Чтение (Литературное чтение)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.Н.
Быкова»
(МАОУ СОШ №17 имени А.Н. Быкова)
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
к адаптированной основной образовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
от 30.08.2016 г. №121,
в редакции приказа ОО
№ 84 от «12» августа 2024 г

Рабочая программа
ЧТЕНИЕ (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)
7 класс

г. Сухой Лог, 2021

Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи
учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и
понимание содержания художественных произведений.
Цель: развитие речи учащихся через совершенствование техники
чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных
произведений.
Задачи:
• формирование у учащихся чтения про себя, последовательно
увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
• развитие полноценного восприятия доступных по содержанию
художественных произведений;
•
развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить
вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь
естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко,
выборочно, от лица различных героев произведения
•
нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников
на основе произведений художественной литературы (их содержание
позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в
обществе)
Поставленные задачи определяются особенностями психической
деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к
обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид
речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации.
В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом
(воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на
вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и
драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать
текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более
осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по
чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно эстетического и гражданского воспитания школьников на основе
произведений художественной литературы. Их содержание позволяет
учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
Начиная с 7 класса, учащиеся включаются в круг литературного чтения.
Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения
обусловливаются монографическим принципом. Следуя
основным
положениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомить
учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые
литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической
деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня,
2

пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые,
сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин,
троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ,
повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и
идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя.
Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет
коррекционную направленность.
Коррекционно-образовательные задачи:
- знакомить с произведениями устного народного творчества: сказками,
загадками, былинами, песнями, пословицами и поговорками, литературными
сказками,
художественными
произведениями
и
отрывками
из
художественных произведений классиков русской литературы.
- совершенствовать технику чтения (чтение с соблюдением логических
пауз, не совпадающими со знаками препинания).
- отрабатывать умения выделять главную мысль произведения;
называть главных действующих лиц; описывать их внешность, давать
характеристику их поступков, подтверждая выводы отрывками из текста,
составлять характеристики героев с помощью учителя.
- учить выделять в тексте меткие выражения, художественные
определения и сравнения, различать оттенки значений слов в тексте.
- закреплять умения подробно и кратко пересказывать прочитанное.
- учить конструировать развернутое высказывание, осуществлять
контроль за собственной речью, корректировать высказывание по ходу его
содержания или после.
- закреплять навыки заучивания наизусть.
Коррекционно-развивающие задачи:
- осуществлять литературное чтение, в процессе которого обучать
систематизации знаний в области русской и современной литературы.
- формировать правильное произношение, регулировать темп чтения.
- обогащать и активизировать словарь учащихся; расширять кругозор,
объем эмоциональной, оценочной лексики.
- развивать устную речь (умения высказывать свою мысль, связно
передать содержание и т. п.).
- развивать и корректировать восприятие учащихся, исправлять
недостатки образного мышления.
- развивать эмоциональную сферу, эстетические чувства (в
произведениях учащиеся должны научиться видеть красивое и безобразное;
борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости; различать
тружеников и бездельников; защитников Отечества и его врагов и т. п.).
- развивать мыслительную деятельность, устранять затруднения в
установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости
явлений, выделение в тексте непонятных слов и выражений, умение
пользоваться подстрочным словарем; подбор слов со сходными и
противоположными значениями, объяснение слов с помощью учителя,
3

