Адаптированная рабочая программа История (Мир истории. История Отечества) 6 – 7 классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.Н. Быкова»
(МАОУ СОШ №17 имени А.Н. Быкова)

ПРИЛОЖЕНИЕ №2
к адаптированной основной образовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
от 30.08.2016 г. №121,
в редакции приказа ОО
№ 84 от «12» августа 2024 г

Адаптированная рабочая программа
ИСТОРИЯ
(Мир истории. История Отечества)
6 – 7 классы

г. Сухой Лог, 2022 год
1

1. Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
адаптированной основной общеобразовательной программы
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент
завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС,
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В

структуре

личностным

планируемых

результатам,

результатов

поскольку именно

ведущее
они

место

принадлежит

обеспечивают

овладение

комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения
основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими
социокультурным опытом.
Личностные

результаты

освоения

АООП

образования

включают

индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
6) владение

навыками

коммуникации

и

взаимодействия;

2

принятыми

нормами

социального

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области,
готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным
критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но
рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Мир истории
Минимальный уровень:
понимание доступных исторических фактов;
использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;
последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда
предложенных вариантов;
использование

помощи

учителя

самостоятельное исправление ошибок;

3

при

выполнении

учебных

задач,

усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток,
инструкций, опорных схем);
адекватное реагирование на оценку учебных действий.
Достаточный уровень:
знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам
программы;
использование

усвоенных

исторических

понятий

в

самостоятельных

высказываниях;
участие в беседах по основным темам программы;
высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным
фактам;
понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или
с помощью учителя;
владение элементами самоконтроля при выполнении заданий;
владение элементами оценки и самооценки;
проявление интереса к изучению истории.
История Отечества
Минимальный уровень:
знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории;
знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений,
процессов;
знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей,
царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
понимание значения основных терминов-понятий;
установление по датам последовательности и длительности исторических
событий, пользование «Лентой времени»;
описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность,
составление рассказов о них по вопросам учителя;
нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов и
событий;
объяснение значения основных исторических понятий с помощью учителя.
4

Достаточный уровень:
знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших событий
отечественной истории;
знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений,
процессов; их причины, участников, результаты и значение; составление рассказов
об исторических событиях, формулировка выводов об их значении;
знание мест совершения основных исторических событий;
знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков,
полководцев,

ученых,

деятелей

культуры)

и

составление

элементарной

характеристики исторических героев;
формирование

первоначальных

представлений

о

взаимосвязи

и

последовательности важнейших исторических событий;
понимание «легенды» исторической карты и «чтение» исторической карты с
опорой на ее «легенду»;
знание основных терминов понятий и их определений;
соотнесение года с веком, установление последовательности и длительности
исторических событий;
сравнение, анализ, обобщение исторических фактов;
поиск информации в одном или нескольких источниках;
установление

и

раскрытие

причинно-следственных

связей

между

историческими событиями и явлениями.
2. Содержание учебного предмета
В

основу

изучения

предмета

«Мир

истории»

положен

принцип

цивилизационного анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных
примерах познакомить обучающихся с историей развития человека и человеческой
цивилизации. Такой подход позволяет создать условия для формирования
нравственного сознания, усвоения и накопления обучающимися социального опыта,
коррекции и развития высших психических функций.

5

Цель изучения предмета «Мир истории» заключается в подготовке
обучающихся к усвоению курса «История Отечества» в VII-XI классах. Для
достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
― формирование первоначальных представлений об особенностях жизни,
быта, труда человека на различных исторических этапах его развития;
― формирование

