Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.Н. Быкова»
(МАОУ СОШ №17 имени А.Н. Быкова)
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
к адаптированной основной образовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
от 30.08.2016 г. №121,
в редакции приказа ОО
№ 84 от «12» августа 2024 г
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МУЗЫКА
г. Сухой Лог, 2021 год
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Музыка (V класс)
Минимальный уровень:
определение
характера
и
содержания
знакомых
музыкальных
произведений, предусмотренных Программой;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании
(труба, баян, гитара);
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью
педагога);
выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение
выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое
произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша;
передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне,
голосом);
определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных
произведений (веселые, грустные и спокойные);
владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание
динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
представления о народных музыкальных инструментах и их звучании
(домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.);
представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно,
отрывисто, скачкообразно);
пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
исполнение выученных песен без музыкального сопровождения,
самостоятельно;
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей,
танцев;
владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания
музыкальной речи.
2. Содержание учебного предмета «Музыка»
В
содержание
программы
входит
овладение
обучающимися
с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для
них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности:
восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на
музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного
материала уроков состоит из элементарного теоретического материала,
доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для
слушания и исполнения, вокальных упражнений.
Восприятие музыки
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной
культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая,
современная.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и
пр.
Слушание музыки:
― овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать
на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях;
развитие
элементарных
представлений
содержания прослушиваемых произведений;
о
многообразии
внутреннего
― развитие
эмоциональной
отзывчивости
и
эмоционального
реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по
своему характеру;
― развитие умения передавать словами внутреннее содержание
музыкального произведения;
― развитие умения определять разнообразные по форме и характеру
музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная
мелодия);
― развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по
вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и
в инструментальном произведении;
― развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш,
окончание);
― ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о
различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
― знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием
(фортепиано, барабан, скрипка и др.)
Хоровое пение.
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной
культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая,
современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по
смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой
ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать
требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые
песни, колыбельные песни и пр.
Навык пения:
― обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое
положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное
положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;
― работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни;
формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы;
отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более
длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при
исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения
распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными
динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);
― пение коротких попевок на одном дыхании;
― формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного
звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо
произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в
зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать
гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого
произнесения текста в темпе исполняемого произведения;
― развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над
кантиленой - способностью певческого голоса к напевному исполнению
мелодии);
― активизация внимания к единой правильной интонации; развитие
точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и
индивидуально;
― развитие
умения
четко
выдерживать
ритмический
рисунок
произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа
над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;
― развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных
ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо
знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента;
― дифференцирование звуков по высоте и направлению движения
мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение
мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления
мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную
долю на слух;
― развитие понимания содержания песни на основе характера ее
мелодии
(веселого,
грустного,
спокойного)
и
текста;
выразительно-
эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами
динамических оттенков;
― формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох,
начало и окончание пения);
― развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение
вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников;
развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению
выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля;
― развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства
(темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения
песен;
― пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в
пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко);
― укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 –
ля1, ре1 – си1, до1 – до2.
― получение эстетического наслаждения от собственного пения.
Элементы музыкальной грамоты
Содержание:
― ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
― ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая
―
― развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):
f
o
r
― элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный
ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме
до мажор).
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра.
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения
композиторов-классиков и современных авторов.
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс
Содержание:
― обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен,
треугольник; металлофон; ложки и др.);
― обучение игре на балалайке или других доступных народных
инструментах;
― обучение игре на фортепиано.
3.Тематическое планирование по учебному предмету «Музыка»
Тематическое планирование
5 класс
На перекрестке искусств – художественное познание мира
Искусство слышать, искусство видеть (6 ч)
1.
Музыка и литература.
2.
Песни без слов
3.
Мелодия и слово
4.
Лейся песенка моя
5.
Речь стремится к музыке, музыка стремится к речи.
6.
Лаборатория музыки
Истоки творчества (8 ч)
7.
Знакомимся с песней, историей, людьми
Колво
часов
8.
Поэтизация повседневности
9.
Что может случиться с музыкой?
10.
Изображение, слово, звучание.
11.
Состояние творчества.
12.
Проникновение в замысел художника, композитора, писателя
13.
В поисках прекрасного.
14.
Развёртывание художественного замысла
15.
Образный язык искусства (9 ч)
Интонационно-образная природа музыкального искусства
17.
Единые интонационно-эмоциональные истоки человеческой
и музыкальной речи
Музыка, рождённая словом и изображением.
18.
Интонационная общность видов искусства.
19.
Образность как универсальный способ художественного
познания мира.
20.
Способы заострения в искусстве нравственно-эстетического
смысла.
21.
Музыка вокальная, симфоническая, инструментальная
22.
Разнообразие художественных стилей, форм, жанров
23.
Народное искусство— интонационное многообразие
фольклорных традиций
16.
1
Путь к слушателю, читателю, зрителю (12 ч)
24.
Возникновение художественной деятельности как условия
существования человека.
25.
Искусство — способ философского осмысления жизни
26.
Природа и предназначение художественной деятельности.
27.
Театр как интегративная художественная целостность.
28.
Обусловленность организации выразительных средств
искусства.
29.
«Добавочные приёмы искусства».
1
30.
Научное и художественное познание мира — общее и
специфическое.
31.
Механизмы «заражения» и «внушения» в музыке.
32.
Интонационные «узелки на память».
33.
Драматургическая сущность развития музыки.
34.
Лаборатория музыки.
35.
Искусство — способ философского осмысления жизни.