воспитательных целях, формирования трудолюбия, развитие нравственных и эстетических чувств; Реализация возможностей содержания материала для коррекции познавательной деятельности обучающихся. Организационная сторона урока Мобилизирующее начало урока; Организация учащихся на каждый вид деятельности; Поведение обучающихся на уроке (внимание, активность, интерес); Правильность оценки знаний учащихся (осознанность, прочность, глубина); Подготовленность обучающихся к выполнению домашнего задания (наличие индивидуализации и дифференциации д/з, объем д/з); Соблюдение санитарно-гигиенических требований; Результативность; Достижение целей, выполнение плана урока; Объем и качество знаний; Коррекционно-воспитывающее и коррекционно-развивающее значение урока. Раздел 2. Содержание учебного предмета 7 КЛАСС Тема 1. Введение в историю История - наука о прошлом. Исторические памятники. Наша Родина - Россия. Моя родословная. Счёт лет в истории. Историческая карта. Тема 2. История нашей страны древнейшего периода. Кто такие восточные славяне. Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян. Обычаи восточных славян. Верования восточных славян. Славянские воины и богатыри. Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. Роды и племена восточных славян и их старейшины. Объединение восточных славян под началом князя Рюрика. Тема 3. Киевская Русь. Объединение и подчинение Киеву восточно-славянских племен. Создание Киевского государства. Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки. Крещение Руси. Княжеское подворье, дружина. Гусляры-сказочники и их былины. Жизнь простых людей, их быт и традиции, песни и верования, виды занятий и орудия труда. Искусство древнерусских ремесленников, иконопись, строительство храмов, летописание, образование и грамотность. «Повесть временных лет». Правление Ярослава Мудрого. Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Последние годы великой державы. Тема 4. Распад Киевской Руси. Причины распада Киевской Руси. Появление отдельных 15 крупных княжеств-государств. Краткая характеристика основных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь и наследие Киевской Руси. Господин Великий Новгород. Географическое положение Новгорода. Торговля, Ремесло. Управление в Новгороде. Внешнеторговые связи. Русская культура в XII—XIII в. Памятники церковно-учительной литературы. Архитектура, летописание, фольклор. Былины. «Слово о полку Игореве». Берестяные грамоты. Тема 5. Борьба Руси с иноземными завоевателями. Создание державы Чингисхана. Условия жизни монгольских кочевников. Войско, военная дисциплина. Нашествие монголо- татар на Русь. Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Подвиг князя Рязанского, Евпатия Коловрат и других. «Злой город Козельск». Государство Золотая орда. Земли и народы, вошедшие в состав Золотой Орды. Русь под монголо-татарским игом. Наступление на Русь новых врагов. Рыцарикрестоносцы, их снаряжение и военный опыт. Александр Невский. «Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на русской земле. Тема 6.Начало объединения русских земель. Возрождение хозяйства и культуры. Тяжелое 3 положение русского и других народов. Усиление роли Москвы. Московский князь Иван Калита, его успехи. Основные слои городского населения, их быт и традиции. Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Отражение ордынских набегов. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы. Значение Куликовской битвы для русского народа. Сергей Радонежский. Национальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды. Иван III (1462—1505 гг.). Освобождение от иноземного ига (1480); возвеличение Москвы и укрепление Московского царства. Раздел 3. Планируемые результаты освоения учебного предмета В результате изучения истории ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира; • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; • использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. В результате изучения курса «История России» ученик 7 класса должен: знать/понимать: основные даты и ключевые события истории России с древнейших времен до конца XV века; характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России до XV века; положения разных слоев населения; внутреннюю и внешнюю политику. уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов; показывать на исторической карте: территории, присоединенные к империи до XV века; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов; составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры; объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры; приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей. 4 Раздел 4. Тематическое планирование 7 класс № 1 2 Тема урока История - наука о прошлом Исторические памятники Входная контрольная работа 3 Наша Родина - Россия Моя родословная 4 Счет лет в истории Историческая карта 5 Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов 6 7 Роды и племена восточных славян и их старейшины Славянский поселок Основные занятия восточных славян Ремесла восточных славян КолЭлементы во Тип, форма урока содержания часов Раздел I. Введение в историю (4 часа) Урок изучения нового История, историки, предки, Родина, Тема 1, с. 6-8, с. 8 вопр. 1 материала Отечество устно 1 Урок проверки знаний Россия, Российская Федерация, россияне, Урок изучения нового Тема 3, с. 