Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.Н. Быкова» (МАОУ СОШ №17 имени А.Н. Быкова) ПРИЛОЖЕНИЕ №2 к адаптированной основной образовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 30.08.2016 г. №121, в редакции приказа ОО № 84 от «12» августа 2024 г Адаптированная рабочая программа по музыке, 6 - 7 класс, 2 Пояснительная записка Адаптированная образовательная рабочая программа начального общего образования по «Музыке» 5 -7 классы разработана на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 -8 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Музыка» автор Евтушенко И.В.). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 г. При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащихся, содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью. Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития,,которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутри утробного развития до трех лет). Общим признаком у в сех обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации. Музыкально - эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в формировании художественной культу ры для детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря развитию технических средств, м узыка стала одним из самых распространенных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей жизни. Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учётом индивидуальных способностей и потребностей учащегося. Цели образовательно-коррекционной работы с учётом специфики учебного предмета Целью музыкального образования является овладение обучающимися с ОВЗ музыкальной культурой, развитие музыкальности обучающихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки. Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед учителем на уроках музыки. Задачи образовательные: - формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственно – музыкальной исполнительской деятельности; - формировать музыкально-эстетический словарь; 3 - формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности; - совершенствовать певческие навыки; - развивать чувство ритма, речевую активность звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки; Задачи воспитывающие: - помочь самовыражению обучающихся с ОВЗ через занятия музыкальной деятельностью; - способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения; - содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость; - активизировать творческие способности. Задачи коррекционно - развивающие: - коррегировать отклонения в интеллектуальном развитии; - коррегировать нарушения звукопроизносительной стороны речи. Общая характеристика учебного предмета Содержание музыкального образования в школе - это запечатленный в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на Земле, с эстетических и нравственных позиций. Основной чертой музыки от других видов искусств является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательные психические реакции. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы развивать высшие психические функции ребенка, к которым относятся: мышление, воля, мотивация. Данная программа составлена с учетом возрастных, психофизических особенностей обучающихся: нарушение познавательной деятельности, особенности эмоционально-волевой сферы. В коррекционной работе используются специально подобранные формы и методы музыкального общения, музыкальные произведения, игровые и проблемные ситуации, которые воздействуют на аффективную сферу ребенка, развивают высшие психические процессы, такие как мотивация, память, мышление, способствуют формированию нравственных качеств личности обучающихся. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Рабочая программа по музыке реализуется в течение учебного года по расписанию: 4 6 класс – 1 раз в неделю в кол-ве 34 часа; 7 класс – 1 раз в неделю в кол-ве 34 часа. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные БУД: положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию. Коммуникативные БУД: • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; • обращаться за помощью и принимать помощь; • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми. Предметные БУД: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). Регулятивные БУД: активное отношение к традициям культуры как смысловой эстетической и личностно значимой ценности; уважение к искусству и культуре своей Родины; способность к самостоятельным действиям; умение эстетически подходить к любому виду деятельности; организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке и в жизненных ситуациях под руководством учителя. Личностные результаты: - наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; 5 - приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально творческих возможностей; - развитие мотивов музыкально-учебной деятельности. Предметные результаты: - развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкальному искусству и различным видам (или какому -либо виду) музыкально-творческой деятельности; - развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека; - общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства; - представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов. Обучающиеся научатся: - воспринимать музыку различных жанров; - эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности; - определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных; - общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов; - узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. Основное содержание учебного предмета Рабочая программа по музыке состоит из следующих разделов: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты. Раздел «Пение» Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, пение влияет на звукопроизношение обучающихся с ОВЗ, развитие слухового, мышечного внимания. Для обучающихся с ОВЗ очень важна точность передачи музыкальной интонации, так как многим из них музыкальная интонация или музыкальная речь является средством общения между собой. Песня - яркая образная форма углубленного представления об окружающей действительности. В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. 6 Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речевого аппарата, углублению дыхания, укрепления осанки и собственно голосового аппарата. Основные задачи пения: 1. Формировать у обучающихся певческие умения и навыки, способствующие выразительному исполнению. 2. Учить детей исполнять песни, как с помощью учителя, так и самостоятельно. 3. Развивать музыкальный слух, приучая различать правильное и неправильное интонирование высоты звука, их длительность, направление движения мелодии, слышать себя во время исполнения песни. 4.Развивать голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон, преодолевая монотонное гудение у низко поющих детей. 5. Помогать проявлению творческих способностей, самостоятельному исследованию песен в играх, хороводах, сценках. Певческие умения и навыки. 1. Певческая установка - это позиция, при которой голос ребенка подается без особого труда при наличии правильно сформированного дыхания и прямой осанки. 2. Вокальные навыки - это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Вдох должен быть глубоким и быстрым, а в ыдох медленным. Слова произносятся четко, ясно, при этом важно следить за правильным положением языка, губ, свободными движениями нижней челюстью. 3. Хоровое пение - это взаимодействие ансамбля и строя, то есть правильное соотношение силы и высоты хорового звучания, слитность звучания, выработка унисона, тембра и строя как точной чистой певческой интонации. 4. Дикция (ясное произношение слов) формируется постепенно. Многие обучающиеся специальной коррекционной школы имеют стойкие речевые дефекты: картавость, шепелявость, над устранением которых приходится работать в течение всего процесса обучения. Отсутствие дикции делает пение вялым и слабым. Детям очень трудно петь в ансамбле. Часто они опережают общее звучание или отстают от него или стараются перекричать других. На выбор репертуара для пения оказывают влияния определенные ограничения, возникающие при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Это небольшой диапазон голоса, затрудненность воспроизведения обучающимися даже несложного ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи. В связи с этим репертуар для пения должен удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь удобный для воспроизведения диапазон мелодии, несложн ый ритм, понятный и простой для произношения текст. Однако, если песни, трудные для воспроизведения, отличаются яркими образами, художественной привлекательностью, эмоциональностью, то они вполне могут быть усвоены детьми. Раздел «Слушание музыки» Раздел «Слушание музыки» имеет конкретные задачи: - знакомить обучающихся с художественными, доступными образцами классической и народной музыки; - развивать музыкальную восприимчивость обучающихся, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке; 7 - дать первоначальные сведения о музыке, подводить к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания, характера, средств музыкальной выразительности; - развивать умение передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений. Содержание программы «Слушание музыки» включает в себя три основных элемента: 1.Ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений. 2. Развитие навыков культуры слушания. 3.