Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.Н. Быкова» (МАОУ СОШ №17 имени А.Н. Быкова) ПРИЛОЖЕНИЕ №2 к адаптированной основной образовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 30.08.2016 г. №121, в редакции приказа ОО № 84 от «12» августа 2024 г Рабочая программа ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 6 класс г. Сухой Лог, 2024 1 Пояснительная записка Программа курса «Природоведение» для 6 класса направлена на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее. Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью. Основными задачами курса «Природоведение» 6 класс является: • сообщение учащимся сведений о неживой природе и ее роли в жизни человека, о сезонных изменениях, о жизни растений; • установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимости природных явлений; • экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни растений и человека), бережного отношения к природе; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к неживой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты. В процессе изучения природоведческого материала у учащихся с нарушениями интеллекта развивается и корригируется произвольное внимание, память, воображение, речь. логиче ское мышление (умение анализировать, сравнивать. обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости). Первые природоведческие знания умственно отсталые школьники получают в дошкольном возрасте и в начальных классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной коррекционной школы формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения, знакомятся с временами года и их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека. Заложенный в данную программу обязательный минимум знаний обеспечивает преем ственность на разных ступенях обучения школьников. В рамках природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные на уроках «Живой мир» в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний об объектах природы и формировании первоначальных пред ставлений о человеке как части Вселенной, о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде. Такой подход к отбору содержания курса природоведения соответ ствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у школьников с нарушениями интеллекта, так и экологическим требованиям современной жизни. Таким образом, предлагаемый в программе минимум природоведческих знаний предоставляет возможность более успешного продолжения образования на последующих уровнях развития в процессе изучения географии и естествознания. Кроме вертикальной преемственно сти программа обеспечивает и горизонтальные межпредметные связи. Содержание программы по природоведению взаимосвязано с математикой, русским языком, домоводством, физической культурой, изобразительным искусством, трудовой подготовкой. Программа по природоведению за 6 класс включает разделы: «Природа», «Вода», «Воздух», «Полезные ископаемые», «Почва». Цель рабочей программы: создание условий, способствующих развитию личности учащихся с отклонениями в здоровье и усвоению образовательной программы. Задачи рабочей программы: 2 Осуществлять образование с учетом психофизических особенностей ребенка; Развивать потенциальные возможности учащегося, механизмов обработки информации, которые позволяли бы адаптироваться в социуме; Приобщать учащихся к социальным нормам и эталонам, принятым в обществе; Формировать коммуникативные качества. Для реализации компетентностного подхода в обучении содержание образования раскрывается через содержательные линии: Информационная культура через индивидуальную работу, через создание на уроке условий для усвоения основных понятий. Социально-экономическая и правовая культура через умение строить отношения с другими людьми. Экологическая культура через содержание учебных, тренировочных задач курса, через воспитательные моменты урока. Культура здоровья и охраны жизнедеятельности через организацию учебновоспитательного процесса. В целях реабилитации личности умственно отсталого ребенка на уроках проводится коррекционная работа: S совершенствование движений и сенсомоторного развития; S коррекция отдельных сторон психической деятельности; S развитие основных мыслительных операций; S развитие различных видов мышления; S коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы; S развитие речи, овладение техникой речи; S расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря; S коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Методическая сторона урока Разнообразие методов и приемов; частая смена видов деятельности; Методика изучения нового материала: опора на имеющиеся у школьников знания, разнообразие методов и приемов обобщения; Обучающий характер урока: цель на каждый вид деятельности, помощь в организации мышления, речи, наблюдения; Организация обратной связи; Развитие коммуникативной культуры: