Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.Н. Быкова» (МАОУ СОШ №17 имени А.Н. Быкова) ПРИЛОЖЕНИЕ №2 к адаптированной основной образовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 30.08.2016 г. №121, в редакции приказа ОО № 84 от «12» августа 2024 г АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКА г. Сухой Лог, 2021 год 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» Музыка (V класс) Минимальный уровень: определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой; представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара); пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1; различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; различение песни, танца, марша; передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом); определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные); владение элементарными представлениями о нотной грамоте. Достаточный уровень: самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо); представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.); представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно); пение хором с выполнением требований художественного исполнения; ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно; различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи. 2. Содержание учебного предмета «Музыка» В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Восприятие музыки Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр. Слушание музыки: ― овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений содержания прослушиваемых произведений; о многообразии внутреннего ― развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру; ― развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения; ― развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная мелодия); ― развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; ― развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); ― ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр); ― знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка и др.) Хоровое пение. Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни и пр. Навык пения: ― обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки; ― работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); ― пение коротких попевок на одном дыхании; ― формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения; ― развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой - способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии); ― активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально; ― развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне; ― развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента; ― дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух; ― развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно- эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; ― формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения); ― развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля; ― развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен; ― пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко); ― укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1, ре1 – си1, до1 – до2. ― получение эстетического наслаждения от собственного пения. Элементы музыкальной грамоты Содержание: ― ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие); ― ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая ― ― развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие): f o r ― элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор). Игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторов-классиков и современных авторов. Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс Содержание: ― обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон; ложки и др.); ― обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах; ― обучение игре на фортепиано. 3.Тематическое планирование по учебному предмету «Музыка» Тематическое планирование 5 класс На перекрестке искусств – художественное познание мира Искусство слышать, искусство видеть (6 ч) 1. Музыка и литература. 2. Песни без слов 3. Мелодия и слово 4. Лейся песенка моя 5. Речь стремится к музыке, музыка стремится к речи. 6. Лаборатория музыки Истоки творчества (8 ч) 7. Знакомимся с песней, историей, людьми Колво часов 8. Поэтизация повседневности 9. Что может случиться с музыкой? 10. Изображение, слово, звучание. 11. Состояние творчества. 12. Проникновение в замысел художника, композитора, писателя 13. В поисках прекрасного. 14. Развёртывание художественного замысла 15. Образный язык искусства (9 ч) Интонационно-образная природа музыкального искусства 17. Единые интонационно-эмоциональные истоки человеческой и музыкальной речи Музыка, рождённая словом и изображением. 18. Интонационная общность видов искусства. 19. Образность как универсальный способ художественного познания мира. 20. Способы заострения в искусстве нравственно-эстетического смысла. 21. Музыка вокальная, симфоническая, инструментальная 22. Разнообразие художественных стилей, форм, жанров 23. Народное искусство— интонационное многообразие фольклорных традиций 16. 1 Путь к слушателю, читателю, зрителю (12 ч) 24. Возникновение художественной деятельности как условия существования человека. 25. Искусство — способ философского осмысления жизни 26. Природа и предназначение художественной деятельности. 27. Театр как интегративная художественная целостность. 28. Обусловленность организации выразительных средств искусства. 29. «Добавочные приёмы искусства». 1 30. Научное и художественное познание мира — общее и специфическое. 31. Механизмы «заражения» и «внушения» в музыке. 32. Интонационные «узелки на память». 33. Драматургическая сущность развития музыки. 34. Лаборатория музыки. 35. Искусство — способ философского осмысления жизни.