первоначальных

исторических

представлений

о

«историческом времени» и «историческом пространстве»;
― формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и
некоторых других;
― формирование умения работать с «лентой времени»;
― формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты;
делать простейшие выводы и обобщения;
― воспитание интереса к изучению истории.
6 класс
Введение
Представление о себе и окружающем мире
Твое имя, отчество, фамилия. История имени. Возникновение и значение имен.
Отчество в имени человека. Происхождение фамилий. Семья: близкие и дальние родственники. Поколения, предки, потомки, родословная. Даты жизни. Понятие о
биографии. Твоя биография.
Дом, в котором ты живешь. Место нахождения твоего дома (регион, город,
поселок, село), кто и когда его построил. Твои соседи.
Пословицы и поговорки о доме, семье, соседях.
История улицы. Названия улиц, их происхождение. Улица твоего дома, твоей
школы.
Местность, где мы живем (город, село). Происхождение названия местности.
Край (область, республика), в котором мы живем; главный город края,
национальный состав, основные занятия жителей края, города.
Россия ― страна, в которой мы живем: ее столица, население, национальный
состав. Республики в составе Российской Федерации. Государственные символы РФ.
Руководитель страны (президент РФ).
6

Большая и малая родина.
Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живем.
Представления о времени в истории
Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия:
вчера,

сегодня,

завтра.

Меры

времени.

Измерение

времени.

Календарь

(происхождение, виды).
Представление об историческом времени: век, (столетие), тысячелетие,
историческая эпоха (общее представление). «Лента времени».Краткие исторические
сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий
календарь). Части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков
(конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие. Основные события
ХХ века (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XXI век).
Начальные представления об истории
История

наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом).

Значение исторических знаний для людей. Историческая память России.
Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография,
геральдика, нумизматика и др.(элементарные представления на конкретных
примерах).
Источники исторических знаний: вещественные (предметы быта; памятники
зодчества, строительства и архитектуры; живопись и т.д.), устные (фольклор),
письменные (летописи, старинные книги, надписи и рисунки и т.д.). Архивы и музеи
(виды музеев). Библиотеки.
Историческое пространство. Историческая карта.
История Древнего мира
Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие
человека от животного.
Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда обитания,
отличие от современных людей.
Стадный образ жизни древних людей. Занятия. Древние орудия труда.
Каменный век.
7

Постепенные

изменения

во

внешнем

облике.

Зарождение

речи.

Совершенствование орудий труда и занятий. Защита от опасностей. Образ жизни и
виды деятельности. Причины зарождения религиозных верований .Язычество.
Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни
древних людей из-за климатических условий: борьба за выживание. Способы охоты
на диких животных. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего
человека.
Конец ледникового периода и расселение людей по миру. Влияние различных
климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый
образ жизни. Коллективы древних людей: семья, община, род, племя.
Возникновение имущественного и социального неравенства, выделение знати.
Зарождение обмена, появление денег. Первые города Создание человеком
искусственной среды обитания. Возникновение древнейших цивилизаций.
История вещей и дел человека (от древности до наших дней)
История освоения человеком огня, энергии
Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком. Очаг.
Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для
жизни: тепло, пища, защита от диких животных.
Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда,
выплавка металлов, приготовление пищи и др.
Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в
истории войн.
Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие
представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей.
Современные способы получения большого количества энергии. Экологические
последствия при получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых
(угля, торфа, газа), лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни
человечества.
История использования человеком воды
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.
8

Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей.
Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания,
открытие новых земель (общие представления).
Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль
поливного земледелия, в истории человечества.
Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо,
гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых.
Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.
История жилища человека
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаш, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища. Материалы, используемые для строительства жилья у разных народов (чумы, яранги, вигвамы, юрты и
др.). История совершенствования жилища. Влияние климата и национальных
традиций на строительство жилья и других зданий. Архитектурные памятники в
строительстве, их значение для изучения истории.
История появления мебели
Назначение и виды мебели, материалы для ее изготовления.
История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных
традиций на изготовление мебели. Изготовление мебели как искусство. Современная
мебель. Профессии людей, связанные с изготовлением мебели.
История питания человека
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение
представлений о пище человека в разные периоды развития общества.
Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы
добывания:

собирательство,

бортничество,

рыболовство,

охота,

земледелие,

скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних животных в
жизни человека.
История хлеба и хлебопечения.
Способы хранения и накопления продуктов питания.

