Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.Н. Быкова» (МАОУ СОШ №17 имени А.Н. Быкова) ПРИЛОЖЕНИЕ №2 к адаптированной основной образовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 30.08.2016 г. №121, в редакции приказа ОО № 84 от «12» августа 2024 г АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЧТЕНИЕ г. Сухой Лог, 2021 год 1) 2) 3) 1) 2) Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 28.08.2020 N 442 (рег. № 60252 от 06.10.2020); Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28; Санитарные правила и нормы 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 2 (рег. 62296 от 29.01.2021). Данная рабочая программа предназначена для учащихся 6 класса, имеющих интеллектуальные нарушения, и обеспечивает реализацию прав граждан с отклонениями в развитии на получение образования, коррекции нарушения развития, социальной адаптации в условиях специального коррекционного обучения. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом. Программа по чтению и развитию речи направлена на развитие речемыслительных способностей обучающихся, формирование нравственных позиций поведения и всестороннее развитие и социализацию личности, учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталого ребенка. Программа предполагает реализацию дифференцированного и деятельностного подхода к обучению и воспитанию ребенка с интеллектуальными нарушениями. В 6 классе продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе используется тематический принцип подбора литературного материала. I. Планируемые результаты освоения курса В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам. Личностные результаты: У обучающихся будут сформированы умения: - осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности; - гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; - адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи; - уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; - активно включаться в общеполезную социальную деятельность; - бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. Предметные результаты Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный уровень: Обучающиеся научатся: - читать осознанно, правильно вслух; - читать «про себя», выполняя задания учителя; - отвечать на вопросы учителя. Достаточный уровень: - читать вслух правильно, выразительно, осознанно, бегло в соответствии с нормами литературного произношения; - читать «про себя»; - выделять тему и идею произведения с помощью учителя; - формулировать вопросы к тексту; - делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях — самостоятельно; - составлять простой план под руководством учителя; - характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их поступкам; - выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя); - производить пересказ прочитанного по составленному плану; полный и выборочный пересказ; - учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников); - участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту. Метапредметные результаты Обучающиеся научатся: - осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Познавательные базовые учебные действия: - дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; - использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; - применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач; - использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Коммуникативные базовые учебные действия: - вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); - слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый); использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; - использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные. II. Содержание учебного предмета. Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней; о знаменательных событиях в жизни страны. Изучаемые произведения: 1. Моя Родина. В.Песков «Отечество»; М. Ножкин «Россия»; М. Пришвин «Моя Родина». 2.Золотая осень. В. Бианки «Сентябрь»; И. Бунин «Лес, точно терем расписной»; Ю. Качаев «Грабитель». Б. Житков «Белый домик». А. Белорусец «Звонкие ключи». К. Паустовский «Заячьи лапы». И. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще». Е. Носов «Хитрюга». В. Бианки «Октябрь». 3. Великая радость - работа. С. Михалков «Будь человеком». Б. Заходер «Петя мечтает». По Д. Биссету «Слон и муравей». По Д. Биссету «Кузнечик Денди». Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой». Дж. Родари «Пуговкин домик». 4. Страницы истории. Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Ф. Глинка «Москва». В. Бианки «Ноябрь». По А. Алексееву «Без Нарвы не видать моря». По А. Алексееву «Рассказы о русском подвиге». Е. Холмогорова «Великодушный русский воин». 5. Что такое хорошо, что такое плохо. По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи». Е. Пермяк «Тайна цены». По переводу Д. Гальпериной «Здравствуйте». 6. Здравствуй, гостья – Зима. В. Бианки «Декабрь». Е. Благинина «Новогодние загадки». А. Никитин «Встреча зимы». А. Дорохов «Тёплый снег». А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…» Д. Хармс «Пушкин». В. Бианки «Январь». Х.-К. Андерсен «Ель». А. Чехов «Ванька». И. Никитин «Весело сияет» (отрывок). И. Суриков «Белый снег пушистый». М. Зощенко «Лёля и Минька». Ю. Рытхэу «Пурга». Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость». В. Бианки «Февраль». С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». По Х.-К. Андерсену «Снежная королева». 7.