Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.Н. Быкова» (МАОУ СОШ №17 имени А.Н. Быкова) ПРИЛОЖЕНИЕ №2 к адаптированной основной образовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 30.08.2016 г. №121, в редакции приказа ОО № 84 от «12» августа 2024 г Адаптированная рабочая программа по математике, 6 класс, Пояснительная записка Цели и задачи: Цель программы: Формирование системы доступных математических знаний, умений, навыков н еобходимых в повседневной жизни. Развитие познавательных способностей, коррекция познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, недостатков моторики. Воспитание правил нравственного поведения, необходимого для общения и сотрудничества. Основные задачи: дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность; использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств; развивать речь учащихся, обогащая ее математической терминологией; воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, нав ыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения. Место предмета в учебном плане ОУ Математика, как учебный предмет в 6 классе предусматривает 2 часа в неделю, всего за год 68 часов. Уровень обучения – минимальный базовый. Особенности преподавания данного учебного предмета в 6. 8 классах Данная программа рассчитана на детей, обучающихся по индивидуальной адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью, обучающихся по решению ПМПК на индивидуальном /домашнем обучении. У детей наблюдаются психофизические отклонения, которые затрудняют овладение предметом. Уровень развития познавательной сферы снижен: А) особенности восприятия: величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов; Б) особенности внимания: объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания; В) особенности мышления: уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза (умение выделить существенные элемент ы, части, сравнить предметы с целью выявления сходства и различия; способность обобщать и делать самостоятельные выводы; умение устанавливать причинно-следственные связи); Г) особенности памяти: объем, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания, индивидуальные особенности памяти, преобладающий вид памяти; Д) особенности речи: дефекты произношения, объем словарного запаса, сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя; Е) нарушения в работе опорно-двигательного аппарата. Для преодоления выше перечисленных затруднений при обучении предмету создаются специальные условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Коррекционная работа Коррекция отдельных функций психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти, пространственных представлений и ориентаций, представлений о числе и времени. Организация и проведение физминуток на каждом уроке. Дифференцированное и индивидуализированное обучение детей с учетом специфики нарушений развития. Предотвращение переутомления, используя для этого разнообразные средства. Работа над расширением и активизацией словарного запаса УМК обучения по данному предмету: 1. М.Н.Перова и др.. Математика, 5. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2002 г. 2. Г.М. Капустина, М.Н.Перова. Математика, 6. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2005 год. Данный УМК предназначен для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и реализует требования Адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Математика». Содержание учебного предмета 6 год обучения Названия, обозначение чисел от 1 до 9. Счет по 1 и равными группами по 2, 3 (счет предметов и отвлеченный счет). Количественн ые, порядковые числительные. Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. Сравнение чисел. Знаки отношений больше (>), меньше (<), равно (=). Состав чисел из десятков и единиц, сложение и вычитание ч исел без перехода через десяток. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа. Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток путем разложения вычитаемого на два числа. Таблицы состава двузначных чисел (11—18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Вычисление остатка с помощью данной таблицы. Названия компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся. Число 0 как компонент сложения. Единица (мера) длины — сантиметр. Обозначение: 1 см. Соотношение: 1 дм = 10 см. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой стоимости, длины (сумма (остаток) может быть меньше, равна или больше 1 дм), массы, времени. Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц». Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Составные арифметические задачи в два действия. Прямая, отрезок. Сравнение отрезков. Угол. Элементы угла: вершина, стороны. Виды углов: прямой, тупой, острый. Черчение прямого угла с помощью чертежного треугольника. Прямоугольник, квадрат. Треугольник: вершины, углы, стороны. Черчение прямоугольника, квадрата, треугольника на бумаге в клетку. Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах, направление движения стрелок. Единица (мера) времени — час. Обозначение: 1 ч. Измерение времени по часам с точностью до 1 ч. Деление предметных совокупностей на две равные части (поровну). Содержание тем учебного курса: 6 класс Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Нумерация чисел в пределах 1000. Получение круглых сотен в пределах 1 000, сложение и вычитание круглых сотен. Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы. Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц. Счет до 1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 2 50 устно и с записью чисел. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе. Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1 км,1 г, 1 т), соотношения: 1 м = 1 000 мм, 1 км 1 000 м, 1 кг 1 000 г, 1 т 1000 кг, 1 т = 10 ц. Денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной. Единицы измерения времени: год (1 год) соотношение; 1 год = = 365, 366 сут. Високосный год. Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Умножение числа 100. Знак умножения (.). деление на 10, 100 без остатка. Умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40*2; 400 *2; 420 *2; 40 : 2; 300 : 3; 480 : 4; 450 : 5), полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24.2;243’2;48:4;488:4 и т. п). Письменное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число. Простые арифметические задачи па нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Календарно-тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Тема урока Повторение. Сотня. Тысяча. 12 часов Повторение нумерации в пределах 100. Прямой и обратный счет единицами до 10, десятками до 100. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд. Порядок действий в выражениях без скобок и со скобками. Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого Линия, отрезок, луч (повторение). Ломанные линии. Нумерация чисел в пределах 1000. Таблица разрядов. Сложение и вычитание круглых сотен с помощью калькулятора. Таблица разрядов, классов многозначных чисел. Класс единиц. Треугольники. Различение треугольников по видам. Меры стоимости. Денежные купюры. Контрольная работа № 1 по теме «Сотня. Тысяча». Анализ контрольных работ. Работа над ошибками. Умножение и деление однозначного и двузначного числа без перехода через разряд. 20 часов Умножение и деление однозначного и двузначного числа на 2 без перехода через разряд. Закрепление умножения и деления однозначного и двузначного числа на 2 без перехода через разряд. Умножение и деление однозначного и двузначного числа на 3 без перехода через разряд. Закрепление умножения и деления однозначного и двузначного числа на 3 без перехода через разряд. Умножение и деление однозначного и двузначного числа на 4 без Дата 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. перехода через разряд. Круг. Окружность. Построение окружности с помощью циркуля. Закрепление умножения и деления однозначного и двузначного числа на 4 без перехода через разряд. Умножение и деление однозначного и двузначного числа на 5 без перехода через разряд. Закрепление умножения и деления однозначного и двузначного числа на 5 без перехода через разряд. Умножение и деление однозначного и двузначного числа на 6 без перехода через разряд. Закрепление умножения и деления однозначного и двузначного числа на 6 без перехода через разряд. Окружность. Радиус окружности. Умножение и деление однозначного и двузначного числа на 7 без перехода через разряд. Закрепление умножения и деления однозначного и двузначного числа на 7 без перехода через разряд. Умножение и деление однозначного и двузначного числа на 8 без перехода через разряд. Закрепление умножения и деления однозначного и двузначного числа на 8 без перехода через разряд. Умножение и деление однозначного и двузначного числа на 9 без перехода через разряд. Закрепление умножения и деления однозначного и двузначного числа на 9 без перехода через разряд. Закрепление умножения и деления без перехода через разряд. Контрольная работа № 2 по теме «Умножение и деление чисел без перехода через разряд». Сложение трехзначных, двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд. 5 часов Сложение трехзначных, двузначных и однозначных чисел с 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. переходом через разряд. Вычитание чисел с переходом через разряд единиц и разряд десятков. Сложение и вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд. Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000» Куб, брус, шар. Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд 16 часов Умножение двузначного числа на однозначное. Деление двузначного числа на однозначное. Умножение и деление двузначного числа на однозначное. Умножение трехзначного числа, оканчивающегося нулем, на однозначное число без перехода через разряд Деление трехзначного числа, оканчивающегося нулем, на однозначное число без перехода через разряд Умножение и деление трехзначного числа, оканчивающегося нулем, на однозначное число без перехода через разряд. Умножение трехзначного числа на однозначное число без перехода через разряд. Деление трехзначного числа на однозначное число без перехода через разряд Умножение и деление трехзначного числа на однозначное число без перехода через разряд Деление двузначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. Деление трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. Деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число 50. 51. 52. 53. без перехода через разряд. Деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. Закрепление Закрепление темы. Решение задач. Контрольная работа № 4 по теме «Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд» Диаметр окружности. Обозначение – D. Хорда окружности. 54. Повторение 15 часов Нумерация. Таблица разрядов и классов. Смешанные примеры (на сложение, вычитание, умножение и деление). 55. Сложение и вычитание многозначных чисел. 56. Умножение двузначных чисел на однозначное число. 57. Деление двузначных чисел на однозначное число. 58. Умножение трехзначных чисел на однозначное число. 59. Деление трехзначных чисел на однозначное число. 60. Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число. Порядок действий. 61. Решение задач на построение (треугольник, прямоугольник, квадрат). 62. Выполнение арифметических действий с числами, полученными при измерении длины, стоимости, массы. Решение задач. 63. Подготовка к итоговой контрольной работе. 64. Контрольная работа за год №5. 65. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. 66. Урок обобщающего повторения. Математическое лото. 67. Урок игра. Математический лабиринт. 68. Урок путешествие. «Волшебный мир математики»