Формирование музыкального вкуса в процессе накопления музыкальных впечатлений, первоначальных сведений о музыке. Музыка имеет свою речь, свой язык, мелодию, регистр, темповые изменения. В процессе слушания музыкальных произведений, обучающиеся постепенно приобщаются к музыкальной речи, учатся различать виды музыкальных произведений (песня, танец, марш), у них формируются первоначальные представления о содержании песен, пьес и их форм (вступлении, запев, припев). Музыка, рекомендуемая для пения и слушания, большей частью создана для детей. Однако, музыкальный репертуар может быть значительно расширен. Ознакомление обучающихся с музыкой, написанной не только для детей, значительно обогатит их общее разви тие, окажет положительное воздействие на познавательные способности. Музыкальный репертуар для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени подготовленности, личностных особенностей обучающихся, может быть изменен в зависимости от местных условий, исторических изменений в стране. Раздел «Элементы музыкальной грамоты» Объем материала этого раздела сводится к минимуму. Это связано с ограниченностью усвоения обучающимися с ОВЗ отвлеченных понятий, таких, как изображение музыкального материала на письме и др, опирающихся на абстрактно-логическое мышление, отсутствующее у обучающихся с ОВЗ. Содержание программы «Музыка» 6 класс: Раздел - Пение: Формирование легкого, певучего звучания голосов учащихся. Отработка четкого, ясного произношения текстов песен. Контроль за тем, чтобы широкие скачки в мелодии не нарушали вокальную мелодическую линию и ровность звучания. Углубление навыков кантиленного пения: ровность, напевность звучания, протяженное и округлое пение гласных, спокойное, но вме сте с тем относительно быстрое произнесение согласных, длительность фраз, исполняемых на одном дыхании. В произведениях маршевого характера наряду с требованиями четкости, решительности, добиваться напевности и мягкости звучания. В случаях дикционной трудности необходимо проведение специальной работы, включая анализ слов и использование выразительного чтения текста в ритме музыки. Развитие умения выразительного пения, передавая разнообразный характер содержания \ бодрый, веселый, ласковый, напевный и др. Повторение песен, изученных в 5 классе. Раздел - Слушание музыки: 8 Музыка и изобразительное искусство. Картины природы в музыке и в живописи. Способность музыки изображать слышимую реальность и пространственные отношения. Программная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство. Музыка и театр.киноискусство и анимация. Музыка как эмоциональный подтекст происходящего на сцене и на экране, ее самостоятельное значение. Роль музыки в раскрытии содержания спектакля, фильма, в изображении образов героев, в характеристике событий и явлений. Сопоставление характера настроения прослушанных произведений. Выводы учащихся о музыкальных образах этих произведений. Особенности творчества композиторов: Моцарта, Бетховена, Грига. Развитие умения саморегуляции различных эмоциональных расстройств с помощью специально подобранного материала. Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра. Знакомство с инструментами симфонического оркестра \ гобой, кларнет, фагот\, духовыми медными \ туба, тромбон, валторна \, ударными \ литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты \, струнными инструментами. Повторное прослушивание произведений из программы 5 класса. Раздел - Музыкальная грамота: Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности, используемых композиторами: лад \ мажор, минор \, динамические оттенки \ громко, тихо, умеренно громко, умеренно тихо, усиливая, затихая \, регистр \ высокий, средний, низкий \. Элементарные сведения о музыкальных профессиях, специальностях: композитор, дирижер, музыкант, пианист, скрипач, гитарист, тр убач, солист, артист, певец и др.\ Материал для пения 6 класс 1 четверть «Дорога добра» муз. М.Минкова, сл. Ю.Энтина «Листья жѐлтые» муз.Р.Паулса, сл.Я.Петерса, русский текст И.Шаферана «Сторона моя» муз.И.Космачѐва. сл.Л.Дербенѐва «Осень» муз. И сл. Ю.Шевчука 2 четверть «Московские окна» муз.Т.Хренникова, сл.М.Матусовского «Огромное небо» муз.О.Фельцмана, сл.Р.Рождественского «Волшебникнедоучка» муз.А.Зацепина, сл.Л.Дербенѐва «Зима» муз.ЭХанка «Песня остаѐтся с человеком» муз.А.Островского, сл. С.Острового 3 четверть «Женька» муз.Е.Жарковского, сл.К.Ваншенкина «Надежда» муз.А.Пахмутовой, сл. Н.Добронравова «Мальчики» муз.Е.Жарковского, сл.Н.Владимова «Самая хорошая» муз.Иванникова «Крыша дома моего» муз.Ю.Антонова. сл.М.Пляцковского 4 четверть 9 «До свидания, мальчики» муз.и сл. Б.Окуджавы «На безымянной высоте» муз.ВБаснера, сл.М.Матусовского «Майский вальс» муз.И.Лученка, сл.М.Ясеня «Улица мира» муз.А.Пахмутовой, сл. Н.Добронравова Музыкальные произведения для слушания И.Бах «Ария», ре-мажор И.Бах Токката и фуга ре-минор Дж. Бизе Вступление к опере «Кармен» Дж. Бизе «Хабанера» из оперы «Кармен» М.Равель «Болеро» Д.Россини Увертюра к опере «Севильский цирюльник» И.Штраус «Вальс» из оперетты «Летучая мышь» Ф.Шуберт «Серенада» М.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Жизнь за царя» «Горные вершины» муз.А.Рубинштейна, сл.М.ЛермонтоваН.А.