организация связных высказываний учащегося с использованием опор, текста, образца высказывания; Развитие логического мышления на уроке; Наглядность обучения: эстетичность, грамотность, методика применения, правильность использования классной доски; Способы индивидуализации и дифференцирования заданий в зависимости от их лич ностных и возрастных особенностей и подготовки; Развитие самостоятельности при применении учащимися знаний, навыков, умений, их осмысленность, применение умений в новых ситуациях. Содержательная сторона урока Соотношение включенного в урок материала программным требованиям, теме, возрасту, связь с предыдущим и последующим материалом; Объем изучаемого материала, какие формировались представления, понятия; Связь учебного материала с современным окружением, жизненным опытом учащихся, межпредметные и внутрепредметные связи; Достаточность использования содержания материала в воспитательных целях, формирования трудолюбия, развитие нравственных и эстетических чувств; Реализация возможностей содержания материала для коррекции познавательной дея- 3 тельности учащихся. Организационная сторона урока Мобилизирующее начало урока; Организация учащихся на каждый вид деятельности; Поведение учащихся на уроке (внимание, активность, интерес); Правильность оценки знаний учащихся (осознанность, прочность, глубина); Подготовленность учащихся к выполнению домашнего задания (наличие индивидуа лизации и дифференциации д/з, объем д/з); Соблюдение санитарно-гигиенических требований; Результативность; Достижение целей, выполнение плана урока; Объем и качество знаний; Коррекционно-воспитывающее и коррекционно-развивающее значение урока. Раздел 2. Планируемые результаты изучения учебного предмета В соответствии с требования Стандарта для учащихся с умственной отсталостью (ин теллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты. Личностные: формирование мотивации к познавательной деятельности; развитие личностных представлений о целостности живой и неживой природы, формирование эмоционально-ценностного отношения к неживой природе; вовлечение в экологическую и природоохранную деятельность, ориентация на выбор целевых и смысловых установок, направленных на эстетическое и этическое отношение к объ ектам неживой природы; приобщение к ценностям биологической науки и экологической культуры, глобальным проблемам человечества, правилам и нормам поведения в природе; формирование умения обращаться с микропрепаратами и лабораторным оборудованием. Предметные: знакомство с предметом изучения раздела «Неживая природа»; развитие эстетического и этического значения неживой природы; обучение наблюдательности и способности описывать природные явления; развитие первоначальных представлений о разнообразии неживой природы, способах ее использования и методах защиты; ознакомление в доступной форме с понятиями экологии, раскрытие их значения для биологического познания; формирование предметных познавательных учебных действий (описание и сравнение растительных и животных объектов, понимание влияния экологических факторов на организмы). Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью реа лизуется в процессе всего школьного обучения биологии и конкретизирует требования Стан дарта к личностным и предметным результатам освоения адаптированной программы по пред мету. Программа формирования базовых учебных действий по природоведению реализуется в процессе и учебной, и внеурочной деятельности в 5-6 классах. Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реали зовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с ограниченными возможностями здоровья. Базовые учебные действия — это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования учащим ся с умственной отсталостью. 4 Программа формирует основы учебной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которые способствуют их подготовке к самостоятельной жизни в обществе. Приоритет отдается формированию мотивационного компонента учебной деятельности; овла дению комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учеб ной деятельности; развитию умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога. Уровни овладения предметными результатами Адаптированная образовательная программа по природоведению (6 класс) определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень: узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире; отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево леса); называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые); соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека; соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); выполнение несложных заданий под контролем учителя; адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога. Достаточный уровень: узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объек тах по заданию