данных в переносном значении и т. п.
- развивать и корректировать память и логическое мышление.
- вырабатывать жизненно необходимые речевые навыки.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к чтению и формировать любовь к
художественному слову, русской и современной литературе, устному
народному творчеству.
- воспитывать морально-этические и нравственные качества личности
на примере героев произведений (воспитание честности, чести и достоинства,
сострадания, милосердия, доброты, отзывчивости, мужества, смелости и др.).
- осуществлять патриотическое воспитание при чтении произведений о
прошлом и настоящем нашего народа, о его героизме в труде и ратных
подвигах (воспитание любви к Родине, своему народу, уважения к
историческому прошлому, сопричастности событиям, происходящим в
настоящее время, готовности к защите Родины в случае необходимости).
- осуществлять гражданское воспитание учащихся (воспитание
социальной активности, принципиальности в отстаивании своей позиции,
способности участвовать в общественной жизни; воспитание чувства
ответственности за судьбу страны).
- проводить работу по трудовому воспитанию (привитие уважения к
людям труда и результатам их трудовой деятельности, воспитание
добросовестного и ответственного отношения к труду, понимания
необходимости труда и готовности трудиться).
- воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности,
дисциплинированность, соблюдение предъявляемых требований, приучать к
самостоятельности.
- формировать культуру общения, коммуникативные навыки (умения
внимательно слушать взрослых и детей, вести диалог и т.д.).
При обучении происходит развитие познавательной деятельности,
речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 7- х классов. Занятия по
данной рабочей программе проводятся в форме урока. В 7 классе- 136 часов в
год, 4 часа в неделю.
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов,
указанное в тематическом плане. Важен не только дифференцированный
подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление
пройденного материала.
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе
устных опросов, проведения тестов, ответов на вопросы. Тексты, контрольноизмерительные
материалы
создает
учитель
в
соответствии
с
психофизическим особенностями каждого ученика. Контроль за техникой
чтения осуществляется в конце каждой четверти.
Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От
4

класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу
чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким
предложением. Меняются и формы организации чтения:
наряду с
коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают
приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению
семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более
разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения,
применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов,
мультимедиа, музыкальные фрагменты.

5

Планируемые результаты освоения учебного предмета
1- ый уровень
Читать вслух, правильно, выразительно, бегло (словосочетанием, в
трудных случаях - целыми словами).
Читать про себя с предварительным заданием легкие по содержанию
тексты.
Выделять тему и идею произведения с помощью учителя.
Формулировать вопросы к тексту (с помощью учителя)
Делить текст на части или озаглавливать и озаглавливать данные
части под руководством учителя, в простейших случаях самостоятельно.
Характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя),
давать оценку их поступкам.
Выделять в тексте незнакомые слова. Правильно их объяснять (с
помощью учителя)
Соотносить читаемые произведения с определенным жанром (с
помощью учителя)
Выучить наизусть не менее 10 произведений.
Читать внеклассную литературу под контролем учителя, участвовать
в его обсуждении.
Составлять отзывы под руководством учителя.
2- ый уровень
Читать вслух, правильно, выразительно доступные тексты целыми
словами;
Читать про себя проанализированные раннее тексты;
Отвечать на вопросы учителя;
Пересказывать близко к тексту отдельные части произведения,
доступные учащимся по изображенным событиям;
Высказывать свое отношение к поступкам героев в доступной
учащимся форме;
Выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);
Учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей
учеников);
Участвовать на уроках внеклассного чтения, выполняя доступные
задания по прочитанному тексту
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
предмета
Рабочая программа ориентирована на достижение:
1) Личностных результатов, включающих:
воспитание российской, гражданской идентичности: патриотизма,
уважение к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
6

наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, истории, религии, традициям, языкам
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной учебно исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному
образу жизни;
формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления;
значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и
заботливое отношение членов своей семьи;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
использование различных источников информации (словарей,
энциклопедии, интернет-ресурсы и другое) для решения познавательных и
коммуникативных задач.
Достижение личностных результатов осуществляется в процессе
реализации приоритетной цели литературного образования - «формирования
духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением,
национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием,
чувством патриотизма».
2) Метапредметных результатов, включающих:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
понимание литературы как одной из основных национально культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

7

3) Предметных результатов, включающих:
в познавательной сфере:
определение в произведении элементов сюжета, композиции, в
ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и
культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других
народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской
литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных
литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней; в
коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров,
осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать
на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные
монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие
работы