9

Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных
народов. Употребление пищи как необходимое условие сохранения здоровья и
жизни человека.
История появления посуды
Посуда, ее назначение. Материалы для изготовления посуды. История
появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного
круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды.
Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды,
ее виды. Преимущества деревянной по суды для хранения продуктов, народные
традиции ее изготовления.
Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.
Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
История появления одежды и обуви
Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для
изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде.
Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных
условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы,
инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и
скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние
природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции
изготовления одежды. Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и
обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере
региона).
История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение
разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли,
сандалии и др.
Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.
История человеческого общества
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком
морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире.
10

Истоки возникновения мировых религий: иудаизм, христианство, буддизм,
ислам. Значение религии для духовной жизни человечества.
Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения.
Направления в науке: астрономия, математика, география и др. Изменение
среды и общества в ходе развития науки.
Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни,
пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное
письмо, клинопись, иероглифическое письмо. Латинский и славянский алфавит.
История книги и книгопечатания.
Культура и человек как носитель культуры. Искусство как особая сфера
человеческой деятельности.
Виды и направления искусства.
Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия.
Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика.
Политика государства, гражданские свободы, государственные законы.
Экономика как показатель развития общества и государства. История денег,
торговли. Государства богатые и бедные.
Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.
Рекомендуемые виды практических заданий:
заполнение анкет;
рисование на темы: «Моя семья», «Мой дом», «Моя улица» и т. д.;
составление устных рассказов о себе, членах семьи, родственниках, друзьях;
составление автобиографии и биографий членов семьи (под руководством
учителя);
составление родословного дерева (рисунок);
рисование Государственного флага, прослушивание Государственного гимна;
изображение схем сменяемости времен года;
составление календаря на неделю, месяц: изображение «ленты времени»
одного столетия, одного тысячелетия; ориентировка на «ленте времени»;
объяснение смысла пословиц и поговорок о времени, временах года, о
человеке и времени и др.
11

чтение и пересказы адаптированных текстов по изучаемым темам;
рассматривание и анализ иллюстраций, альбомов с изображениями гербов,
монет, археологических находок, архитектурных сооружений, относящихся к
различным историческим эпохам;
экскурсии в краеведческий и исторический музеи;
ознакомление с историческими памятниками, архитектурными сооружениями;
просмотр фильмов о культурных памятниках;
викторины на темы: «С чего начинается Родина?», «Моя семья», «Мой род»,
«Я и мои друзья», «Страна, в которой я живу», «События прошлого», «Время, в
котором мы живем», «История одного памятника », «История в рассказах
очевидцев», «Исторические памятники нашего города» и др.
7 класс
Введение в историю
Что такое история. Что изучает история Отечества. Вещественные, устные и
письменные памятники истории. Наша Родина ― Россия. Наша страна на карте. Государственные символы России. Глава нашей страны. История края – часть истории
России. Как изучается родословная людей. Моя родословная. Счет лет в истории.
«Лента времени».
История нашей страны древнейшего периода
Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины.
Восточные славяне ― предки русских, украинцев и белорусов. Родоплеменные
отношения восточных славян. Славянская семья и славянский поселок. Основные
занятия, быт, обычаи и верования восточных славян. Взаимоотношения с соседними
народами и государствами. Объединение восточных славян под властью Рюрика.
Русь в IX – I половине XII века
Образование государства восточных славян ― Древней Руси. Формирование
княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика.
Крещение Руси при князе Владимире: причины и значение.
Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные
отношения. Жизнь и быт людей. Древнерусские города, развитие ремесел и
торговли. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.
12

Древнерусская культура.
Распад Руси. Борьба с иноземными завоевателями (XII - XIII века)
Причины распада единого государства Древняя Русь. Образование земель ―
самостоятельных

государств,

особенности

их

социально-политического

и

культурного развития. Киевское княжество. Владимиро-Суздальское княжество.
Господин Великий Новгород. Культура Руси в XII-XIII веках.
Русь между Востоком и Западом. Монгольские кочевые племена. Сражение на
Калке. Нашествие монголов на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя.
Героическая

оборона

русских

городов.