педагога; представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер — травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом); называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения; выделение существенных признаков групп объектов; знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни; участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений; выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями. В результате изучения курса «Природоведение» учащиеся 6 класса должны знать: отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов; 5 характерные признаки полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы; некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха. Обучающиеся должны уметь: обращаться с простым лабораторным оборудованием; определять температуру воды и воздуха; проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке. Учитывая индивидуальные особенности школьников, учитель может снижать уровень требований к отдельным учащимся по наиболее сложным темам. 6 Раздел 3. Содержание учебного предмета Введение. Природа (4) Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей - в газы. Для чего нужно изучать неживую природу. Планета, на которой мы живем, Земля. Форма и величина Земли. Смена дня и ночи. Смена времен года. Вода (13) Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Учет этих свойств воды че ловеком. Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.) Растворы в природе: минеральная и морская вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Пить евая вода. Температура воды и ее измерение. Единица измерения температуры - градус. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды и пути их решения. Воздух (14) Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Теплопроводность воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а тяжелый холодный опускается вниз. Движение воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого га- за при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, пути их решения. Полезные ископаемые(21) Полезные ископаемые и их значение. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, из вестняк, песок, глина. Внешний вид и свойства. Добыча и использование. Горючие полезные ископаемые Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горю честь. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. 7 Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Железная и медная руды. Их внешний вид и свойства. Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.). Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения. Почва (18) Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной - органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества - минеральная часть почвы. Виды почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения. Повторение (1): Повторение изученного по курсу «Неживая природа»: отличие живых и неживых тел, вещества жидкие, твердые, газообразные. Полезные ископаемые, их использование, бережное отношение к природе. 8 № п/п Содержание учебного материала Количество часов Раздел 4. Тематическое планирование Введение. 1 2 3 4. Природа живая и неживая. Предметы и явления живой природы. Твердые тела, жидкие тела, газообразные тела. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкие тела, газообразные тела.. Превращение твердых тел в жидкости и газы. Для чего нужно изучать неживую природу? 1 1 Словарь Коммуникативные навыки Работа по социализации Природа, живая Изучение неживой природы природа, живые тела, Формирование связной речи через и неживых ел и их неживая природа, умение составлять рассказ по значения для человека, его неживые тела, тела опорным словам, проводить жизни и хозяйственной твердые, жидкие, сравнение объектов природы. деятельности. Где ты газообразные используешь воду? Явления природы 1 Твердые Жидкие газообразные 1 Неживая природа Живая природа Явления природы Твердые тела Коррекционная работа Коррекция зрительного восприятия через проведение несложных опытов. Коррекция мышления через сравнение и анализ объектов природы. Коррекция речи и памяти через составление рассказа по опорным словам Коррекция зрительного восприятия через проведение Развитие монологической речи Расширение круга знаний о практической работы (с.14), через составление рассказа по использование DVD явлениях неживой плану, использование пересказа фильмов о строении земли. природы. по научной статье Коррекция внимания и памяти через использование диаграмм Учить бережно относиться к природным богатствам, Коррекция памяти и вниРазвитие диалогической речи использовать их мания через использование через использование сюжетно- рационально. Ис- наблюдений. Коррекция ролевой игры «Учитель - ученик». пользование наблюдений о мышления через исРассказ по плану. пользование моделирования расходовании воды в семье, жизненных ситуаций. школе. Где человек использует