Весна – красна. С. Смирнов «Первые приметы». В. Бианки «Март». По В. Песков. «Весна идёт». М. Пришвин «Жаркий час». Г. Скребицкий «Весенняя песня». В. Жуковский «Жаворонок». А. Толстой «Детство Никиты». А. Твардовский «Как после мартовских метелей». А. Плещеев «И вот шатёр свой голубой». В. Бианки «Апрель». тК. Паустовский «Стальное колечко». 8.Рассказы о животных По В. Астафьеву «Злодейка». По Е. Барониной «Рассказы про зверей». В. Драгунский «Кот в сапогах». Д. Хармс «Заяц и Ёж». И. Крылов «Зеркало и Обезьяна» По Р. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави». 9.Рассказы, сказки, стихи для детей В. Набоков «Дождь пролетел…» В. Бианки «Май». М. Дудин «Наши песни спеты о войне». В. Медведев «Звездолёт «Брунька». По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками». По А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц». В. Астафьев «Зорькина песня» Н. Рыленков «Нынче ветер…» -. Л. А. -. Л. А. Кассиль «Все вернется», «Держись, капитан», «У классной доски», «Улица младшего сына». В. П. Катаев «Белеет парус одинокий». И. С. Я. Маршак «Быль-небылица», «Мистер-Твистер», «Почта военная», «Ледяной остров», «Приключения в дороге». А. Я. Мамин-Сибиряк «Умнее всех сказка», «Емеля-охотник», «Дедушкино золото», «Приемыш», «Сказка про Воробья Воробеича». Я. Я. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне». Ю. К. Олеша «Три толстяка». К. Г. Паустовский «Золотой ясень», «Сивый мерин», «Кот-ворюга», «Прощание с летом». Е. А. Пермяк «Волшебные истории», «Голубые белки», «Лесной», «Волшебная правда». М. М. Пришвин «Кладовая солнца», «Лесной хозяин», «Наш сад», «Барсук», «Лесной доктор», «Птицы под снегом». Джанни Родари «Путешествие голубой стрелы». Г. А. Скребицкий «Длинноносые рыболовы», «Замечательный сторож». А. Я. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино». Кассиль «Все вернется», «Держись, капитан», «У классной доски», «Улица младшего сына». В. П. Катаев «Белеет парус одинокий». С. Я. Маршак «Быль-небылица», «Мистер-Твистер», «Почта военная», «Ледяной остров», «Приключения в дороге». А. Я. Мамин-Сибиряк «Умнее всех сказка», «Емеля-охотник», «Дедушкино золото», «Приемыш», «Сказка про Воробья Воробеича». Я. Я. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне». № п/п Программный материал Кол-во часов Ю. К. Олеша «Три толстяка». III. Тематическое планирование Моя родина В. Песков «Отечество» М. Ножкин «Россия» М.Пришвин «Моя Родина» 1. 1.1 1.2 1.3 2. 2.1 2.2 2.3 2.3 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 4. 4.1 4.2 4.3 Золотая осень 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 6. 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 6.8 6.9 6.10 6.11 6.12 6.13 В. Бианки «Сентябрь» И. Бунин «Лес» Ю. Качаев «Грабитель» Б. Житков «Белый домик» А. Белорусец «Звонкие ключи» К. Паустовский «Заячьи лапы» И. Тургенев «Осенний день в березовой роще» Е. Носов «Хитрюга» В. Бианки «Октябрь» Великая радость - работа С.Михалков «Будь человеком» Б.Заходер «Петя мечтает» Д. Биссет «Слон и Муравей» Внеклассное чтение Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш», ч.1 Д.Биссет «Кузнечик Денди» Д. Родари «Мальчик с палкой», «Пуговкин домик» Страницы истории «Илья Муромец и соловей-разбойник» (отрывок из былины) Ф.Глинка «Москва» В. Бианки «Ноябрь» С. Алексеев «Без Нарвы не видать моря», «На берегу Невы», «Медаль», «Гришенька» Е.Холмогорова.р Великодушный русский воин. «Серебряный лебедь», «Боевое крещение», «День рождения Наполеона», «В дни спокойные». Что такое хорошо, что такое плохо Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи» Внеклассное чтение Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш», ч.2 Е.Пермяк «Тайна цены» Е.Гальперина «Здравствуйте» Здравствуй, гостья – Зима В.Бианки. «Декабрь» Е. Благинина. «Новогодние загадки» А.Никитин «Встреча зимы» А.Дорохов «Теплый снег» А.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...» Д.Хармс «Пушкин» В.Бианки. «Январь» Х.-К.Андерсен «Ель» А Чехов «Ванька» И.Никитин «Месяц над селом» И.Суриков «Белый снег» М.Зощенко «Лёля и Минька» Ю.Рытхэу «Пурга» 6.14 Внеклассное чтение Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш», ч.3 4.4 4.5 3 1 1 1 13 1 1 1 1 3 2 1 2 1 7 1 1 1 1 1 2 11 1 1 1 4 4 8 3 1 2 2 37 1 1 1 1 1 2 1 6 2 1 1 3 2 1 6.15 Ю.Дмитриев «Таинственный ночной гость» 1 6.16 В.Бианки «Февраль» 1 6.17 6.18 6.19 7. 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 7.7 7.8 7.9 7.10 7.11 С.Маршак «Двенадцать месяцев» Х.К.-Андерсен «Снежная королева» Внеклассное чтение Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш», ч.4 Весна – красна С. Смирнов «Первые приметы» В.Бианки «Март» В. Песков «Весна идет» М.Пришвин «Жаркий час» Г.Скребицкий «Весенняя песня» В Жуковский «Жаворонок» А. Толстой «Детство Никиты» А. Твардовский «После мартовских метелей» А. Плещеев «И вот шатер свой голубой …» В. Бианки «Апрель» К. Паустовский «Стальное колечко» 5 5 1 17 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 5 Рассказы о животных 28 8.1 В. Астафьев «Злодейка» 2 8.2 Е.Баронина «Рассказы про зверей» 4 8.3 8.4 8.5 8.6 8.7 Внеклассное чтение Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» Ч.5 В. Драгунский «Кот в сапогах» Д.Хармс «Заяц и Еж» И.Крылов «Зеркало и обезьяна» Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» 1 4 2 1 14 Рассказы, сказки, стихи для детей 20 9.1 В. Набоков «Дождь пролетел» 1 9.2 В.Бианки «Май» 1 9.3 М.Дудин «Наши песни спеты..» 1 9.4 9.5 9.6 9.7 9.8 9.9 9.10 В. Медведев «Звездолет Брунька» Внеклассное чтение Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» Ч.6 К Паустовский «Корзина с еловыми шишками» А.Сент-Экзюпери «Маленький принц» В Астафьев «Зорькина песня» Н.Рыленков «Нынче ветер» Внеклассное чтение Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш», ч.7 Итого 8. 9. 5 1 4 4 1 1 1 136