16-19, с. 19 1 граница, столица, флаг, герб, гимн, материала вопр. устно Президент Урок применения Тема 5, с. 23-26, с. 26 1 Календарь, дата, век, тысячелетие знаний вопр. 2,3,4 (практикум) Раздел II. История нашей страны древнейшего периода (7 часов) Тема 1, с. 32-35, с. 35 Урок изучения нового Восточные славяне, племя, братские 1 вопр. устно, с. 35-36 доп. материала народы чтение Семья, община, старейшина, вече, князь, Тема 2, с. 37-39, с. 40 Урок изучения нового 1 дружина, соплеменник, знатные люди, вопр. 3,4, с. 40-43 доп. материала большак, кокошник чтение Земледелие, плуг, соха, пашня, невод, Тема 4, с. 53-58, с. 59 Комбинированный 1 рогатина, скотоводство, пастух, вопр. устно, с. 59-62 доп. урок бортничество, собирательство, охота, чтение 5 лукошко, борона, жито, жатва, гумно, ток, цеп Тема 6, с. 70-73, с. 73 Плач, тризна, хоровод, жернова, каравай, вопр. устно, с. 73-76 доп. оберег чтение Тема 8, с. 86-90, с. 90 Кочевники, юрта, дань, варяги, гость, вопр. устно, с. 90-92 доп. базар чтение Тема 10, с. 99-101, с. 102 Послы, князь, княжество, пленники вопр. устно 8 Обычаи восточных славян Верования восточных славян 1 Комбинированный урок 9 Соседи восточных славян Славянские воины и богатыри 1 Комбинированный урок 10 Объединение восточных славян под властью Рюрика 1 Комбинированный урок 11 Контрольное мероприятие 1 12 Образование государства восточных славян - Киевской Руси 1 Урок изучения нового материала Полюдье, император 1 Комбинированный урок Мирный договор, доспехи 1 Урок изучения нового материала Боярин, ополчение, раб, оборона, пир, братина Тема 3, с. 115-118, с. 118 вопр. устно, с. 119-120 доп. чтение 1 Комбинированный урок Алтарь, фрески, иконы, иконописцы, мозаика, церковная утварь, кириллица Тема 7, с. 138-142, с. 142 вопр. устно, с. 143-144 доп. чтение 1 Комбинированный урок Вотчина, усадьба, натуральное хозяйство, холоп, закупы, смерды, понева, венец, колты, ожерелье 1 Урок изучения нового материала Междоусобица, «Русская Правда», закон, вира, удел 13 Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга Укрепление власти князя Оборона Руси от врагов Крещение Руси при князе Владимире Культура и искусство Киевской Руси 15 Былины - источник знаний о Киевской Руси 14 Жизнь и быт людей в Киевской 16 Руси Княжение и боярское подворье 17 Правление Ярослава Мудрого Образование и грамотность на Руси Урок проверки знаний Раздел III. Киевская Русь ( 7 часов) 6 Тема 1, с. 104-107, с. 107 вопр. устно, с. 108-109 доп. чтение Тема 2, с. 110-112, с. 112 вопр. 2,3, с. 113-114 доп. чтение Тема 9, с. 150-153, с. 153 вопр. устно, с. 154-155 доп. чтение Тема 10, с. 156-159, с. 159 вопр. устно, с. 160 доп. чтение Летописи и летописцы Киевский князь Владимир Мономах 18 Рост и укрепление древнерусских городов Промежуточная контрольная 19 работа 20 21 22 Причины распада Киевской Руси Образование самостоятельных княжеств Киевское княжество в XII веке Владимиро-Суздальское княжество Господин Великий Новгород Торговля и ремесла Новгородской земли 1 1 Урок изучения нового материала Период раздробленности Тема 2, с. 188-191, с. 191 вопр. 1,4 1 Комбинированный урок Торжок, хан Тема 4, с. 197-200, с. 200 вопр. устно, с. 200-203 доп. чтение 1 Урок изучения нового материала Пошлина, пристань, гусляр Тема 6, с. 208-211, с. 211 вопр. устно, с. 211-213 доп. чтение Культура Тема 8, с. 219-222, с. 222 вопр. устно, с. 222-224 доп. чтение 1 24 Контрольное мероприятие 1 27 Рыцари-крестоносцы Тема 14, с. 176-181, с. 181 вопр. устно, с. 182 доп. чтение Урок проверки знаний Раздел IV. Распад Киевской Р °уси (5 часов) Новгородское вече Русская культура в XII-XIII веках Монголо-татары Нашествие монголо-татар на Русь Героическая борьба русских людей против монголо-татар 26 Русь под монголо-татарским игом Торг, посад, корчма, кремль, тысяцкий, тысяча, куны 1 23 25 Урок изучения нового материала Комбинированный урок Урок проверки знаний Раздел V. Борьба Руси с иноземными завоевателями (5 часов) 1 Комбинированный урок Тараны Тема 2, с. 230-233, с. 233 вопр. устно 1 Урок изучения нового материала Иго, Золотая Орда, ярлык, баскаки, шатер Тема 4, с. 240-241, с. 242 вопр. устно, с. 242-243 доп. чтение Крестоносцы Тема 6, с. 248-250, 1 Урок изучения нового 7 28 29 Александр Невский и новгородская дружина Невская битва Ледовое побоище Контрольное мероприятие Возвышение Москвы Московский князь Иван Калита, его успехи Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси 31 Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском Сергий Радонежский Битва на Куликовском поле 32 Значение Куликовской битвы для русского народа 30 33 34 Иван III. Освобождение от иноземного ига Укрепление Московского государства Итоговая контрольная работа 1 материала с. 250 вопр. устно Комбинированный урок Тема 8, с. 254-256, с. 257 вопр. устно, с. 257-258 доп. чтение Фланг 1 Урок проверки знаний Раздел VI. Начало объединения русских земель (5 часов) Тема 2, с. 265-269, с. 269 вопр. устно, с. 269-270 доп. чтение 1 Комбинированный урок 1 Урок изучения нового материала 1 Урок изучения нового материала Полк, пехота Тема 6, с. 289-292, с. 293 вопр. устно, с. 293-295 доп. чтение 1 Комбинированный урок Монархия, монарх, скипетр, держава, бойницы Тема 9, с. 306-308, с. 309 вопр. 1,2,4 1 Итоговый урок 8 Калита, свита Тема 4, с. 277-280, с. 280 вопр. устно, с. 280-281 доп. чтение