лед? Формирование монологической Коррекция памяти и вниречи через составление рассказа с мания через использование опорой на жизненный опыт, план, Зачем нужна вода? Где наблюдений. Коррекция картину. человек использует воду? мышления через ис- 9 Жидкие тела Газообразные тела Вода. Вода в природе. Река Урал. 5 1 Практическая работа «Измерение температуры питьевой холодной, горячей и теплой воды. Формирование связной речи через Использование воды составление рассказа, развитие человеком в хозяйственных монологической речи - рассказ целях. Для чего ты рассуждение о значении воды для используешь воду. организма человека. Коррекция мышления через использование загадок (серии картин). Коррекция внимании я и речи через опору на жизненный опыт и знаний общества о воде. Как определить, для чего предназначен термометр? Температура воды и ее измерение. Единица измерения - градус. 6. Вода, водоем пользование моделирования жизненных ситуаций. 1 7. Свойства воды: непостоянство формы и текучесть Практическая работа «Определение текучести воды» 1 8. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. 1 Температура Шкала Градус термометр Развитие связной речи через составление рассказа- описания устройства термометра. Использование заданий с опорой на различные доКак измерить температуру минантные анализаторы для воды, тела, воздуха? коррекции памяти, внимания, Зачем нам надо знать и мышления. Коррекция памяти через составление пересказа с уметь. опорой на слова, картинки, план. Коррекция зрительного восприятия через испольПрименение свойств воды зование наблюдений и Жидкость, твердые текучести и непостоянство проведение опытов. тела, газообразное Развитие диалогической и моформы в природных состояние воды, нологической речи через описание условиях (образование рек, Коррекция памяти и речи непостоянство простейших опытов. озер, течение рек и ручьев). через использование рассказа описания. Коррекция формы. Что можно сделать с водой? мыслительных операций (Перелить, разлить) (последовательность, логичность) Расширение воды, сжатие воды Развитие монологической речи через описание опытов 10 Применение свойства воды Коррекция зрительного расширяться при восприятия через проведение нагревании в быту. опытов 9 10 Расширение при замерзании. Учет и использование этих свойств воды человеком. Способность воды растворять твердые вещества. 1 1 Растворимые и нерастворимые вещества. 11. 12. 13 14 1 Растворы в быту. (Стиральные, питьевые). Растворы в природе: минеральная и морская вода. Вода прозрачная и мутная вода. Загрязнение воды в реке Урал и пути решения проблемы. 1 1 1 Развитие монологической и диалогической речи через использование сюжетноролевой игры «Вопрос - ответ». Как люди используют лед? Как вести себя на катке? Коррекция волевых усилий при выполнении задания. Коррекция связной речи через использование дополнительного чтения. Коррекция зрительного восприятия через испольРазвитие связной речи через Растворение стирального зование практических работ и растворимые веще- описание опытов, их результатов, порошка в воде. проведение опытов. ства наблюдений. Составление Наблюдения, жизненный Коррекция мышления через рассказа по опорным словам. опыт. анализ и сравнение предметов и явлений. Использование фильтров в Фильтр Коррекция внимания и домашнем хозяйстве. Нерастворимые памяти через опору на Какими подручными Развитие монологической речи вещества, различные анализаторы средствами можно очистить через описание опыта. Растворимые вещезрительные, вкусовые, воду? ства тактильные. Растворитель раствор Развитие связной речи через использование опорных слов. Как приготовить мыльный раствор? Развитие связной речи через Почему нельзя пить сырую Коррекция внимания, речи и памяти через использование Раствор, раство- использование опорных слов воду из водоемов? наглядных схем, (спиртовка, штатив, фарфоровая ритель, водные Как очистить воду? составление рассказов по чашка, осадок белого цвета) растворы. (Профильтровать, просхемам, картинкам, опорным Коррекция внимания, речи и кипятить, отстоять) словам. памяти через использование наглядных схем. Коррекция зрительного Развитие связной речи через восприятия через испольВода прозрачная, вода описание опытов, их результатов, зование наблюдений и мутная, вода Что такое питьевая вода? наблюдений. Развитие опытов. Коррекция мышления минеральная, вода Как обезопасить свой диалогической речи через исчерез анализ и сравнение чистая, осадок организм от хлора? пользование сюжетно-ролевой предметов и явлений. фильтрования игры «Вопрос - ответ» 11 15. Очистка мутной воды. Питьевая вода. Практическая работа. Определение чистоты воды ближайшего водоема. 