8

Содержание программы
Устное народное творчество.
Урок внеклассного чтения. Русская народная сказка «Сивка бурка».
Русская народная сказка «Журавль и Цапля». Русская народная сказка
«Умный мужик». Былина «Три поездки Ильи Муромца». Народные песни.
Пословицы. Загадки
Из произведений русской литературы XIX века.
А.С.Пушкин. Биографические сведения. А.С. Пушкин «Сказка о царе
Салтане...». Просмотр мультфильма по одноименной сказке А.С.Пушкина
«Сказка о царе Салтане.». А.С. Пушкин «Зимний вечер». А.С. Пушкин « У
Лукоморья».
М.Ю. Лермонтов. Биографические сведения. М.Ю. Лермонтов
«Бородино».
И.А.Крылов. Жанр басня. Особенности басен Крылова. Басня
«Кукушка и Петух». Басня «Волк и Журавль». Басня «Слон и Моська».
Н.А.Некрасов. Биографические сведения; «Несжатая полоса», «Генерал
Топтыгин»
Проверка техники чтения. Урок внеклассного чтения.
Л.Н.Толстой. Биографические сведения. Л.Н.Толстой «Кавказский
пленник». Просмотр фильма по одноименной повести Л.Н.Толстого
«Кавказский пленник»
A. П.Чехов. Биография писателя; «Хамелеон». Урок внеклассного
чтения.
B. Г.Короленко.
Биографические
сведения.
Повесть
«Дети
подземелья». Проверка техники чтения. Тестирование по пройденному
материалу. В.Г.Короленко «Дети подземелья».
Из произведений русской литературы XX века.
М.Горький. Биографические сведения. Отрывки из повести «Детство».
Отрывки из повести «В людях». Обобщающий урок по творчеству М.
Горького
М.Исаковский «Детство», «Ветер», «Весна»
Урок внеклассного чтения.
К. Паустовский. Биографические сведения. Рассказ «Последний
черт». М. Зощенко «Великие путешественники»
Урок внеклассного чтения.
К.Симонов. Биографические сведения. К.Симонов «Сын артиллериста»
В.Катаев. Биографическая справка. «Флаг»
Н. Рыленков. Биографическая справка. «Деревья», «Весна без вещуньикукушки», «Все в танцующей дымке». Библиотечный урок. Обобщающий
урок по творчеству Н. Рыленкова
Ю.Коваль.
Биографическая
справка.
«Капитан
Клюквин»,
«Картофельная собака»
Ю.Яковлев «Багульник». Библиотечный урок.
9

Р.Погодин. Биографическая справка. «Время говорит - пора»
A. Алексин. Биографическая справка. «Двадцать девятое февраля»
К.Ваншенкин. Библиографическая справка. «Мальчишка». Урок
внеклассного чтения. Моя любимая книга. «Снежки».
Внеклассное чтение
Знание основных сведений из жизни писателей.
Чтение книг из школьной и районной библиотек. Самостоятельное
чтение статей в газетах и детских журналах.
Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов.
Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки
действующих лиц. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
Рекомендуемая литература (на выбор)
B. П. Астафьев «Осенние грусти и радости», «Стрижонок Скрип»,
«Гуси в полынье», «Капалуха».
A. Р. Беляев «Чудесное око».
B. В. Бианки «Бешеный бельчонок», «Приказ на снегу», «Лупленый Бо
чок», «Мышарик», «Вести из леса».
4.Жюль Берн «Дети капитана Гранта».
А. П. Гайдар «Судьба барабанщика».
A. МГорький «Детство».
Т.Д.Дефо «Робинзон Крузо».
Л. Кассиль «Ночная ромашка», «Огнеопасный груз», «Солнце светит».
B. П. Катаев «Хуторок в степи».
10. В. Г. Короленко «Купленные мальчики», «Чудная», «Последний
луч», «Дети подземелья».

10

Тематическое планирование
№
п/п

Словарная
работа

Информационное
сопровождение

Введение.
Знакомство
с
1
учебником. Сказки.
Сивка - бурка (русская народная 1
сказка)

Форзац, бытовой
жанр
Сказка, зачин

учебник

Журавль
и Цапля (русская
народная сказка)
Умный
мужик
(русская
народная сказка)

Присказка

Иллюстр. на стр.19.

Концовка,
казна
Былина.

Иллюстр. на стр. 22.