Значение

противостояния

Руси

монгольскому завоеванию. Русь и Золотая Орда. Борьба населения русских земель
против ордынского владычества.
Отношения Новгорода с западными соседями. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
Начало объединения русских земель (XIV – XV века)
Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь
Иван Калита и его политика. Расширение территории Московского княжества.
Превращение Москвы в духовный центр русской земли. Князь Дмитрий Донской и
Сергий Радонежский. Куликовская битва, ее значение.
Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Князь Иван III.
Освобождение

от

иноземного

господства.

Образование

единого

Русского

государства и его значение. Становление самодержавия. Система государственного
управления. Культура и быт Руси в XIV – XV вв.
Россия в XVI – XVII веках
Расширение государства Российского при Василии III. Русская православная
церковь в Российском государстве. Первый русский царь Иван IV Грозный. Система
государственного управления при Иване Грозном. Опричнина: причины, сущность,
последствия.

Внешняя

политика

Московского

государства

в

XVI

веке.

Присоединение Поволжья, покорение Сибири. Строительство сибирских городов.
Быт простых и знатных людей.

13

Москва ― столица Российского государства. Московский Кремль при Иване
Грозном. Развитие просвещения, книгопечатания, зодчества, живописи. Быт, нравы,
обычаи.
Россия на рубежеXVI-XVII веков. Царствование Бориса Годунова. Смутное
время.

Самозванцы.

Восстание

под

предводительством

И. Болотникова.

Освободительная борьба против интервентов. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Подвиг И. Сусанина. Освобождение Москвы. Начало царствования
династии Романовых.
Правление первых Романовых. Конец Смутного времени. Открытие новых
земель. Русские первопроходцы. Крепостные крестьяне. Крестьянское восстание
под предводительством С. Разина. Власть и церковь. Церковный раскол. Внешняя
политика России в XVII веке. Культура и быт России в XVII веке.
3. Тематическое планирование
Мир истории 6 класс (68 часов)
№
п/п
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Название раздела, темы
Мир истории
Введение. Почему надо изучать историю.
Раздел 1. Имя, отчество, семья, родословная
человека
История имени.
Отчество и фамилия человека.
Семья.
Биография.
Поколения людей.
Урок обобщения по разделу 1.
Раздел 2. Отчий дом. Наша Родина – Россия
О доме.
Изба – памятник русского домостроения.
Названия улиц и городов.
Родник «Двенадцать ключей».
Истоки.
Наша Родина – Россия.
Как устроено государство.
Кто управляет государством.
Герб, флаг, гимн России.
14

Количество
часов
70
1
6
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1

17.
18.
19.

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.

40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51-52
53.
54.
55.

Москва – столица России.
Мы жители планеты.
Урок обобщения по разделу 2.
Раздел 3. О том, что такое время и как его
изучают
Что такое время.
История календаря.
Русский земледельческий календарь.
Счет лет в истории.
Историческое время.
Раздел 4. Что изучает наука история
Что такое история.
Какие науки помогают истории.
Как работают археологи.
Исторические памятники.
Историческая карта.
Урок-практикум «Составление карты».
Урок обобщения по разделам 3 и 4.
Раздел 5. История Древнего мира
Земля и космос.
От кого произошел человек.
Человек умелый.
Следующее поколение людей каменного века.
Наступление ледников.
Как жили древние охотники, кочевники и
собиратели.
Новые занятия людей.
Урок обобщения по разделу 5.
Раздел 6. История вещей. Занятия человека на
Земле
Огонь в жизни древнего человека.
Огонь, глина, гончар.
Огонь открывает новую эпоху в жизни людей.
Вода, ее значение в жизни человека.
Развитие судоходства.
Вода и земледелие.
Вода как источник энергии.
Какие дома строили древние люди.
Как появилась мебель.
Как появились каша и хлеб.
История об обыкновенной картошке.
О керамике, фарфоре и деревянной посуде.
История появления одежды.
Одежда и положение человека в обществе.
Как люди украшали себя.
15

1
1
1
5
1
1
1

7
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1

56.
57-58
59-60
61
62
63
64
65
66
67-68

Урок обобщения по разделу 6.
Раздел 7. Человек и общество
О далеких предках – славянах и родовом строе.
Как люди понимали мир природы в древности.
Искусство и культура.
Практикум по теме: «Искусство и культура».
Письмо.
От изобретения колеса – к новым открытиям.
Изобретения человека.
Что такое мировая война.
Пионеры-герои Великой Отечественной войны.