1 16. Три состояния воды. Контрольный тест 1 17. Коррекция внимания, речи и Почему нельзя пить сырую памяти через использование Развитие связной речи через воду из водоемов? Мутная вода Питьевая описание опытов, наблюдений, их наглядных схем, Как очистить воду? вода результатов. Коррекция внимания, составление рассказов по (Профильтровать, проречи через наглядность. схемам, картинкам, опорным кипятить, отстоять) Откуда словам. берется питьевая вода? Коррекция внимания, речи и памяти через использование Бережное использование наглядных схем, Пар Развитие связной речи через воды человеком. Как ты составление рассказов по Лед составление рассказа по схеме, бережешь воду? Пар схемам, картинкам, опорным жидкость картинке. помощник. словам. Очистные сооружения, загрязнение воды Круговорот воды в природе. Значение воды в природе. Экскурсия к реке Урал. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды и пути их решения. 1 Воздух Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность. Значение воздуха в жизни человека. 1 Коррекция внимания, речи, мышления и памяти через использование опоры на различные анализаторы, Формирование монологической и Как бережно использовать тестовые задания, диалогической речи через воду в школе, дома? кроссворды. Коррекция использование различных видов Составление рассказа «Как долговременной памяти, деятельности, рассказ, пересказ, можно беречь воду дома, в зрительного и слухового описание, наблюдение школе, в природе» восприятия, следование речевой инструкции 18. воздух Развитие монологической и диалогической речи через составление инструкции. 12 Правильное проветривание помещения Коррекция понятийной стороны речи, накопление словаря. Формирование общеучебных навыков при работе с текстом 19. Упругость воздуха 1 Упругость, сжимаемость 20. Теплопроводность воздуха. 1 теплопроводимость 21. Учет и использование свойств воздуха человеком. 1 22. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного. Движение воздуха из теплой комнаты в 23. холодную и холодного в теплую. Практическая работа. Состав воздуха: кислород, углекислый газ. 24. Практическая работа «Наблюдение за отклонением пламени свечи» 25. Кислород и его свойство поддерживать горение. 26. Значение кислорода для дыхания, растений, животных и человека. Коррекция эмоций, воли, характера Развитие монологической речи Сжатый воздух в быту Коррекция долговременной через использование наблюдений Краскопульт распылитель памяти опытов, жизненных ситуаций Следование речевым инструкциям Коррекция эмоциональноРазвитие монологической речи Теплопроводимость в быту волевой сферы, долговречерез использование опытов менной памяти Теплопроводимость в быту 1 Расширение, сжатие 1 Циркуляция Ураган ветер 1 газ 1 кислород Развитие монологической речи через опыты и наблюдения 1 Кислород Сжатый воздух Формирование и развитие монологической и диалогической речи через моделирование жизненных ситуаций Коррекция зрительного восприятия через проведение опытов на уроках Коррекция долговременной памяти. Развитие монологической речи через опыты и наблюдения. Развитие монологической речи ч\з Использование вентиляции опыты и наблюдения в быту 13 Коррекция долговременной памяти через следование словесной инструкции. Эвакуация при пожаре. Зачем надо закрывать форточки? Коррекция долговременной памяти через анализ 1 27. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. 28. Применение кислорода в медицине. 1 29 Применение углекислого газа при тушении пожара. 1 30. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе. 1 Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения. 1 Полезные ископаемые Полезные ископаемые и их значение 1 31. 32. Формирование и развитие монологической и диалогической Углекислый газ горение речи ч/з моделирование жизненных ситуаций Формирование и развитие монологической и диалогической Кислородная подушка речи ч/з моделирование жизненных ситуаций Формирование и развитие диалогической речи ч/з моделирование жизненных ситуаций Коррекция долговременной памяти через анализ Почему в сосновом лесу дышится легко? Как пользоваться огнетушителем? Огнетушитель Кислород Примеси Озеленение Чистый воздух Углекислый газ - вред или польза? Коррекция долговременной памяти через анализ Выбросы предприятий Выхлопные газы Фильтры Озеленение Коррекция памяти и мыслительной деятельности ч\з сравнение и анализ Образцы полезных ископаемых 33 Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. 1 Строительные полезные ископаемые, Развитие монологической речи ч\з Гранит составление рассказа по опорным Строительные матаблицам териалы 14 Определение полезных ископаемых Коррекция волевых усилий при выполнении заданий. 34 Гранит. Внешний вид и свойства. Добыча и использование. Ильменский минералогический заповедник. 1 35 Известняк Внешний вид и свойства. Добыча и использование. 1 известняк Развитие монологической речи ч\з описание опытов Определение полезных ископаемых 36 Песок и глина Внешний вид и свойства. Добыча и использование. 