1

Кручина

Иллюстр. на стр.31

Картинки о природе, о
животных, овощи.

Название раздела, темы урока

Колво
час.

Устное народное творчество
1
2

3
4
5

Былина. Три поездки Ильи Муромца
6

1
1
1

Учебник, иллюстр. на стр.16

Иллюстр. на стр. 25, 27.

Народные песни «Ах, кабы на цветы
не морозы...», «По улице мостовой»
7

Пословицы. Загадки.

1

Пословица,
загадка.

8

Обобщение
по
разделу
«У стное народное творчество»

1

Устное народное
творчество

Внеклассное чтение.

1

9

Дневник читателя, газеты

Чтение газет и журналов.

Из
произведений
литературы XIX века

русской

10

Александр
Сергеевич
Слово о писателе.

Пушкин. 1

11
12

«Сказка о царе Салтане, о сыне его 2
славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
царевне Лебеди»

13

Стихотворение
«Зимний вечер»

14

А.С.Пушкина «У лукоморья»
(отрывок из поэмы «Руслан и
Людмила»)

1

15

Внеклассное чтение.

1

А.С.Пушкина 1

Гувернёр,
рать,
сень наук
Светлица
град
тужить
непривальный бает
булат
Веретено,
обветшалая,
лачужка
Поэма,
лукоморье

Портрет А.С.Пушкина,
презентация о жизни и
творчестве писателя
Раздаточный
материал
к
сказке о царе Салтане, о сыне
его славном и могучем
богатыре
князе
Гвидоне,ДВДфильм.

Иллюстр.
на
стр.
учебника 71. Картина «У
Лукоморья»,
отрывок из оперы М. Глинки
«Марш
Черномора».
Портрет
писателя

16

17
18
19

20
21

22
23

В.Астафьев «Гуси в полынье»
Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово 1
о писателе. «Бородино»
Иван Андреевич Крылов. Слово о
1
писателе.
Иван
Андреевич
Крылов.
1
«Кукушка и петух»
Иван Андреевич Крылов. «Волк и 1
Журавль»,
Иван Андреевич Крылов. «Слон и
1
Моська»
Итоговый урок по творчеству И.А. 1
Крылова

Внеклассное чтение.
Л.Кассиль «Ночная ромашка»
Николай Алексеевич Некрасов.
Слово о поэте. Стихотворение
«Несжатая полоса»

1

Николай
Алексеевич
«Генерал Топтыгин»

25

Лев Николаевич Толстой. Слово о
1
писателе
Лев
Николаевич
Толстой. 3
«Кавказский пленник»

29
30

31

произведение
Портрет
М.Ю.Лермонтова.

Баснописец

Портрет И.А.Крылова

Молвил, божусь
Пособить,
коварный
Зевака

1

24

26
28

Редут,
кивер,
бивак, лафет.

Некрасов. 3

Итоговый урок по творчеству
1
Л.Н.Толстого
Антон Павлович Чехов. Слово о 1
писателе. А. Чехов «Хамелеон»

Баржа, бурлак,
станица

Столбовая
дорога,
тракт

Граф
Татары
Аул
Сакля Лоханка
Бешмет
Мечеть
Чалма
Верста
Рассолодил
аршин

Владимир
Галактионович 1
Короленко. Слово о писателе

33-

В.Г.

Короленко

«Дети 3

Портрет
И.А.Крылова,разда- точный
материал к уроку
Портрет
писателя
произведение
Портрет
Н.А.
Некрасова
Картина М. Репина «Бурлаки
на Волге»
Иллюстр. на стр.101.

Портрет Л.Н.Толстого
Дидактический материал к
повести

Портрет Л.Н.Толстого
Смех, насмешка.
Надзиратель
Городовой Мировой
судья

Портрет А.П.Чехова
Иллюстр. на стр.133. 136.

Портрет
А.П.Чехова,
произведение

1

32

Иллюстр. на стр.91

Портрет Л.Н.Толстого

Внеклассное чтение.