1
12
2
2
1
1
1
1
1
1
2
12

История Отечества 7 класс (68 часов)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

20.

Название разделов и тем уроков
История Отечества
Введение. История – наука о прошлом.
Раздел 1. Древняя Русь
Происхождение славян. Три ветви славян.
Расселение восточных славян.
Восточные славяне и их соседи.
Облик славян и черты их характера.
Земледелие – основное занятие славян.
Организация жизни славян.
Жилища, одежда восточных славян.
Языческие традиции восточных славян.
Урок обобщения по разделу 1.
Раздел 2. Древнерусское государство
Как возникло Древнерусское государство.
Древнерусская летопись «Повесть временных лет»,
былины.
Об Аскольде, Дире и их походах в Византию. Князь
Олег.
Князь Игорь из рода Рюриковичей (913-945).
Княгиня Ольга. Месть древлянам.
Посольство Ольги в Византию.
Войны Святослава с хазарами.
Походы Святослава на Балканы. Гибель Святослава.
Урок обобщения по разделу 2.
Раздел 3. Крещение Древней Руси. Расцвет
Русского государства
Сыновья князя Святослава.
16

Количество
часов
70
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
1

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.

Князь Владимир Красное Солнышко.
Крещение Руси. 988 г.
Заслуги князя Владимира в управлении Русским
государством
Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром
(1019-1054)
Князь - воин, строитель, книжник. «Русская Правда»
Ярослава Мудрого.
Русь после смерти Ярослава Мудрого.
Князь Владимир Мономах.
Распад Руси на отдельные княжества в 12 веке.
Новгородская республика.
Ростово-Суздальское княжество в 12 в. Князь Юрий
Долгорукий (1132-1157).
История возвышения Москвы.
Культура Руси в 10-13 вв.
Образование и грамотность на Руси.
Жизнь и быт людей Киевской Руси.
Древнерусские города.
Урок обобщения по разделу 3.
Раздел 4. Русь в борьбе с завоевателями
Образование монгольского государства. Чингисхан и
его армия.
Битва на реке Калке.
Нашествие монголов на Русь.
Летописи о битвах на реке Сить и героической
обороне Козельска. Походы хана Батыя.
Новгородский князь Александр Невский (1236-1263).
Ледовое побоище.
Власть Золотой Орды над русскими князьями.
Объединение русских земель против Золотой Орды.
Московский князь Иван Калита (1325-1340).
Московский князь Дмитрий Иванович (1350-1389).
Куликовская битва, ее значение
Наследники Дмитрия Донского. Василий 3 Темный
(1425-1462)
Собирание Руси Иваном 3 (1462-1505).
Покорение Новгорода. Освобождение Руси от
Золотой Орды.
Управление государством Иваном 3.
Урок обобщения по разделу 4.
Раздел 5. Единое Московское государство
Русь в 16 веке.
Царь Иван Грозный (1533-1584). Начало правления
Ивана 4.
17

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
1
1

55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Реформы Избранной рады.
Войны Ивана Грозного.
Опричнина.
Покорение Сибири.
Россия после Ивана 4. Начало Смуты. Лжедмитрий 1.
Лжедмитрий 2. Семибоярщина.
Минин и Пожарский: за веру и Отечество.
Воцарение династии Романовых.
Царь Алексей Михайлович Романов. (1645-1676).
Укрепление южных границ России. Казачество.
Развитие России в 17 веке.
Культура России в 14-15 вв.
Культура России в 16-17 вв.
Урок обобщения по разделу 5.

18

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».