Римский-Корсаков опера «Садко» Г.Свиридов «Время, вперѐд» А.Хачатурян «Танец с саблями» П.И.Чайковский Концерт № 1 для ф-но с оркестром Э Морриконе музыка из кинофильма «Профессионал» Оркестр Поля Мориа, Д.Ласта, Ф.Папетти Учебно-методический комплекс В связи с отсутствием учебников по музыке в авторской программе «Музыка и пение» И.В. Евтушенко - «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида» допускается частичное использование учебников «Музыка» для 5, 6,7, 8 классов Науменко Т.И, Алеева В.В., М.: Дрофа, 2004 год, а также фонохрестоматии музыкального материала для 5, 6, 7, 8 классов М.: Про свещение, 2006 год. Интернет-ресурсы: детские песни, классическая музыка для детей и юношества. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса Должны знать: средства музыкальной выразительности; основные жанры музыкальных произведений; музыкальные инструменты; музыкальные профессии и специальности; особенности творчества изученных композиторов; особенности народного музыкального творчества. Должны уметь: самостоятельно исполнять несколько песен; отвечать на вопросы о прослушанном произведении; называть произведения, композиторов; называть исполнителя- певец, инструмент, оркестр, ансамбль; 10 определять характер, содержание произведения; определять ведущие средства выразительности; давать адекватную оценку качеству исполнения произведения. Содержание программы по музыке 7 класс: Раздел - Пение: Использование песенного материала в диапазоне СИ1 – МИ 2,однако крайние звуки используются довольно редко. Продолжение работы над формированием певческого звука в условиях мутации. Щадящий голосовой режим. Предоставление удобного диапазона для исполнения. Контроль учителя за индивидуальными изменениями голоса каждого ученика. Развитие умения исполнять песни одновременно с фонограммой инструментальной и вокальной. Вокально- хоровые упражнения, попевки, прибаутки. Повторение песен, разученных в 6 классе. Раздел - Слушание музыки: Легкая и серьезная музыка, их взаимосвязь. Лучшие образцы легкой музыки в исполнении эстрадных коллективов: произведения современных композиторов, лирические песни, мелодии из классических сочинений в произведениях легкой музыки. Вокальная музыка, основывающаяся на синтезе музыки и слова. Програмная музыка- инструментальная, оркестровая, имеющая в основе литературный сюжет. Общее и специфическое в литературной драматургии в оперном искусстве. Особенности творчества композиторов: Глинки, Чайковского, Римского- Корсакова. Элементарные сведения о жанрах музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада. Формирование представлений о составе и звучании групп современных музыкальных инструментов. Знакомство с современными электронными музыкальными инструментами: синтезатор, гитара, ударные инструменты. Повторное прослушивание произведений из программы 6 класса. Раздел - Музыкальная грамота: Интонация, как совокупность выразительных средств музыки. Интонация в разговорной речи и в музыке. Мелодия, как основное выразительное средство. Характер мелодии в зависимости от лада, ритма, тембра. Мелодии декламационного характера. Формирование элементарных представлений о музыкальных терминах: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка Требования к уровню подготовки учащихся: Должны знать: средства музыкальной выразительности; основные жанры музыкальных произведений; музыкальные инструменты; музыкальные профессии и специальности; особенности творчества изученных композиторов; 11 особенности народного музыкального творчества. Должны уметь: самостоятельно исполнять несколько песен; отвечать на вопросы о прослушанном произведении; называть произведения, композиторов; называть исполнителя- певец, инструмент, оркестр, ансамбль; определять характер, содержание произведения; определять ведущие средства выразительности; давать адекватную оценку качеству исполнения произведения. Тематический план Класс Пение Слушание музыки Элементы музыкальной грамоты ВСЕГО: 6 14 14 6 34 7 14 14 6 34 Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению - Медиа, ИКТ; - оборудование для прослушивания аудио и звукозаписей; - звукозаписи в соответствии с планом. Планируемые результаты изучения учебного предмета Виды контроля: текущий– контроль в процессе изучения темы итоговый – контроль в конце изучения раздела, темы Формы (приемы) контроля: В качестве форм контроля могут использоваться: 12 - творческие задания; - музыкальные турниры, - урок – музыкальное путешествие; - музыкальные викторины; - урок – концерт; - тесты. Учебная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует: - формированию у обучающихся представлений о художественной картине мира; -овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа; - обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; - расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства; - совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с