1 Глина песок Развитие монологической речи ч\з описание опытов Строительные полезные ископаемые 37 Горючие полезные ископаемые «Полезные ископаемые России» 1 38 Торф Внешний вид и свойства торфа. Образование, добыча и использование. 1 39 Каменный уголь. Внешний вид и свойства. Добыча и использование. 1 Коррекция воли и эмоций Коррекция зрительного восприятия ч\з проведение опытов Коррекция зрительного восприятия ч\з проведение опытов Горючие полезные Формирование связной речи ч\з Учить бережно относиться Коррекция мыслительных операций (последовательископаемые; Торф; составление рассказа по опорным к природным богатствам. ность, логичность) каменный уголь; словам, проводить сравнение нефть; природный газ; полезных ископаемых Учить бережно относится к Развитие диалогической и Коррекция зрительного природным богатствам, Торфяники монологической речи ч\з опивосприятия через проведение использование торфа в Влагоемкость сание простейших опытов опыта жизнедеятельности человека Учить бережно относится к Коррекция памяти и речи ч\з природным богатствам Формирование связной речи ч\з Использование каменного использование рассказа Антрацит; составление рассказа по опорным угля в жизнедеятельности описания. Бурый уголь; Обычные словам, проводить сравнение Коррекция зрительного человека сорта; Шахта между торфом и каменным углем восприятия через проведение опыта 15 40 41 Нефть. Внешний вид и свойства нефти. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства, добыча, использование. Правила обращения с газом в быту. 1 Нефтяные вышки «черное золото» 1 Газопровод Скважина 42 Калийная соль. Внешний вид и свойства. Добыча и использование. Получение минеральных удобрений. 1 43 Фосфориты. Внешний вид и свойства. Добыча и использование 1 Минеральное удобрение; Калийные и фосфорная соли фосфориты Мельница; Удобрение; Формирование монологической речи ч\з использование различных видов деятельности: рассказа пересказа, описание Формирование монологической речи ч\з использование различных видов деятельности: рассказа пересказа, описание Учить бережно относится к природным богатствам Использование нефти в жизнедеятельности человека Использование нефти в жизнедеятельности человека Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ) Коррекция памяти и речи ч\з использование рассказа описания Коррекция познавательной деятельности умение сравнивать и анализировать. Воспитывать интерес к Коррекция зрительного Развитие связной устной речи ч\з учебе, восприятия ч\з использование пересказ текста, ч\з составление Учить включать в свое наблюдений. Коррекция рассказа по схеме Развитие поведение новые знания, памяти и речи ч\з монологической речи ч\з опыты и умения и навыки использование рассказа наблюдения Расширение знаний у уч -ся описания. о полезных ископаемых. Учить бережно относиться к природным богатствам Расширение знаний у уч -ся о полезных ископаемых. Учить бережно относиться Развитие монологической речи ч\з к природным богатствам опыты и наблюдения 16 44 Полезные ископаемые, используемые для получения металлов Рудные полезные ископаемые Челябинской области. 45 Железная и медная руды. Их внешний вид и свойства 46 Получение черных и цветных металлов из металлических руд. Чугун. 47 Получение черных и цветных металлов из металлических руд. Сталь. 48 Получение черных и цветных металлов из металлических руд. Медь и олово. 1 Металл; Сплав; Руда; Самородки; 1 Металл; Сплав; Руда; Самородки; 1 Черные металлы Домна; Сталевар; Формировать положительное отношение к труду, как основе самообеспечения в самостоятельной жизни Формировать положительное отношение к труду, как основе самообеспечения в самостоятельной жизни Формировать настойчивость и терпение во время выполнения заданий Формировать настойчивость и терпение во время выполнения заданий 1 Черные металлы Домна; Сталевар; Формировать положительное отношение к труду, как основе самообеспечения в самостоятельной жизни 1 Цветные металлы; Золото; серебро; платина; медь; алюминий; олово; свинец; цинк; Развивать навыки самоРазвитие личностных, коммуконтроля ч\з формирование никативных УУД. Воспитывать навыка словесного отчета о сознательную дисциплину; проделанной работе 17 Формировать настойчивость и терпение во время выполнения заданий Формировать активность произвольного внимания Формировать активность произвольного внимания Формировать активность произвольного внимания Коррекция и развитие целостного восприятия 49 50Si 52 53 54 55 56 Получение черных и цветных металлов из металлических руд. Алюминий. Распознавание черных и цветных металлов по образцам Материал для повторения Тест по разделу «Полезные ископаемые» Почва - верхний и плодородный слой земли Как образуется почва. Состав почвы Органическая часть почвы. Перегной - органическая часть почвы. Развитие устной связной речи через пересказ текста и монологической речи через наблюдения. 