А.П. Чехов «Каштанка»

Иллюстр. на стр.89

Портрет В.Г.Короленко

Часовня, престол

Портрет В.Г.Короленко,

12

35

36

Из
произведений
литературы XX века

русской

37

1
Максим Горький.
Слово о
писателе. «Детство» (отрывки из
повести)
(Составление
характеристики об Алеше)

38

«В людях» (отрывки из повести)
(Составление характеристики об
Алексее)

39

Внеклассное чтение.

40
41

1

Д. Дефо «Робинзон Крузо»
Михаил Васильевич Исаковский.
1
Слово о поэте.
1
Михаил Васильевич Исаковский.
«Детство» «Ветер», «Весна»
Составление
рассказа
о
наступлении весны в моем городе.
Константин
Георгиевич 1
Паустовский. Слово о писателе.
К.
Паустовский
«Последний
черт»

43

Внеклассное чтение.

45

46

К.Паустовский «Жильцы старого
дома»
Михаил
Михайлович
Зощенко.
1
Слово о писателе.
1
«Великие путешественники».
Составление рассказа «Смешной
случай, произошедший со мной»
Николай Иванович Рыленков. Слово 1
о писателе. «Деревья», «Весна без
вещуньи - кукушки», «Всё в тающей
дымке».
Юрий Иосифович Коваль.
Слово о писателе.

1

48

Юрий Иосифович Коваль.
«Капитан Клюквин»

1

49

Рр.Составление
характеристики
1
клеста по плану
1
Юрий Иосифович Коваль
«Картофельная собака»

51-

Ю. И. Коваль

Портрет
М.Горького,презентация
жизни и творчестве
писателя

Тальма,
стеклярус,
фасад

Иллюстр. на стр.186.188

о

Портрет писателя
Сирота
Калитка

Процент,
армяк

1

47

50

Псевдоним,
семишник,
карниз

1

42

44

план сочинения

подземелья» (в сокращении).
Рр.Сочинение «Минуты радости и
тревоги»
1
Обобщение по разделу
Из
произведений
русской
литературы XIX века

Портрет
М.В.
Исаковского.
Картинки «Наступает весна»

рядно, Портрет
К.Г.
Паустовского предметный
рисунок
пеликана.
Портрет писателя

Гимназия,
пароход

Портрет М.М. Зощенко.

Межа,
чёрствая душа

Портрет
И.Рыленкова
Предметные
деревьев

Критичность

Н.
рисунки

Портрет Ю.И.Коваль

Эпизод, гуляка

2

13

52
53
54
55

«Картофельная собака»
Пересказ от имени собаки
Юрий
Яковлевич
Яковлев 2
«Багульник»

57
58
59

Внеклассное чтение

60
61

1
А.П.
Гайдар
«Судьба
барабанщика»
Радий Петрович Погодин «Время 2
говорит - пора»

62

Анатолий Георгиевич Алексин.
Слово о писателе.

63
64

2
А. Г. Алексин «Двадцать девятое
февраля» (отрывок из повести
«Звоните и приезжайте»)
Константин
Яковлевич 2
Ваншенкин. Слово о писателе.
«Мальчишка», «Снежки»

65
66
67

68

Предметные
рисунки
породы собак
Портрет писателя

Лейтенант рысь,
карьер
Косая сажень

Портрет К.М.Симонова

Кирха
Капитуляция
Кубрик

Портрет В.П.Катаева, учебник

Внеклассное чтение.

1
В. Бианки «Бешеный бельчонок»
Константин
Михайлович, 1
Симонов
Военный
корреспондент.
«Сын
артиллериста» (отрывки).
Пересказ
содержания
стихотворения от лица Леньки
Валентин Петрович Катаев. Слово о 2
писателе. «Флаг»

56

Дюны

Внеклассное чтение

Портрет писателя,
произведение
Опекунство

Портрет Р.П.Погодина

Своё лицо

Портрет А.Г.Алексина

Ватага
благодать

Портрет
К.Я.Ваншенкина

1

1

А.А. Сурков Стихотворения из цикла
«Победители»
1
Обобщение по разделу
Из
произведений
русской
литературы XX века
Что читать летом»

Сборники стихов

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».