обучающимися, с учителем ; Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует: - овладению обучающимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности; - определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам д еятельности; - совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью обучающихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач. Календарно –тематическое планирование уроков музыки 6 класс 1 четверть № п/п 1 2 3 4 5 6 Тема Кол-во часов Музыка и литература Песня Опера Балет Симфония Обобщающий урок 1 1 2 2 1 1 2 четверть № Тема Кол-во часов 13 п/п 1 2 3 4 5 6 7 Музыка - главный герой сказок Почему сказки о музыке есть у всех народов Музыка - главный герой басен Чудо музыки в повестях К.Паустовского Творчество Э.Грига Музыка в кинофильмах Обобщающийурок 1 1 1 1 1 2 1 3 четверть № п/п 1 2 3 4 5 6 7 № п/п 1 2 3 4 5 Тема Введение в тему «Музыка лѐгкая и серьѐзная» Лѐгкое и серьѐзное в танцевальной музыке Лѐгкое и серьѐзное в песне Ансамбль - значит вместе Современные музыкальные инструменты (Синтезатор, электрогитара) Бардовская песня Современные исполнители 4 четверть Кол-во часов 1 2 1 2 1 2 1 Тема Кол-во часов Программная музыка Особенности творчества композиторов: М.И. Глинка, П.И.Чайковский, Н.А. Римский -Корсаков Жанры музыкальных произведений (опера, балет, романс, соната, серенада, симфония) Обобщение темы «Программная музыка» Контрольный урок 2 2 2 1 1 Календарно –тематическое планирование уроков музыки 7 класс 14 1 четверть № п/п 1 2 3 4 5 6 Тема Кол-во часов Легкая музыка Серьезная музыка Взаимосвязь легкой и серьезной музыки Вокальная музыка Музыка, имеющая литературный сюжет Обобщающий урок 1 1 2 2 1 1 2 четверть № п/п 1 2 3 4 5 Тема Кол-во часов Особенности творчества Глинки Особенности творчества Чайковского Особенности творчества Римского- Корсакова Интонация в музыке Обобщающий урок 2 2 1 2 1 3 четверть № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Тема Кол-во часов Введение в тему «Жанры музыкальных произведений» Опера Балет Симфония Концерт Соната Романс 1 2 2 2 1 1 1 4 четверть № п/п Тема Кол-во часов 15 1 2 3 4 5 6 Современные музыкальные инструменты Электронные муз.инструменты Аккомпанемент, аранжировка Современные музыканты Контрольный урок Урок-концерт «Мы любим петь» 1 2 2 1 1 1 Приложение Контрольно-измерительный материал для 6класса Тест 1 Назовите музыкальный символ России: а) Герб России б) Флаг России в) Гимн России Назовите авторов-создателей Гимна России: а) П.Чайковский б) А.Александров в) С.Михалков 3. Найдите лишнее: Три «кита» в музыке – это… а) Песня б) Танец 16 в) Вальс Тест 2 1. Выберите правильные ответы: В оркестр русских народных инструментов входят: а) скрипка б) бубен в) виолончель г) балалайка д) домра е) барабан ж) баян з) гусли и) флейта 2.Приведите в соответствие: а) Струнные инструменты 1) рожок б) Ударные инструменты 2) бубен в) Духовые 3) гусли 3. Найдите лишнее: Жанры народных песен: а) Колыбельные б) Игровые в) Плясовые г) Хороводные д) Спокойные е) Трудовые ж) Обрядовые 4.Найдите лишнее: Струнно-смычковые инструменты: а) Скрипка б) Альт в) Арфа г) Виолончель д) Контрабас 17 5. Приведите в соответствие: а) С.В.Рахманинов 1) «Старый замок» б) М.П.Мусоргский 2) «Полонез» в) Ф.Шопен 3) «Сирень» 6. Оцените утверждение: Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства а) верно б) неверно человека. Контрольно-измерительный материал для 7 класса Тест 1 1. Выберите правильные ответы: В оркестр русских народных инструментов входят: а) скрипка б) бубен в) виолончель г) балалайка д) домра е) барабан ж) баян з) гусли и) флейта 2.Приведите в соответствие: а) Струнные инструменты 1) рожок б) Ударные инструменты 2) бубен в) Духовые 3) гусли 3. Найдите лишнее: Жанры народных песен: 18 а) Колыбельные б) Игровые в) Плясовые г) Хороводные д) Спокойные е) Трудовые ж) Обрядовые 4.Найдите лишнее: Струнно-смычковые инструменты: а) Скрипка б) Альт в) Арфа г) Виолончель д) Контрабас 5. Приведите в соответствие: а) С.В.Рахманинов 1) «Старый замок» б) М.П.Мусоргский 2) «Полонез» в) Ф.Шопен 3) «Сирень» 6. Оцените утверждение: Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства человека. а) верно б) неверно Тест 2 Назовите композитора, написавшего оперу «Иван Сусанин»: а) Н.А.Римский-Корсаков б) М.И.Глинка в) П.И.Чайковский Оцените утверждение: Музыка в народном стиле – это композиторская музыка, похожая на народную музыку. а) Верно б) Неверно Назовите композитора балета «Петрушка»: а) М.И.Глинка 19 б) П.И.Чайковский в) И.Ф.Стравинский Найдите лишнее: В музыкальном театре показывают следующие спектакли: а) опера б) балет в) этюд г) оперетта д) мюзикл Приведите в соответствие: 1) Опера а) актеры только танцуют 2) Балет б) актеры поют, танцуют, говорят, только комедия 3) Оперетта в) актеры поют, танцуют, говорят, комедия и драма 4) Мюзикл г) актеры только поют