1 Черные металлы Цветные металлы 2 Черные металлы Цветные металлы 1 Горючие полезные ископаемые; Минеральное удобрение; Черные металлы Цветные металлы Формирование монологической речи ч\з использование различных видов деятельности: рассказа пересказа, описание 2 Плодородие; Почва; Чернозем Формирование связной речи ч\з составление рассказа по опорным словам, Расширение знаний о получении металлов. Коррекция зрительного восприятия через наблюдение. Воспитывать интерес к учебе, Учить включать в свое поведение новые знания, умения и навыки Коррекция познавательной деятельности умение сравнивать и анализировать Учить бережно относится к природным богатствам Воспитывать интерес к учебе; Учить включать в свое поведение новые знания, умения и навыки Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) 1 Органическая часть перегной Формирование монологической Неорганическая часть речи ч\з рассказ- описание минеральные вещества 1 Коррекция памяти и речи ч\з Органическая часть Развивать навыки самоиспользование рассказа перегной Развитие монологической речи ч\з контроля ч\з формирование описания. Неорганическая часть опыты и наблюдения навыка словесного отчета о Коррекция зрительного минеральные в - ва проделанной работе восприятия через проведение опыта 18 Коррекция памяти и речи ч\з использование рассказа описания 57 Глина, песок. 1 58 Минеральная часть почвы минеральные соли. 1 59 60 61 Виды почв. Песчаные почвы Водные свойства песчаных почв. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Глинистые почвы. Водные свойства глинистых почв. Сравнение глины и глинистых почв по Водным свойствам. Практическая работа. Различение песчаных и глинистых почв. Основное свойство почвы плодородие. 1 1 1 Коррекция памяти и речи ч\з использование рассказа Песок, глина, вода, Развитие связной устной речи ч\з Формировать настойчиописания. воздух, минеральные пересказ текста, ч\з составление вость и терпение во время Коррекция зрительного соли рассказа по схеме выполнения заданий восприятия через проведение опыта Расширение знаний у уч -ся Песок, глина, вода, о почве. Воспитывать Развитие монологической речи ч\з Коррекция познавательной воздух, минеральные интерес к учебе. опыты и наблюдения деятельности умение соли сравнивать и анализировать. Коррекция зрительного Формирование связной речи ч\з восприятия ч\з использование составление рассказа по опорным Развивать навыки само- наблюдений. Коррекция словам, составление контроля ч\з формирование памяти и речи ч\з Песчаная почва; предложений, их анализ, навыка словесного отчета о использование рассказа составление к ним проделанной работе описания. схем. Глинистая почва; Формирование связной речи ч\з составление рассказа по опорным словам, составление предложений, их анализ, составление к ним схем. Коррекция зрительного Развивать навыки само- восприятия ч\з использование контроля ч\з формирование наблюдений. Коррекция навыка словесного отчета о памяти и речи ч\з проделанной работе использование рассказа описания. Развитие познавательныхУУД - Учить бережно относится к природным богатствам Формировать активность Черноземные почвы; Ценность чернозема; произвольного внимания Развитие монологической речи ч\з опыты и наблюдения 19 Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) 62 Почвы родного края Экскурсия в краеведческий музей. Обработка почвы: вспашка, боронование. 1 63 Практическая работа Весенняя обработка почвы на пришкольном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями. 1 Коррекция зрительного Правила безопасности; Развитие монологической речи ч\з Учить бережно относится к восприятия ч\з использование Готовность почвы; опыты и наблюдения природным богатствам наблюдений 64 Практическая работа. Вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников. 1 Приствольный круг 65 «Полив без воды» Значение почвы в народном хозяйстве. 1 66 67 Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы и пути их решения. Тест по теме «Почва» 2 Формирование связной речи ч\з Обработка; плуг; составление рассказа по опорным борона; культиватор; словам Рыхление Перегной Черноземные почвы Воспитывать интерес к учебе; Коррекция зрительного Учить включать в свое восприятия ч\з использование поведение новые знания, наблюдений умения и навыки Учить бережно относится к Коррекция зрительного природным богатствам восприятия ч\з использование Учить включать в свое наблюдений поведение новые знания, умения и навыки Коррекция мыслительной Коммуникативные УУД - работа с деятельности (сравнение, Учить включать в свое деформированными анализ) поведение новые знания, предложениями, текстом. умения и навыки Развитие монологической речи ч\з наблюдения Развитие монологической речи ч\з наблюдения 20 Практическая работа. 68 Посадка цветочной рассады. 1 рассада 2 Декоративные растения Практическая работа. 69 70 Уход за растениями. Развитие личностных, коммуникативных УУД 21